Зальцбург. Знакомство с фонтаном на пл. Резиденций

Алла Чурлина
На самой большой площади Старого города между дворцами Старой и Новой архиепископских резиденций в центре красуется знаменитый Фонтан пл. Резиденций. Это один из многочисленных фонтанов города (что может быть отдельной тематической прогулкой по городу, его садам и паркам), а знаменит он прежде всего тем, что «севернее Альп (то есть вне/за пределами Италии) это самый красивый (большой, внушительный) фонтан периода раннего барокко» - этой фразой его сопровождают большинство городских путеводителей и гидов-экскурсоводов. К этой фразе мы ещё вернёмся, а сейчас давайте приглядимся к нему повнимательнее, в контексте происходивших событий.

Как известно, перестройкой правительственного центра рядом с собором был озабочен с конца 16 века князь-архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау (правл. 1587-1612). Изначально это касалось постройки нового дворца с 1588 года и самого романского собора, который после пожара 1598 года решено было разобрать и отстроить заново. В это время по приглашению Вольфа Дитриха начал с 1604 года работать над возведением Нового собора и разбивкой площадей вокруг него итальянский зодчий Винченцо Скамоцци (1552-1616) - ученик Андреа Палладио. Именно ему поручено представить проект будущего Дома Божьего в стилистике модного итальянского веяния, а горожанам это стоило ликвидации старого городского кладбища и снесения 55 средневековых зданий. Задуманные и начатые Вольфом Дитрихом преобразования в центре города в течение всего 17 века пришлось продолжать и завершать его преемникам - Маркусу Ситтикусу фон Хоенэмс (1612-1619) (правда, не со Скамоцци, а с Сантино Соляри) и Парису графу фон Лодрон (1619-1653). У каждого из них были свои пристрастия в эстетическом решении больших и малых форм, но, как бы то ни было, никто из них не решился «отойти» от барочной заданности в исполнении лучших мастеров из Италии. В результате, центр Зальцбурга, так явно контрастирующий с его жилым позднеготическим бюргерским фондом, был превращён в жемчужину итальянской культуры - от позднего Возрождения с переходными элементами маньеризма к раннему и зрелому барокко.

Третьим после Вольфа Дитриха правителем в середине 17 века выступает Гвидобальд граф фон Тун и Хоэнштайн (1654-1668) заслуживший прозвище «фонтанного энтузиаста». Именно ему захотелось довершить усилия и творения своих предшественников и нанятых ими мастеров маленьким (но столь характерным для итальянских городских и дворцовых шедевров) штрихом - сиянием и блеском водных струй на благородном мраморе. Да и летняя жара Зальцбурга ни в чём не уступает Апеннинам. Фонтан создавался по его распоряжению с 1656 по 1661 годы.

Работами руководил итальянский архитектор, камнерез и каменотёс Джованни Антонио Дариа (Дарио), который уже с 1650 года периодически появляется для работ над заказами в Зальцбурге, но всё ещё тесно связан с итальянскими мастерскими. Впоследствии с 1659 года более 20 лет он был главным придворным архитектором в Зальцбурге, став преемником в этой должности умершего в 1646 году великого Соляри. Несомненно, что Дариа находился в период освоения и оттачивание своего мастерства под влиянием работ Джованни Лоренцо Бернини в Риме (и прежде всего, его Фонтана Тритон). В Зальцбурге скульптором фонтана указан «мастер Tommaso» (Tommaso di Garona, 1620-1667), работы которого присутствуют на втором и завершающем ярусах соборного фасада (4 евангелиста, Моисей, Илия и Иисус в облике Спасителя мира - завершены в 1660). Из другого источника известно, что этот скульптор работал в Зальцбурге в 1657/58 гг. То есть до сих пор нет единого мнения, были ли фигуры фонтана выполнены им или нет: где-то авторство оговаривается словом «приписывают», а где-то и вовсе категорически «автор не известен». Но верхний уровень раковины с Тритоном действительно точь-в-точь соответствует римскому творению на пл. Барберини с разницей создания почти в 20 лет. Только верхний уровень (вы можете сравнить на фото). Во всей остальной композиции этот фонтан уникален своей оригинальностью и пропорциональностью. Зальцбург любит распускать слухи и молву: при отсутствии доказательств авторства вам многие напомнят о трагической смерти «мастера Томмазо» - говорят, что он пожадничал (или побоялся недополучить заработанного гонорара) и все деньги живьём повёз домой в Италию. По наводке в пути был убит и ограблен: «не храни яйца в одной кошёлке!». Было-не было, но поучительно до наших дней.

В основании фонтан имеет крестообразный план с четырьмя уровнями (его высота 14 м или 15 м в работающем состоянии). Нижняя купальня обжита 4 мифологическими животными - динамичными фигурами морских коней (гиппокампусами) с передними ластами вместо копыт и рыбьими хвостами сзади. При этом два коня, обращённые в сторону дворцов Старой и Новой резиденций, с почтением перед архиепископской властью склонили головы и как бы сдерживают свой порыв. А двое других, наоборот, ликующе задрали морды и готовы выпрыгнуть из воды. Струи исходят у каждого коня из пасти и ноздрей, а их сведённые в центре хвосты то ли поддерживают, то ли придавлены скалой с гротом. Мифологически они служат Посейдону (Нептуну) и, вполне возможно предположить, что в этом гроте до поры скрывается Царь морей и океанов и оттуда же по зову может явиться.

На скале стоят трое атлетов, они сплелись телами - захватив друг друга ногой, окутанные шалью - и зорко наблюдают вокруг (эта «дозорная» функция на их недружелюбных лицах усиливает эффект грота-тайны). Впрочем, они могут быть просто уставшими от тяжести чаши, которую держат одной из занесённых над головой руках. При этом их вторая рука не только обеспечивает баланс и опору для изогнутого в напряжении тела, но и «отдыхает», чтобы перехватить ношу - что тоже делает их композицию динамичной и загадочной (а может быть ночью они действительно меняют позицию рук!).

В чаше с распахнутыми ртами (словно им воздуха слишком много, а воды не хватает на высоте) извиваются три дельфина в стойке с поднятыми хвостами, на которых балансирует раковина. В ней коленопреклонённый Тритон, запрокинув голову и сжав обеими руками ракушку-рог, с силой выдувает в небо главную струю фонтана. Если внимательно присмотреться ко всей сцене, то послышится не мирное журчание струй, а громкий трубный глас, призывающий Посейдона (Нептуна) выйти из грота. Вот такая пирамидальная форма с треугольным устремлением ввысь со всех сторон, которая удивительно тонко играет водными объёмами: края круглой чаши с дельфинами окутывают атлетов и скалу с гротом ровным цилиндром водяной шторы. А волнообразные края раковины с Тритоном прорисовывают полоски водных нитей вокруг рыб. Если день солнечный, вы можете бесконечно долго любоваться его контурами в водно-световых отражениях и ловить светящиеся нимбом абрисы всей композиции и её участников.

Тема Морского божества подхвачена на площади Капителя (Соборного совета) с противоположной стороны собора - там Посейдон «выезжает» на морском коне, стоя у него на хвосте и держась за его гриву. Два Тритона трубят по бокам. И всё тот же морской Повелитель уже на двух гиппокампусах красуется в «Гроте Нептуна» внутри дворца и в фонтане Нептуна на дельфине в Хельбрунне. Но вернёмся на пл. Резиденций. Звучание фонтана разнообразит дневной гул и вечернюю тишину площади и достаточно громок, так что на период фестивальных представлений «Йедерманна» на соседней Соборной площади фонтан выключают. Есть у него и ещё одна милая обязанность - служить горожанам предсказателем погоды с учётом смены восточного и западного направления ветра. В народе говорят: «Waescht sich der Triton den Ruecken, muss man sich unterm Regen buecken. Waescht er sich‘s Gesicht, kommt der Regen nicht.» (Если ветром струю сносит Тритону за спину, готовься к дождю. Если же он умывает себе лицо, дождя не будет.) Забавно смотрятся на площади живые лошади экипажей кучеров, предлагая вам прокатиться: их фонтанные тёзки «зазывают» гостей.

Традиционно по мощи и высоте струи главного фонтана судили о величии правителей. Мощи водных струй Зальцбургу не занимать: город веками находился на естественном водном обеспечении из Королевского озера и источников горы Унтерсберг через созданную ещё в 8 веке и улучшенную в 12-ом древнейшую артерию Альмканала. Её-то и подвели в 1660 году к главному придворному фонтану. Для этого использовалось 3237 труб из древесины лиственницы. Но под натиском воды до 1668 года всю систему неоднократно разрывало и управлять регулярным напором было трудно. Сегодня вода в фонтан пл. Резиденций поступает из городского водопровода. С мощью мы разобрались.

Ну а высота? Неужели князья-архиепископы могли допустить хоть в чём-то умаления своих заслуг и величия? Нет, конечно. И тут применена метафорическая хитрость и мудрость: если вы будете смотреть на фонтан из-под парадного портала дворца Старой резиденции стоя точно по центру, вы увидите как струя Тритона чётко указующим перстом ложится на циферблат часов колокольной башни Нового дворца. С одной стороны, зальцбургский двор лишь вторил вековой мудрости - Помни о времени! (Memento mori!, где Смерть являет собой финал отпущенного на земле) - самой большой ценности земного бытия. Но за этим же эффектом скрывается скромная претензия - Нам, правителям Зальцбурга, подчиняется ход самого Времени! (читайте: и «ваши судьбы»). Да уж, трубный глас Тритона символически перекликается с «завываниями» крикунов в «Йедерманне» и не оставляет надежд на свободомыслие и независимость во власти церковного всемогущества. Брррр! Тут не только брызги отрезвляют, но и гордый поворот статуи Моцарта на соседней площади снова и снова заставляет прокручивать в голове, а кто они - кукловоды наших дней!

Что ж, обладая такими запасами соли (и это не единственное, хотя и важнейшее богатство здешней земли), из века в век усиливая и расширяя на разумной экономической основе и благоприятных торговых путях свои позиции и церковное влияние на соседей, Зальцбург принимал в политических играх Европы далеко не последнюю роль. Далеко не последнюю роль, ловко эквилибрируя и жёстко контролируя своих подданных, сияя безупречной дипломатией в мировом масштабе, суждено было исполнить этому государству за 1100 лет своего существования, прежде чем потерять самостоятельность из-за Наполеона, но не «старые связи». Вот такой баланс и гармонию (как всё фонтанное сооружение) с залпами салюта и в огнях факельных танцев в ночь открытия главного Фестиваля уже 99 лет демонстрирует Зальцбург всему миру: «самый красивый и внушительный» праздник искусств и севернее Альп, и южнее Германии, и западнее славян, и восточнее романских берегов с заокеанскими соседями. Будем надеяться, что модифицированная из-за вируса программа этого праздника в 2020 году не отразится на Факельных танцах и Тритон возвестит в огнях и струях о 100-летнем празднике на Олимпе творчества: - Все флаги в гости к нам!


14.06.2020