1. 4. Наркоманическое развитие личности

Сергей Михальчук 2
Христианская Философская Антропология

Аскетическая Антропология

Антропологические аспекты наркозависимости

2. Наркомания и человеческая личность

2.1. Наркоманическое развитие личности

Существует такая поговорка: - «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу», человек живёт так, и становится таким, каким он хочет быть. Мы уже видели, что делают с человеческой природой греховные устремления его личности. Но как говорится - «природа мстит за себя», и человеческая личность не может остаться в том же состоянии, в котором она находилась до наркотического распада своей природы. Природа ослабевает, тает её «желательная сила». Всё большие «личностно-волевые» усилия необходимы для её вывода из наркотической зависимости. Но откуда им взяться, когда ослабевает и начинает растворяться в «волевом безразличии», отказе от свободы, самая человеческая личность. Она сначала осознаёт идущие в ней разрушительные процессы, а затем ей становится «всё равно», этакое внеличностное или без-личностное равнодушие, своеобразная «наркотическая нирвана» овладевает ею. Осознание личностью своего «Я» начинает распадаться. «Образ Божий» в человеке всё больше и больше замутняется процессами этого распада.
«Я не помню, при каких обстоятельствах я попробовал наркотик в первый раз, так как из-за героина многое в моей памяти стёрто. Но часто, особенно когда ложишься спать и закрываешь глаза, какие-то куски из жизни всплывают в памяти:
- то в состоянии ломки ты вырываешь у какой-нибудь женщины сумку в подъезде;
- то бьёшь стекло у машины и выдираешь магнитолу;
- то снимаешь у какого-то парнишки куртку.
Когда плюёшь на мать, отца, близких, родных, тогда чувствуешь, что ты одержим некоей силой, которая командует тобой, и рабом которой ты стал.
Помню, что первым моим наркотиком был план (анаша, продукт конопли). Я учился в школе, в классе девятом. Тогда годик я просмеялся (так сказывался на мне эффект плана – веселость и смех) и уехал на каникулы. Когда вернулся, то оказалось, что все мои друзья, с кем я рос и учился, уже нюхали героин. Я долго отказывался садиться на героин и уговаривал друзей взять лучше планчика покурить, но, когда мой лучший друг сказал мне: «Я уже не могу уснуть», я всё понял, и мне стало страшно. Но всё-таки к зиме чувство любопытства побороло мой страх, и я понюхал полоску порошка цвета какао. Это был низкосортный героин из знакомого всем наркоманам «Университета дружбы народов», который вполне можно было бы назвать «Университетом русских наркоманов».
Через несколько месяцев я тоже уже не мог спать. Сладкое угощение и деньги закончились, а героина надо было всё больше и больше. Начался новый и самый страшный этап в моей жизни.
Мы стали вымогать деньги у лохов - лиц побогаче, послабее и разинь. Так постепенно организовалась группа подростков из восьми - десяти человек. Мы оккупировали свой микрорайон. И у меня появилось стремление не только к героину, так как я ещё не кололся и мог себя контролировать, но и к дорогим дискотекам, барам, ресторанам, девочкам, машинам и т.д.
Почему такое со мной могло случиться? Всё, что мы делали, к чему стремились, было безнравственно и порочно, более того - сугубо греховно. Но откуда мы могли знать о каком-то там грехе, нравственности, порочности и тому подобных ненужных и неизвестных нам понятиях. Я, как и большинство моих друзей, рос без Бога, в семье бездуховной, где главным богом было материальное благополучие. Понятия о Боге, нравственности, милосердии, добропорядочности мне в душу никто не вкладывал. Но зато у меня раньше, чем у других знакомых ребят, появился «видик», и я мог часами смотреть гангстерские фильмы, боевики, фильмы ужасы. Часами впитывая в свою душу насилие, кровь, убийства, секс в самых изощренных вариантах, я начинал чувствовать себя героем этих фильмов, и гордость и тщеславие развивались в моей душе. Да, я сознательно взращивал их, ибо мне хотелось быть не таким, как остальные, а выше и круче их. И когда сколотилась наша подростковая группировка, мы стали хозяйничать в микрорайоне. Честно говоря, я занимался хулиганством и мелким бандитизмом не столько из-за материальных благ и даже не из-за наркотиков, так как в то время я ещё не кололся, а из-за того, чтобы все боялись меня и знали, и говорили за спиной: «Да, этот парень крутой, и он в группировке».
В семье не интересовались, откуда у меня появляются новые вещи и деньги. Всем, что мне нужно было, отец и мать, естественно, не могли меня снабдить. Они говорили мне: «Доставай сам!». Когда я приходил домой в новой одежде и с деньгами и говорил: «Долг отдали», отец нормально к этому относился и одобрял это. Так что нет ничего удивительного в таком развитии моей души. Что такое ГРЕХ, я не знал, и был уверен, что доставать деньги таким образом, хоть и рискованно, но нормально, и никто меня за это не осуждал.
Такой образ жизни привёл меня, наконец, к тому, что я начал колоться героином и полетел в… бездну ада. Через какое-то время мы познакомились с наркоманом, который только что освободился из мест лишения свободы. Он был профессиональным щипачом. Ему нужен был «отвод», и мы стали с ним работать. Так мы в течение двух лет добывали деньги на наркоту и развлечения. Нашим идеалом поведения были гангстерские боевики, и мы подражали им, нам было в радость пожать руку какому-нибудь криминальному авторитету района.
При таком образе жизни мы не могли не попасть в поле зрения организованной преступной группировки. И с одной из таких московских группировок с радостью согласились работать. Всё стало гораздо серьёзней. Вы, наверное, знаете, что в ОПГ работают руками только низы, то есть молодые парни с бритыми затылками. И мы стали выполнять всю «грязную» работу:
 собирать деньги с таксистов, проституток, поджигать «Мерседес» или магазин какого-нибудь коммерсанта, отказавшегося платить нашим боссам, и т.д.…
Я всё больше и больше вязнул в наркотиках. Они мне были нужны как воздух, как вода, чтобы жить. Но своё состояние наркомана не утаишь от своих боссов в группировке. Они таких не любят и стараются от таких отделаться. И меня выгнали из «организации», пообещав, что, если вылечусь, то примут обратно.
Я потерял сразу все: деньги, друзей, доверие родителей и, кажется, голову. Всё произошло так быстро, что я даже и не заметил, как остался один. Дело в том, что если ты «работаешь» в «организации», то не сядешь, так как у них всё схвачено и за тобой всегда приедут, если лишнего не наболтаешь. А когда остаёшься один, начинаешь творить на ломках такие «чудеса», что потом только удивляешься. И однажды я попался. Перекумарился в одном из отделений милиции, где основным лекарством была бита для игры в бейсбол.
После того, как меня отпустили, я перестал употреблять наркотики, а начал пить до беспамятства, но и от этого стал постепенно отходить. Понял, что больше не могу вести эту ставшую страшной для меня жизнь - ни ту, ни другую, и, если что-то не изменю – погибну. И уже начал явно чуять свою погибель…». [17]

[17] Цит.: Анатолий (Берестов), иеромонах Возвращение в жизнь. С.41-45.

Этот отрывок исповеди одного молодого человека по имени Александр, бывшего наркомана, достаточно основательно показывает причины, по которым человек начинает принимать наркотики.
Главная причина - это безбожное состояние человека, т.е. жизнь без Бога, без нравственных ориентиров, когда человек или не знает Его, или теряет Его. Когда теряется «нравственная вертикаль» человеческой жизни, забывается духовное, и даже общепринятая «естественная нравственность» сознательно попирается человеческой личностью. Но подсознательно человек постоянно ищет Его, так как будучи Им сотворён, в Нём имеет своё начало, сущность и смысл бытия. Один из раннехристианских философов- апологетов Тертуллиан назвал душу человека по природе своей «христианкой», т.е. имеющей в себе образ Бога Христа и приобщенной к вечности через человечность Христа.
Потому-то каждый человек и ищет Бога, и некоторые, в конце концов, Его находят…, а в Нём находят и самих себя. Но гораздо чаще эти поиски ведутся не в «Духе», который возвышает до неба чувства и самою плоть человеческую, а в «духе», который не являет в человеческом естестве «образ Христов». Который не является «владыкой» природы людской и «вместилищем» Царствия Божия. Отодвинута на задний план «другая личность», забыты «друг и ближний» - «Я и Моё» воцаряется в человеческой личности. - Самообожение и самообожание гордыни - вот начало всех бед и личности и природы человеческой. И начинает служить человек душевному и телесному (плотскому), обожествляя их и подчиняя свою личность прихотям и желаниям собственной самовлюбленности.
«Душа и тело имеют множество потребностей, из коих каждая распложает множество желаний, по множеству предметов, гожих к их удовлетворению. Каждая потребность представляет особый вид самоугодия, а предметы, удовлетворяющие их, дают пищу самоугодию». [18]

[18] Феофан Затворник. «Толкование посланий ап. Павла». Посл. к Римлянам. С.429-430.

Человеческая любовь, долженствующая «изливаться» из сердца в окружающий мир, начинает «использовать» этот мир для собственных душевных и телесных потребностей и переходит из области богослужения, из области служения «другому», в область самоугождения.
Вот что пишет свят. Феофан Затворник о значении духовных потребностей для нормальной жизни человека: - «Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласии с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей способствует, – и в человеке водворяется полная гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се - рай! Напротив, когда дух не удовлетворяется и сие единое на потребу забыто, тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как шум на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется то туда, то сюда, как угорелый, за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что, когда одна удовлетворяется, другие не довольствуются тем и, не считая себя чем-либо ниже той, настойчиво требуют своего, как у матери. Когда она накормит одного ребенка, другие пять кричат. Оттого внутри шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность». [19]

[19] Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Письмо 18. С.94-95

Грех и заключается как раз в том, что человек забывает потребности «духовные», заменяя их «прихотями душевными» и «похотями плотскими», в какую бы форму они не облекались.
Здесь можно вспомнить случай из Евангелия, когда Господь пришёл в дом Лазаря, то одна из сестер его стала заботиться об угощении и пище телесной, другая же села у ног Иисуса послушать учения Божия. Когда старшая сестра стала на неё роптать, Спаситель, обратившись к ней, произнёс: - «Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (едино же есть на потребу); Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10. 41-42).
Вот это «единое на потребу», «Царствие Божие и правда его», «хлеб небесный», «вода живая» – есть то состояние человека, которое он когда-то утратил, но которое ему возвратил пришедший на землю Сын Божий и Сын Человеческий.
Это любовь !.. К которой человек неосознанно всегда стремится. Которую он превозносит и пред которой преклоняется. Он называет её счастьем, радостью, смыслом жизни. И это неспроста, потому что смысл жизни человека как «образа Бога» находится не в нём самом, а в «другом», ибо: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4.16).
Но в силу повреждения гордыней нашей личности мы также исказили и наши представление о любви, примешав к ней качества испорченных сил нашей душевной сферы – эгоизм и плотской сферы - похоть. Современный мир совершенно извратил понятие любви, «низвергнув» её с высот жертвенности до плотского удовлетворения, «вывернул наизнанку» целомудрие и «опошлил» человеческие отношения так, что человек порой принимает за любовь то, что «в корне» любви противоречит.
Чем же является на самом деле настоящая человеческая любовь? Какова она? Оставленный апостолом Павлом «гимн любви» приоткрывает существо этого величайшего таинства: - «Любовь долготерпит, милосердствует. Любовь не завидует. Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13.4-8).
Таково «нормальное» состояние человеческой личности! Состояние, о котором многие и не догадываются, но о котором многие мечтают. Состояние свободы и счастья.
И вся беда в том, что наркотики дают человеку возможность испытать иллюзию подобного состояния. Как же такое возможно? - Ответ один - «Гордыня личности, и, как следствие, разрушение иерархии человеческой природы».
Хотя мнимо и временно это иллюзорное состояние, но, однако же, глубоко эмоциональное. Человек, всегда стремящийся к духовному блаженству, вдруг неожиданно это блаженство находит, но не духовное, а душевное. А личность человека, в гордыне сущего, уже их не различает, и принимает одно за другое, а это другое (душевное) не может подняться в небесные выси. Оно лишь на мгновение воздымает человека над плотским, даруя ему иллюзию полёта. Но наркотический «кайф» плоти слишком тяжёлый груз для слабых крыльев эмоциональных переживаний. Ведь нет того крайнего напряжения всех чувственных сил нашей душевной сферы, нет отчаянных усилий личности, которые возможны лишь в настоящей, духовной, любви. Потому то полёт превращается в падение.
Однако, не видя вокруг альтернативы этому суррогатному блаженству, человек как за «последнюю соломинку» хватается за этот «мнимый рай», возвращаясь к нему снова и снова.
По мере вхождения в эту «новую реальность» человек, ставший рабом своих страстей, ради временного ощущения свободы, становится рабом своей «иллюзорной свободы». То есть он отказывается от борьбы за свою «реальную свободу». Это и является онтологической основой «распада человеческой личности». Его жизнь начинает состоять из периодов «напряженной деятельности» по добыванию дозы, и «расслабленности» на период обеспеченности дурманящим зельем.
Эта начальная стадия «расщепления» личности.