Инстинктограммы в психологии

Александр Васильевич Гринь
       Наши представления об иерархии инстинктов гуманоидного комплекса (1) предоставляют заманчивую перспективу использования этой парадигмы в исследованиях психологического состояния личности.
      Имеется ввиду возможность использования количественных характеристик, позволяющих набрать интересную статистику, которая способна систематизировать наши усилия в коррекции неблагоприятных психических состояний в практике, а также обосновать адекватность самого подхода.
      В качестве отправной точки мы обнародуем некоторое смелое предположение о том, что вся жизнь человека от рождения до смерти, управляемая ощущениями удовольствия, в основании содержит вектор наиболее полной реализации всех групп инстинктов гуманоидного комплекса. В пользу такой гипотезы свидетельствует вполне объективный аргумент. Если полезные поведенческие факторы закрепляются в генетике, то несомненным механизмом их обеспечивающим должно являться чувство удовольствия, которое возникает в связи с натурной реализацией того или иного полезного инстинкта, или блокирование и коррекция депрессивный состояний, разрушающих нашу психику. Образно говоря, природа кнутом и пряником стремится контролировать процесс (но не результат!) нашей эволюции.
      Именно об этом говорил в своё время Зигмунд Фрейд в отношении, в основном, инстинкта сексуального влечения. В представлениях Фрейда подавление инстинкта сексуальности может приводить к серьёзным психологическим расстройствам. Но почему только или в основном сексуальность? Возникает совершенно естественный вопрос, не является ли справедливым это утверждение применительно ко всему набору инстинктов гуманоидного комплекса от a- до h-. Видимо – да.  Но в какой мере?
      Такое утверждение может быть вполне справедливым лишь с учётом логического оформления поведенческой активности индивида посредством её рационализации корой головного мозга.  Ведь у человека инстинкты, как правило, не проявляются почти в чистом виде, как у основной массы животных, а соизмеряются со сложностью условий не только чисто физического окружения, но и – всем спектром социальных отношений.
     Природа, как известно, контролирует процесс, но не контролирует результат. В этом смысле применительно к психологии, - не является ли наиболее полная реализация инстинктов гуманоидного комплекса залогом того эталона жизни человека, которое мы иногда называем «счастьем», а иногда – «смыслом жизни». Это мы предполагаем, соглашаясь с тем, что обычные человеческое «счастье» или «смысл жизни», которые уже отчаялись найти философы на протяжении истории культуры, чаще всего, случаются весьма многотрудными.
        Здесь мы, принимая именно такую рабочую гипотезу, начнём путешествие в до сих пор ещё мало систематизированную область глубин человеческой психики, и оценим возможности тестирования личности по состоянию иерархического комплекса восьми групп базовых инстинктов.
       Чтобы глубже разобраться в существе предлагаемого метода, необходимо порекомендовать читателю сначала познакомиться с работой «Гуманоидный комплекс» (1).  Здесь мы просто принимаем в работу обозначенные нами восемь групп инстинктов, выстроенных в иерархию, на которых попытаемся основать саму методику.
       В процессе жизни инстинкты гуманоидного комплекса, как правило, подвергаются возрастной редукции, иначе говоря, подавляются. Этому способствует социализация человека, в интересах которой составляющие элементы приближаются к механическому типу функционирования в составе кастовых иерархий. Интегрированные социальные системы (государства, например, или общественные конгломераты типа фамусовского общества), в стремлении приобрести эволюционные преимущества, способны в значительной степени подавлять человеческие инстинкты высшего порядка в пользу инстинктов среднего и низшего порядка.
       Однажды возникнув принципиально всякий социальный конгломерат начинает системно культивировать собственную серость. От этого зависит его массовость и, стало быть, эволюционная успешность. Это касается любых сообществ, будь то корпоративные производственные системы, или даже творческие научные или культурные союзы. В этом процессе крайние примитивы, как, впрочем, и яркие творческие проявления оказывают на системное тело социальной иерархии деструктивное воздействие, поэтому – системно и безжалостно отметаются модальными структурами.
      В доказательство обратим внимание на феномен «мертводушия», который наиболее подробно исследовали Н.В. Гоголь в своём эпохальном произведении, А.С. Грибоедов в «Горе от ума» для фамусовского общества, Л.Н. Толстой в «Смерти Ивана Ильича» и т.д. Можно даже утверждать, что фактически вся классическая литература и искусство в той или иной мере исследуют подобные прецеденты в различных формах и ракурсах, утверждая иногда неблагоприятный в общей оценке, но вынужденный характер этого закономерного процесса.
       Для психологии тут важно понимание того, что в судьбе каждого человека редукция высших инстинктов гуманоидного комплекса носит болезненный характер. Депрессии, как правило, связаны с самим этим процессом, когда отсутствие условий и отсутствие перспектив не позволяют человеку обеспечить все эти инстинкты в полной мере, что, собственно, и приводит к их болезненной редукции.
       Однако часто случается и такое, что человек просто не видит способов удовлетворения собственных инстинктов в сложившихся для него условиях быта.
Поэтому главная задача психолога помочь пациенту в поисках соответствующих реализаций. Иногда это не сложно сделать.
      Психическое «голодание» индивида процессе редукции инстинктов социализации b- и семейственности e-, например, иногда снимается простым приобретением комнатной собачки, птичек, рыбок и пр.   Инстинкт креативности – пристрастием к рыбалке, приобщением к церкви, участием в бардовском движении и т.п.
           Смысл в том, что, в принципе, любые бытовые особенности каждого человека позволяют в значительной степени сохранить в себе комплекс высших инстинктов.  Особенно это стало возможным с развитием мира виртуальной реальности, куда устремляются многие именно в целях снижения социального давления на высшие инстинкты гуманоидного комплекса.
       Беда только в том, что в подавляющем количестве случаев такой «уход» порождает наркотическую зависимость от виртуальной реальности, чаще всего ещё более ослабляющей социализацию личности. Тут крайне важна именно психологическая помощь специалиста. Психологам часто приходится сталкиваться с нежеланием и неумением пациентов правильно скорректировать свои инстинктивные импульсы. Но почти всегда возможна адекватная терапия жизненных устремлений индивида.
       Но для того, чтобы что-то рекомендовать, необходимо выяснить,какой инстинкт или их совокупность подавляются в психике индивида в каждом конкретном случае.
 Первый шаг в этом направлении, - определить насколько уже редуцирован конкретный инстинкт в нынешнем состоянии конкретного индивида.
       Для этого предлагается следующая методика, суть которой охарактеризуем следующей таблицей для учёта состояния того или иного инстинкта.
       В таблице 1 для каждой группы инстинктов гуманоидного комплекса приведены по десять градаций, которые соответствуют потенциалу каждого инстинкта в текущем психологическом состоянии индивида.  В форме некоторых утверждений показаны нижнее среднее и максимальное значения, которые оцениваются психологом в процессе диалога с пациентом.




Таблица 1.    Градации количественной оценки состояния групп инстинктов
Наименование группы Характеристики минимального, среднего и максимального уровней
a-
Страх смерти Уровень 1. Готов прямо сейчас безболезненно уйти в небытие, жизнь вообще бессмысленна.
Уровень 6.   Жизнь штука сложная и трудная, но мне всё равно невозможно убить себя. Поэтому приходится как-то зарабатывать и приспосабливаться.
Уровень 10.  Жизнь в любом случае прекрасна, смерть всегда ужасна.

   a2-
 Деньги Уровень 1.   Не в деньгах счастье.
Уровень 6.   Нормальный человек всегда способен заработать столько денег, чтобы быть счастливым
Уровень 10. Деньги — это главная цель жизни. Счастье это, когда человек всем обеспечен, поэтому - уважаем окружающими.

b-
Социализация Уровень 1. Люблю одиночество, мне никто не нужен.
Уровень 6.   Счастье невозможно без некоторого количества одиночества.
Уровень 10. Я очень общительный человек, мне комфортно только в общении с родственниками и друзьям.

             c-
       Либидо
Уровень 1. Любой секс смешон и безобразен.  Он нужен лишь только для продолжения рода человеческого.
Уровень 6.   Секс приятен, но он не должен быть развлечением и это в жизни не главное.
Уровень 10. Секс единственное настоящее удовольствие в жизни.
             d-
    Рейтинговый инстинкт (Обида) Уровень 1. Я склонен терпеть обиды и просто держусь подальше от хамов.
Уровень 6.   Надо разбираться в обидах. На некоторые обиды ответить необходимо в любом случае
Уровень 10.  Никакую обиду ни от кого не потерплю. Обязательно дам сдачи. Если б можно было, вызвал бы хама на дуэль.

        d2-
Рейтинговый инстинкт (Уважение) Уровень 1. Меня не за что уважать окружающим.
Уровень 6.   Мне важно только то, чтобы окружающие меня не считали неудачником
Уровень 10.  Мне всегда важно чувствовать своё превосходство над всеми людьми, которые меня окружают.

    e-
Семейные ценности Уровень 1.  Семья это ничто. Лучше жить для себя и не связываться с этой обременительной глупостью.
Уровень 6.   Семья важна, но это в жизни не главное.
Уровень 10.  Это единственное, что имеет ценность в этой жизни. Жить надо только для детей и внуков.

       f-
Мой род и моя территория Уровень 1. Родина для человека — это любое место на Земле, где ему комфортнее жить.
Уровень 6.    Человек может жить там, где ему удобнее. Но связь с Родиной для него всегда должна чувствоваться в душе.
Уровень 10.  Никуда не уеду из того места, где родился и вырос.  Никакой комфорт Родины не заменит.

    g-
Любознательность и творчество Уровень 1.  Никакого хобби не имею и считаю, что это дурь. И свою работу тоже ненавижу.
Уровень 6.   Если есть возможность, то иметь хобби – хорошо, особенно, если это совпадает с работой.
Уровень 10.  В жизни всё интересно. Ко всему надо подходить конструктивно. Мне это вполне удаётся в жизни

                h-
    Любовь к человечеству (Синдром Иешуа) Уровень 1. Человечество — это сборище безмозглых кретинов, разрушающих и себя и окружающий мир.
Уровень 6.   Человечество – это очень сложное и неоднозначное социальное разнообразие. Его эволюция непредсказуема и не всегда адекватна.
Уровень 10. Человечество – это прекрасный цветок в безжизненном космосе, прекрасный во всех отношений. Все его страдания в итоге оправданы.


       Теперь проясним детали.
        Значение уровня группы инстинктов определяется по шкале от 1 до 10. (Подразумевается, что нулевые значения соответствуют только физической смерти).
        В таблице представлены только характеристики минимального, среднего и высшего уровней. Однако оценка психологического состояния индивида производится в диапазоне всей шкалы от 1 до 10.
        Эта оценка спектра инстинктов производится в личной беседе с пациентом после этапа доверительного сближения.  Определение значения уровня может производиться в любой последовательности от a- до h-.  Желательно разнообразить беседу иными вопросами, которые помогут точнее понять психологу, что пациент имеет ввиду в каждом конкретном случае.
Например, для уровня 1, который звучит так, - «Готов прямо сейчас безболезненно уйти в небытие, жизнь вообще бессмысленна».  Здесь, в случае такого выбора, следует уточнить, всегда ли пациент согласен с этим утверждением, или оно возникает спорадически и как часто?  От этих уточнений зависит и оценка уровня инстинкта от 1 до 5. При отказе уйти в небытие, следует также осторожно выяснить, рассматривал ли он вообще хоть когда-нибудь возможность суицида. От этого зависит выбор градации от 6 до 9 по показателю a-.
        Оценка состояния индивида по каждому показателю делается психологом в результате диалога, в котором необходимо понять сложившийся количественный уровень инстинкта в зависимости от той семантики, которая доступна пациенту. На это могут влиять и уровень образования, и возраст, и уровень доверия и ещё много факторов, которые должен учитывать психолог в каждом конкретном случае. Самое существенное, что может повлиять на результат, - это блокирующие влияния социальных отношений. Например, о собственных сексуальных переживаниях девочки скорее расскажут близкой подруге или матери, чем отцу или брату.  В случае таких накладок приходится оценивать конкретный показатель по косвенным признакам.
  Детальное описание этих факторов станет возможным при накоплении соответствующей статистики.  Но сейчас нам интересно лишь инициировать подобные исследования, надеясь на способности психологов к рациональному мышлению и чутью в подобных ситуациях, что, собственно, не выглядит особо сложной задачей.
         Количество тестируемых инстинктов, по-видимому, не стоит считать догматическим. В статистическом смысле удобно определить восемь основных групп инстинктов (что, собственно, тоже требует проверки временем), чтобы привести результаты к некоторому единому результату.
      Например, в группах a- и d- мы выделили по две подгруппы, значения в которых усредняются для построения гистограмм.  Видимо, для повышения точности возможны и иные дробления уровней. Но это следует отнести к творческому отношению специалистов к поставленной задаче (опасаясь, конечно, эклектики).
       Следует предположить, что и характеристики внутри уровней со временем могут претерпеть серьёзные уточнения по форме.  Поэтому понимание сути значений уровней внутри каждой группы инстинктов от 1 до 10 здесь следует признать наиболее важным. Некоторый субъективный характер оценок, конечно, неизбежен. Но остаётся надеется, что статистические наблюдения в достаточной степени нивелируют этот фактор.
       После получения всех оценок интерпретацию результатов наиболее удобно вести посредством построения гистограмм (см. таблицу), которые в нашем случае точнее называть «инстинктограммы».
        В целях иллюстрации метода в табл. 1 мы в качестве эталонов представили примерные инстинктограммы некоторых персонажей, взятых из классической литературы.
        Можно составить впечатление, что подобный анализ состояния индивида вполне возможен даже исходя из той информации, которую нам предоставляет талант конкретного писателя. Здесь в качестве эталона идеального значений всех инстинктов ГК нами принимается образ Иешуа в булгаковской интерпретации. Для него мы видим наиболее полную картину присутствия всех средних и высших инстинктов ГК при средних значениях с- (сексуальность) и d- (рейтинговый инстинкт).   
       Полной противоположностью к ним выглядит синдром Плюшкина из «Мертвых душ».  Тут мы видим фактически полную возрастную редукцию всех инстинктов, за исключением самой низменной группы a-, которая единственно удерживает данного персонажа в этой жизни.
           Сложнее обстоит дело с типизацией, например, Печорина из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова.  Здесь же мы наблюдаем всплеск креативности при высоком удельном весе суммы низменных инстинктов, что намекает на демонический характер натуры («синдром дьявола»). 
        Наиболее очевиден «синдром дьявола» у булгаковского Воланда, что, собственно, не является неожиданностью.  В рафинированном виде дьявол обладает развитым инстинктом креативности g- при высоком уровне низменных инстинктов .
        На фоне анализа типовых персонажей литературной классики мы провели тест реального пациента Х, который обратился к нам за консультацией.  Тест выявил высокую редукцию почти всех инстинктов ГК за исключением инстинкта сексуальности с- , а также инстинкта семейственности e- при высоком уровне a-.  В данном случае мы видим типичную симптоматику кризиса, который соответствует разновидности начала комплекса неудачника, что, собственно, бросалось бы в глаза любому психоаналитику с некоторым жизненным опытом в процессе знакомства с пациентом.
        В диагностическом плане интересен также суммарный уровень градации всех инстинктов, который мы называем уровнем психологической температуры (далее УПТ).  Для Иешуа этот показатель составит - 70, для Л.Толстого – 54, для Плюшкина – 14, для Печорина – 38, для Воланда – 26, для пациента Х – 42.  Вполне понятно, что показатель УПТ благоприятен в своих высоких значениях.  Однако он напрямую не связан с психологическим дискомфортом личности здесь и сейчас.  Дело в том, что в текущем состоянии индивида может отсутствовать уже сама потребность в интенсивном проявлении того или иного инстинкта.  Плюшкин, например, не будет испытывать страдания, хотя обладает уникально низким уровнем психологической температуры. Просто он – почто до конца смирился с этим обстоятельством, и у него нет потребности в проявлении инстинктов ГК, как нет её у обыкновенной репки.
       В этих значениях можно усмотреть интересную закономерность, которая, возможно, приведёт нас к количественным характеристикам и каким-то коррелятам с представлениями о счастье в человеческой жизни.
       «Трудное счастье» Иешуа в его относительно короткой жизни компенсируется чрезвычайно счастливой её интенсивностью.
      Для реальных людей этот показатель может составлять от 54 (Л.Н. Толстой) до 42 (пациент Х) в медианном диапазоне.  Очевидно, падение показателя может достигать и уровня 14 для таких «мертвецов», как Плюшкин. 
        Примечательно, что «сильные мира сего» могут подвергаться весьма интенсивным редукциям до уровня 38 для Печорина и даже до 26 для Воланда.
        Как правило, процесс редукции ГК для материально обеспеченных людей, что встречается часто, характеризуется длительной интенсивностью. Это связано с тем, что накопление материальных ценностей и каких-то новых впечатлений, которые доступны за деньги, длительно стимулирует и поддерживает инстинкт креативности g- в таких психотипах (иногда почти до конца жизни, о чём можно обнаружить аналитику в «Смерти Ивана Ильича» у Л.Н. Толстого).  Но обычно тяжкая и неизбежная расплата ожидает этих типов в конце пути, если к тому времени не утрачиваются навыки логического мышления.  Однако в любом случае исключительная погоня человека за материальными ценностями сопровождается весьма низким уровнем психологической температуры и необходимостью сложной корректировки жизненных устремлений.  Как всякая болезнь подобные аберрации психотипа могут иметь необратимый характер.








     Таблица. 1   РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ЭТАЛОННЫХ ПСИХОТИПОВ
       
       
         Методика количественной оценки позволяет ввести в обиход несколько интересных коэффициентов – индексов психологического состояния. В «шапке» таблицы они выделены жёлтым цветом.
         Первый из этих коэффициентов «Мастер и Маргарита» (МИМ) получается делением суммы значений двух высших инстинктов ГК (g- и h-) на общую сумму всех значений с последующим умножением на сто. По сути, это удельный вес значений вышеназванных инстинктов.
        Аналогично коэффициент «Данте» отражает удельный вес первых четырёх «низменных» инстинктов (a-, b-,c-,d-) в общей сумме значений.
        Коэффициент «Странник» назван в честь персонажа Н.С.Лескова из повести «Очарованный странник».  Этот персонаж к концу жизни пришёл к убеждению необходимости достойно «умереть за землю русскую».  В этом коэффициенте отражается суммарная доля «средних инстинктов» ГК, а именно инстинкта e- (семейные ценности) и f- (свой род и своя территория).
        Сложнее обстоит дело с индексом «дьявола».  Здесь коэффициент «Данте» умножается на значение инстинкта креативности g- и делится на значение инстинкта «любви к человечеству» («Синдром Иешуа»).  Смысл данного коэффициента состоит в том, что его значение возрастает при возрастании удельного веса «низменных инстинктов» в сочетании с повышенными значениями инстинкта креативности g- в отношении к высшему инстинкту h-.
       Интересное совпадение можно обнаружить после подсчёта результатов для представленных эталонов.  Значения всех перечисленных коэффициентов приближается к 25- 50 в норме (для Иешуа и Л.Толстого, например). 
       Неблагоприятные отклонения мы наблюдаем в крайних проявлениях аберрации психотипа. У Плюшкина эти коэффициенты приближаются либо к уровню 14 единиц, либо – сразу зашкаливают к уровню 70.
       Печорин и особенно Воланд неблагоприятны по индексу «Дьявола», что – по вполне понятным причинам.   Следует отметить, что Печорин нарисован М.Ю. Лермонтовым в продолжении своего небезызвестного «Демона».   У Воланда этот коэффициент особенно катастрофичен (более 500), что у типичного дьявола имеет, согласитесь, вполне понятную причину.
       Печорин вполне благополучен по общему весу высших инстинктов за счёт, в основном, инстинкта креативности g-, но страдает в процессе редукции инстинктов в пользу их «низменного» перечня с более интенсивной утратой инстинктов среднего уровня (e-,f-) .
      Что касается реального пациента Х, то очевидны его проблемы в части редукции высших инстинктов в пользу низменных.
     Теперь ещё раз возвратимся к переживаниям индивида по поводу возрастной и ситуационной редукции инстинктов ГК.    Необходимо подчеркнуть именно процессуальный (динамичный) характер этого феномена, в результате чего наступает облегчение после достижения стабильного состояния.  Имеется ввиду то обстоятельство, что адаптационные психические механизмы, снижая уровень стимулирующей активности того или иного инстинкта, в конце концов способны снизить это влияние почти до нуля. В результате наступают и успокоение и то «мертводушие», которое так любили анализировать и Н.ВГоголь (особенно в «Мёртвых душах») и А.П.Чехов, Л.Н. Толстой.
      Редукция инстинктов ГК у человека способна превращать его в некоторое подобие спокойной и счастливой репки, что, собственно, и живописует Н.В.Гоголь в уже упомянутом нами произведении.  В различной степени этот возрастной процесс свершается фактически в каждом психотипе. Интенсивнее – в плюшкинских вариантах, наименее интенсивно – в толстовских.  В последнем случае можно наблюдать явление взаимной компенсации высших и средних инстинктов, что почти не снижает средний градус психологической температуры.  Например, инстинкт креативности к старости может снижаться при интенсивном возрастании инстинкта «семейные ценности» e-, когда дедушки и бабушки посвящают себя воспитанию внуков.
       Ещё раз подчеркнём, что депрессивные психозы, как правило связаны с длящимся процессом утраты стимулирующей активности инстинктов ГК, а не с любым стабильным состоянием.
       В практике психологии, которая эмпирически чувствует рассматриваемую закономерность, в качестве лекарства используется совет «поменяй своё отношение к ситуации, если не можешь справиться с ней».  В этом практика, обгоняя менее поворотливую теорию, нашла некоторое лекарство, которое, на проверку, является весьма опасным ядом, отравляющим суть человеческого естества. 
            Изменить отношение можно лишь смирившись с происходящим. Боль притупится, но часть самого себя человек потеряет. Поэтому для практики уместнее порекомендовать использовать, всё-таки, интенсивную терапию, которая состоит в том, чтобы предложить пациенту характер какой-нибудь деятельности, способствующей компенсации и реализации естественных психологических импульсов на основе врожденных инстинктов.
            Наш методический подход позволяет количественно обозначить некоторую статистически значимую возрастную динамику редукции инстинктов ГК в процессе жизни индивида. Здесь мы очень кратко затронем и эту тему, отметив то обстоятельство, что она сама по себе очень и сложна, и многогранна.  Даже в части систематизации уже накопленного человечеством опыта тут возникает много проблем, задач и тем для долгих и трудоёмких кропотливых исследований.  Однако будет уместно привести некоторые результаты наиболее очевидных наблюдений.
            Как правило, полный набор инстинктов ГК достигает генетически детерминированного максимума в очень ранней юность от 12 до 16 лет и может удерживаться до 23-25 лет при обычном стечении обстоятельств. Однако в принципе высокие значения характеристик уровней инстинктов ГК могут сохраняться и до конца жизни, но это – очень редкий и экзотический вариант.
            Напомним, что обычно редукция инстинктов ГК начинается в направлении от высших инстинктов – к низшим (1). Поэтому инстинкт платонизма обычно значительно подавляется в человеке в 20-23 года.  Применительно, например, к студентам вузов это соответствует первым разочарованиям в романтике выбранной профессии (если, конечно, она вообще была изначально) и первым столкновениям со стабилизирующими социум кастовыми механизмами во взрослой профессиональной жизни. К этому же периоду иногда с небольшой задержкой относится и начало динамики подавления инстинкта креативности. Ближе к порогу тридцати лет в человеке начинает гаснуть инстинкт «мой род и моя территория» f- , хотя для некоторых индивидов его реализация продолжается  в группах типа клубов футбольных фанатов (у мужчин).
         К тридцати годам снижается интенсивность инстинкта e- («семейные ценности»). В этот период часто наблюдаются адюльтеры, разводы и повторные браки. Примерно к сорока годам подавляющая часть населения смиряется с осознанием своего невысокого социального статуса в реализации инстинкта d- («рейтинговый инстинкт»). Однако эволюционная мощность этого инстинкта не позволяет процессу зайти глубоко. Как правило, рейтинговые отношения в этот период приобретают болезненный оттенок в общении с теми членами социального окружения, которые ощущаются индивидом в качестве «равных» себе или с пониженным социальным статусом.
         Интересен вопрос, в чём можно усмотреть аргументы для такой интересной количественной характеристики?   Однако секрет фокуса достаточно прост. Достижения современной культуры дают нам весьма уверенные доказательства для этого.
        Наверняка, мой вдумчивый читатель, вам приходилось сталкиваться с таким анекдотом, смысл которого понятен, а главное, хорошо узнаваем для тех, кто обладает достаточным жизненным опытом. Анекдот это звучит так.
        «До двадцати лет ума нет, и не будет, до тридцати лет жены нет, - и не будет, до сорока лет денег нет, - и не будет».  Видимо не трудно теперь сопоставить наши утверждения с этими наблюдениями. Теперь сами сделайте вывод, на сколько пытливость человеческого ума и способности добывать знания из простого созерцания могут способствовать возникновению некоторых важных открытий в социально-психологической теории и практике. И удивительно, на сколько точно и кратко такое может быть выражено по форме.
          Спектр вариантов всевозможных аберраций инстинктов ГК в судьбах людей очень разнообразен, что предусмотрено самой природой для обеспечения социального разнообразия и реализации выигрышных стратегий эволюции социумов.  Тут в крайних редких вариантах возможно практически всё, - от полного сохранения всех инстинктов ГК до самой смерти, например, для Иешуа, до почти полной их редукции, например, для Плюшкина.  Исследования в этой области происходили, происходят и будут происходить до тех пор, пока существует разумная жизнь, стремящаяся к познанию всего, в т.ч. самой себя.
           В заключении следует оговориться, что подавление инстинктов ГК чаще всего не достигает полностью нулевых значений. Рудименты соответствующих психологических устремлений иногда подвержены импульсной регенерации. Это происходит в эпизодах психологического состояния, которое современная философия и психология называет пограничными, например, при ощущении близости смерти (как это случилось в повести «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстого).  Более того, психологические устремления даже в подавленном состоянии положительно реагируют на внешние нервно-лингвистические сигналы, затрагивающие соответствующие смысловые структуры сознания.
                Например, домохозяйки, давно разуверившиеся на рациональном уровне в прелестях платонической и чистой любви, с удовольствием смотрят мыльные оперы, в которых эта самая любовь интенсивно процветает в сюжете. Вполне заметно, что принципиально любые произведения в жанре попсы и китча имеют главной целью взбудоражить в сознании те структуры головного мозга, которые ассоциированы с гештальтами высших инстинктов гуманоидного комплекса.  Это не является противоречием в нашей теории, но только иллюстрирует, на сколько человек подвержен поведенческим импульсам, которые генетически заложила в нём природа.
               Таким образом, в данной работе мы попытались дать пример количественной оценки состояния инстинктов гуманоидного комплекса для применения в практической психологии.
                В методике каждая группа инстинктов оценивается по десятибалльной шкале с последующим составлением диагностических инстинктограмм и подсчётом соответствующих коэффициентов.
                Суть методики иллюстрирована на образцах анализа психических состояний некоторых литературных персонажей, что обусловлено необходимостью определения достаточно очевидных эталонов.
                Остаётся надеяться, что этот подход при последующим применении будет обоснован и уточнён необходимой статистикой.