Пять конных памятников царей в СПб

Маргарита Гуминенко
Пять конных памятников правителям России, установленных в Санкт-Петербурге
(Поскольку сервис не предусматривает публикацию фотографий, оригинал статьи с иллюстрациями можно посмотреть тут: http://dugward.ru/publ/s272.html)

Конные статуи царей и князей символичны. Если скульптор не знает особенностей, присущих созданию таких памятников - он никогда не изваяет по-настоящему хорошей скульптуры, которая будет означать нечто большее, чем просто человек на коне. Это под Чапаевым или Богданом Хмельницким лошадь - просто лошадь. А под царём лошадь - символ подвластного ему народа. Если знать историю и внимательно присмотреться к животному, на котором восседает царь - можно дополнить портрет его эпохи.

Конных статую в Питере не так много. Я предлагаю рассмотреть 4 из них. Говорить буду преимущественно про лошадей, с точки зрения человека, который многие годы своей жизни посвятил общению с этими животными. Итак!

№1
Статуя благоверного князя Александра Невского на одноимённой площади, напротив Лавры. Открыт 9 мая 2002 года. Скульпторы родились и создавали свои шедевры в XX веке, но наверное, задумывались над тем, что именно должен отображать памятник.

Лошадь энергично шагает вперёд. Всадник не тратит силы на управление: она сама соглашается его нести и готова разделить его ратные подвиги. Можно сказать, что это идеальное сочетание воина и его верного коня, который понимает важность миссии и готов сражаться наравне с человеком, служить ему опорой и поддержкой. Прост, энергичен, готов служить.

№2
Медный всадник. Открыт в 1782 году. Честно - я не очень люблю этот памятник, поэтому фотография не моя. Взяла в интернете наиболее подходящую. Мощная, грубоватая лошадь под Петром, уже не такая готовая к свершениям. Она в лёгкой панике. Всаднику до неё, грубо говоря, дела нет. Он сидит, как на кресле, свесив ноги, вздёрнул её на дыбы и совершенно не волнуется из-за того, что она готова шарахнуться при первой же возможности. Нет, она не сопротивляется, она просто не до конца понимает, зачем всё это нужно. Но всадник уверен, что он - большой и тяжёлый и в любом случае, ей его не скинуть. А какие чувства одолевают коня - он вообще не интересуется. Не до того ему, боле важный дела ждут.

№3
Памятник Николаю I. Открыт 25 июня 1859 года. Конь изящен, породист, слушается всадника легко. Если бы выступал на выездке - получил бы высший балл: задние ноги подведены под центр тяжести, рот расслаблен - лошадь свободно даёт собой управлять, ушки заинтересованно устремлены вперёд. Всадник без напряжения, свободно контролирует коня. Это - общая работа ко взаимному удовольствию друг другом. (И не напоминайте мне о декабристах! То отдельная история, которая не имеет никакого отношения к факту, что уровень жизни и обстановка в России во время царствования Николая I могли бы послужить примером, как надо управлять страной).

№4
Памятник Александру III. Открыт 23 мая 1909 года. Тут совсем иная картина. Мощный, грубый, упрямый и злой конь, стоит упершись всеми четырьмя ногами, с таким выражением, которое ясно даёт понят: "Что хочешь делай - не сдвинусь с места!" Конь "подставил челюсть" - так держит удила во рту, что управлять им практически невозможно. Всё, что можно добиться с такого коня - держать его на месте и не пытаться изменить положение.

№5
Конная статуя Петра I, напротив Инженерного замка, несёт несколько иную смысловую нагрузку. Её эскиз создавался при жизни царя и утверждался самим Петром. Первая модель была готова уже в 1716 году, но лишь в 1800 году памятник обрёл постоянное место жительства перед Инженерным замком.

Главный смысл статуи - прославление воинских подвигов Петра I. Лошадь под ним (подобно лошади Александра Невского) уверенно шагает вперёд, всем своим видом символизируя дисциплинированность и готовность помогать всаднику в его ратных подвигах.

Скульпторы первых четырёх памятников показали не только высокий профессионализм, но и хорошее знание исторической обстановки. Они поймали именно то, что лучше всего отражает взаимоотношения российского правителя и его народа, в разные временные периоды. Последний прославляет ратные подвиги Петра I.