О кошках, собаках и... людях

Большаков Яков
 
       С некоторых пор мои хорошие знакомые живут в частном доме. У них две собаки и три кошки. Одна собака перекочевала вместе с ними из старой квартиры, а вторая появилась сравнительно недавно. Старшего пса зовут Патрик. Рыжего, смахивающего на лисёнка, его ещё щенком взяли из  приюта. Поддались на уговоры дочки, которая клялась и божилась, что будет за щенком самостоятельно ухаживать: выгуливать его утром и вечером, кормить, и убирать за ним. Впрочем, лет до четырнадцати так, за редким исключением, и было. Потом у дочки появились другие интересы, и заботы о собаке всё чаще стали доставаться старшим родственникам.

 
       До приюта пёсик, очевидно, был кем-то сильно напуган – на окрик или любой другой резкий звук он реагировал лужей на полу. Это продолжалось довольно долго.  Дочка подтирала, родители возмущались. Особенно бурно реагировал отец, опасаясь за состояние дорогого ламината. Ветеринары разводили в стороны руками – психическая травма, со временем пройдёт. И в самом деле, прошло. Патрик рос, мужал, и постепенно превратился в довольно крупного рыжего пса неопределённой породы. Дворянин, говорят о таких. Гулять с ним стало нелегко. Спокойный, ласковый  и миролюбивый по отношению к своим домашним, на улице Патрик преображался. Любого прохожего, казалось, готов был  разорвать на части, громко лаял, и тянул поводок с такой силой, что не только дочке, но и старшим с трудом удавалось удержаться на ногах. Хрупкого телосложения хозяйка дома, вообще гулять с ним наотрез отказалась. Положение несколько исправилось дрессировкой под руководством опытного кинолога. Бросаться на прохожих Патрик перестал, а лай сменился недовольным ворчанием.


       Второй пёсик появился уже после переезда в новый дом. На двух симпатичных малышей хозяйка наткнулась, гуляя рядом с домом. Пожалела подкидышей, и взяла, в надежде пристроить кому-нибудь из знакомых. Один щенок был почти весь тёмно-коричневым, другой отличался от него белой грудкой и белыми лапками. Первый оказался немного вяленьким, зато второй – необыкновенно шустрым. Однако вскоре соседские ребятишки, оповещённые о находке, хозяина щенков нашли. Им оказался молодой парень. Парнишка объяснил, что щенки от него недавно сбежали и забрал, правда, без особой радости.


       Не прошло и недели как малыши объявились снова, и в том же месте, у забора. На этот раз хозяйка забрала щенков, заявив, что больше этому растяпе она их не отдаст. Вяленького взяла подружка хозяйки, с некоторых пор оставшаяся без мужа – всё веселее. А шустрика  хозяйка оставила себе, в друзья Патрику. Собаки подружились сразу. Патрик как-то мигом посолиднел, и взял на себя роль то ли отца, то ли старшего брата.


       Маленький  шустрик сильно смахивал на медвежонка, особенно мордашкой. Так его и назвали Миша, а ласково – Мишаня. Характер Мишани с возрастом не менялся. Целыми часами он мог приставать к старшему другу: набрасывался, пытался укусить и повалить Патрика на землю, при этом счастливо повизгивая. Патрик же относился к малышу вполне снисходительно, и даже иногда поддавался, имитируя поражение. Но стоило какому-нибудь прохожему пройти мимо забора, опоясывающего участок, как собаки, забыв про игры и распри, неслись к калитке, дружно заливаясь грозным лаем. Впрочем, грозным, – это у Патрика, Мишаня же просто тявкал громче обычного. А вот своих домашних собаки обожали. Почуяв приближение «своего» к забору, они наперегонки неслись навстречу, радостно подпрыгивали, пытаясь лизнуть вошедшего в лицо. Такую же неуёмную радость псы проявляли и, завидев хозяев в окне дома.
На отсутствие аппетита собаки не жаловались. Более того, накормить Мишаню досыта никогда не удавалось. Мигом умяв свою порцию, щенок пристраивался к миске Патрика, нахально тесня друга. Неудивительно, что уже через несколько месяцев младший догнал старшего не только в росте, но и в весе.


       Ещё осенью муж хозяйки построил для собак отдельные «квартиры». Обе будки получились весьма добротными: двойные стенки из ДСП, крыша покрыта металлическими листами из профнастила, на дне внутри – сено поверх опилок. Вот только материал для «входной двери» никак подобрать не удавалось. Стоило завесить вход полотном или даже брезентом, как собаки дружно принимались с этой преградой расправляться. Не проходило и полчаса как от «двери» оставались лишь мелкие клочки. Так они и перезимовали - с открытыми входами в свои жилища. Правда, в сильные морозы собаки ночевали в одной конуре – более просторной будке Патрика, согревая друг друга собственными телами.

 
       Однажды, выглянув в окно, хозяева обнаружили ещё двух маленьких щенков,  самозабвенно играющих с Патриком и Мишаней. Щенки, мальчик и девочка, оказались из соседнего дома. Они, прорыв лаз под разделяющим участки забором, дружно влились в весёлую компанию. Несколько раз туннель под забором  заделывали, но проход снова появлялся уже в другом месте. Но вскоре щенки появляться перестали. Как выяснилось, мальчик умер, а девочку забрали друзья соседей.

       Кошки в дом тоже заселялись поочередно. Сначала появилась Неженка. Точнее, до Неженки в старой квартире некоторое время проживал серый нелюдимый кот Кузя. Бомж Кузя, однажды подобранный хозяйкой на улице, никак к комфорту привыкнуть не мог, и использовал каждый удобный случай для побега. Несколько раз беглеца находили и возвращали. Но, «сколько волка не корми….». Однажды Кузя пропал окончательно и бесповоротно.


       Безутешные хозяева регулярно оставляли у дома еду для беглеца, но Кузя не появлялся. Зато появился маленький серый котёнок с больной лапкой. Котёнок оказался милой кошечкой с пепельной, необыкновенно нежной шёрсткой. Так её и назвали – Неженка, в обиходе Нежа. Лапку кошечке лечили долго: три операции, перевязки, антибиотики. Но, зато, когда Нежа окончательно поправилась, то покорила всех домашних своим ангельским характером. Кошечка легко шла на руки, позволяла себя гладить по атласной шёрстке, при этом нежно мурлыкала.


       Каспер появился в старой квартире спустя год после Неженки. Хозяин, возвращаясь домой из магазина, обнаружил маленького пушистого котёнка рядом с подъездом. Котёнок, жалобно пища, последовал за человеком до дверей в квартиру. И ведь разжалобил – был принят в семью. Сейчас Каспер (сокращённо – Кас) крупный красавец с роскошной серой шерстью, белыми лапками и грудкой.


       Последней в кошачьей семье появилась Ася. Асю подобрала на улице знакомая хозяйки, в надежде пристроить бедняжку в приют. Знакомая, уже пожилая женщина,  котёнка у себя держать не собиралась, по причине частых отъездов из города. Аська была в полном смысле доходягой – исхудавшая, с маленькими заплывшими глазками и свалявшейся шерстью неопределённого цвета, она являла собой жалкое зрелище. Пристроить её в приют знакомой не удалось,  поскольку тот неожиданно закрылся.



       Аська поправлялась медленно, почти не росла и не полнела. Отправляясь в очередную поездку, знакомая  попросила хозяйку приютить кошечку на время. А когда возвратилась, то забирать котёнка не торопилась, да и хозяева особенно не настаивали.


       А Аська постепенно расцветала – росла не по дням, а по часам. Прежние глазки-бусинки раскрылись и засверкали, шерсть распушилась, а её, ранее неопределённый, цвет превратился в настоящую палитру из серых, рыжих, жёлтых и коричневых пятен. Каспер, дотоле охотно забавлявшийся с Нежей, старую подружку оставил и переключился на Аську. Теперь, по утрам и вечерам, они носились друг за другом вверх и вниз по лестнице нового дома, путаясь в ногах домашних. Днём кошки дружно отдыхали, периодически меняя своё местоположение: диван на кухне, постели в комнатах родителей и дочери, кушетка в гостевой комнате.

 
       Отношения Аськи с Каспером становились всё трогательнее. Частенько можно было наблюдать, как кошка буквально вылизывает морду своего кавалера, милостиво предоставляющего ей эту возможность. Это любовь – констатировала дочка хозяев. Неженка предательство Каспера приняла спокойно и с достоинством. Она теперь всё чаще оставалась в одиночестве. Днём отдыхала в ванной комнате, свернувшись калачиком в пластиковом тазике, а ночью устраивалась в чьей-нибудь постели, поверх одеяла.


       По выходным в гости к хозяйке частенько приезжает её младшая сестра, с трёхлетней Полинкой. Игнорируя Каспера и Асю, малышка обожает только Неженку. Где моя кошечка? – вопрошает Полинка с порога. Неже, однако, настойчивые ласки Полинки быстро надоедают, и она стремится куда-нибудь поскорее слинять.  Это ей плохо удаётся – упрямый ребёнок преследует свою любимицу по всему дому. В конце концов Нежа не выдерживает и отмахивается когтистой лапкой. Заполучив царапину, Полинка сильно расстраивается. Плохая кошка,- сквозь слёзы жалуется она маме.
В тёплое время Каспер стал проситься на улицу. Во дворе он ведёт себя независимо – степенно прохаживается под самым носом у собак, а на приставания Мишани реагирует громким мяуканием. Если же пёс становится слишком настойчивым и не выдерживает дистанцию, то кот пускает в ход лапу. На некоторое время Мишаня успокаивается.

 
       Глядя на Каспера, на свежий воздух стала проситься и Неженка. Однако после первой же прогулки стало ясно – кошка во дворе надолго не задержится, а попытается сбежать за территорию любыми способами. Поэтому Нежа гуляет только под присмотром кого-нибудь из хозяев. Каспер тоже сбегал пару раз, но через непродолжительное  время возвращался. Домоседкой оказалась только Аська. Никаких попыток вырваться на улицу она не делает, а за променадом Каспера наблюдает сидя на подоконнике.


       Вот так большой дружной семьёй животные в доме моих знакомых и живут. Когда я прихожу, вся компания выходит навстречу – собаки радостно бросаются обниматься во дворе, а кошки встречают гостя на пороге дома.