Татьяна Черниговская. Мир другими глазами

Александр Хлупин
Тёплый осенний вечер. Москва. Суббота, 19 октября. Погода радует неожиданным теплом. Хотя почему неожиданным? На планете вовсю идёт глобальное потепление. И если говорить про осеннюю погоду в столице, то для неё изменения климата скорее благо, чем наоборот. Новый Арбат и окрестности. Сочетание старой архитектуры и хайтека. Кому-то кажется, что подобные вещи не сочетаются. И тем не менее оно, сочетание, имеет место быть. Много света, развеивающего вечернюю мглу.

Сворачиваешь с широкой улицы или бульвара в уютные дворики и наслаждаешься тишиной. Здесь нет того множества автомобилей, преимущественно импортного производства, что царят на проезжей части, наполняя окружающее пространство выхлопными газами, беспрерывным шумом шин, громкими предупреждающими сигналами и гудением моторов. Во дворах словно бы идёт своя особая жизнь. Здесь как-то всё размеренно и сонно. И это при том, что в какой-то сотне метров во все стороны разносится нескончаемый гул куда-то стремящегося потока автомобилей и людей. Все идут и едут. Едут и идут. Многие уткнулись в гаджеты и даже не смотрят по сторонам. Другие наоборот, идут и с большим интересом оглядывают происходящую вокруг жизнь. В кафе и ресторанах множество посетителей. Едят, пьют, разговаривают. Вечер выходного дня набирает обороты.

А вот и здание Концертного зала Правительства Москвы. Сегодня вечером здесь состоится лекция популярного учёного в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, профессора Татьяны Черниговской на тему "Мир другими глазами: мозг зеркальный и "неверный" в рамках проекта "Прямая Речь".

В зале полный аншлаг. И это неудивительно. Благодаря участию в таких популярных передачах, как "Правила жизни", "Познер" и других, о Черниговской и её работе узнала широкая аудитория. Стиль и манера изложения Татьяны Владимировны снискали ей большую популярность и дали возможность многим людям пересмотреть укоренившееся в обществе мнение об учёных, как в большинстве своём скучных и малоинтересных теоретиках.

В рамках своего двухчасового выступления Татьяна Владимировна охватила огромную тему, касающуюся не только вопросов мозга и нейронных сетей, но также взаимодействия людей друг с другом, а также с существами, живущими с нами рядом и даже возможного взаимодействия с инопланетянами.

Что такое "мы"? Мы - это то, что мы помним, то, как мы себя идентифицируем, как размещаем себя в объективном времени и пространстве. Мы - это наше собственное время и способность удерживать в сознании индивидуальную временную ось, "узнавать" себя, несмотря на все происходящие с течением жизни перемены.

Что такое "сознание"? Этот термин используется как минимум в двух разных смыслах: как характеристика наличия такового свойства у живых существ и как наличие определённых уровней и состояний сознания. Сознанием обладает любое чувствующее и реагирующее существо. Это состояние не во сне и не в коме. Людям также свойственно осознание - то есть осознание того факта, что мы осознаём. Но как быть с сознанием у маленьких детей или, скажем, у рыб и креветок? А что с сознанием у камней? Каково это - быть камнем? Между прочим есть любопытные научные теории по данным вопросам.

Почему зачастую так трудно достичь понимания с близкими, не говоря уже о посторонних людях? Причина вполне объяснима, хотя её не так просто понять и главное - принять. Дело в том, что у каждого из нас своя "субъективная реальность". При всей схожести житейского опыта, привязанности к традициям и т. д., каждый из нас воспринимает окружающий мир и происходящие в нём явления по своему. Именно по указанной причине является глубоким заблуждением родителей их уверенность в том, что дети - это их собственность, а потому они априори должны любить и почитать людей, подаривших им жизнь. Вовсе не обязательно! Ваш ребёнок - это самостоятельная личность со своими особыми взглядами и пониманием окружающего мира и всех его, мира, составляющих, в том числе вас. И если своя субъективная реальность имеется у каждого отдельного человека, то существует она и у каждого отдельного народа. Помноженная на традиции, религию, особенности климата и географического положения - она у каждого своя. А потому является большим искусством и великим достижением умение найти точки морального соприкосновения, выстроить алгоритмы взаимодействия. Ведь кросс-культурные координаты различны. И восприятие, и категоризация, и классификация мира, и принятие решений. Да, существует конвенциональность. Проще говоря люди договорились между собой называть, к примеру, стакан именно "стаканом", а подушку именно "подушкой". Но есть вопросы куда более сложные и трудные для взаимопонимания.

А ведь не стоит забывать о том, что на планете помимо людей проживают и другие живые существа. Да, человек привык считать себя хозяином природы, венцом её творения. Но так ли это на самом деле? К примеру, знаете ли вы о том, что мозг дельфина по своему объёму и строению не уступает человеческому? А о том, что множество лет назад дельфины вышли из океана и долгое время жили на суше, а потом снова вернулись в океан? Интересно, чем они занимаются в своей сегодняшней среде обитания и чем конкретно занимались на суше. А также не менее интересно по каким причинам вернулись в море. То, что они не строят, к примеру, "Северный поток 2" отнюдь не говорит о них, как о существах слаборазвитых. К тому же они не обещали делать что-то подобное. А известно ли вам о том, что у осьминога своя нейросистема в каждой из восьми щупалец и что он способен к обучению? Между прочим, у говорящих птиц есть слоги, фразы, диалекты, пиджины и даже "литературный язык" для общения с соседями. У них есть персональный сигнал сродни подписи или идентификации имени. Разумеется, это всё есть и у приматов. А знаете ли вы о том, что мозг слона весит 5 кг? И о том, что его строение отличается от человеческого? То есть слон - это весьма разумное существо, смотрящее на мир иным, отличным от человеческого взглядом. А смогли ли мы достичь понимания с теми же слонами? Скорее нет, чем да. Да, принуждением заставили их работать на себя, выполнять различные команды. Но является ли это достижением понимания? Ответ найдёте сами.

И таким образом становится очевидной проблема возможного контакта и достижения понимания с инопланетянами. Потому как велика вероятность того, что они могут оказаться существами с совершенно иными биологическими, социальными и моральными характеристиками. А как достичь понимания с искусственным интеллектом, захватывающим всё более высокие позиции в мире людей? Ведь он, этот искусственный разум состоит абсолютно из иного материала. Он цифровой и потому лишён каких-либо чувств и моральных категорий, понятных и доступных нам, людям.

А имеются вообще непостижимые вопросы. К примеру, благодаря чему термиты создают свои грандиозные замки? Или почему, в силу каких причин те или иные существа мимикрируют под окружающую их обстановку? Они, эти самые способные к мимикрированию существа не наделены большого размера мозгом. Так благодаря чему им удаются подобные вещи? Татьяна Владимировна в ходе лекции пояснила, что задавала эти вопросы учёным-биологам, но вразумительного ответа не получила.

В ходе выступления Черниговская делала неоднократные отсылки к научным и литературным сочинениям, в частности, Юрия Михайловича Лотмана, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова и, конечно, к бессмертным произведениям Льюиса Кэррола. Одна из цитат Лотмана заслуживает особого внимания: "Необходимость искусства очевидна. Она даёт возможность человеку "пройти" не пройденной дорогой, пережить не пережитое в реальном мире, даёт опыт того, что не случилось. То есть искусство - это вторая жизнь".

Научный материал Татьяна Владимировна щедро разбавляла историями из жизни. К примеру, о взаимоотношениях между живущими в её доме деревьями манго и лимона. Манго весьма доволен подобным соседством и хотя не плодоносит, но имеет крепкую и сочную листву. А вот лимон не слишком рад и начал терять листья чаще обычного. Говорила о любимых кинокартинах и периодически шутила. Наука, позитивное мышление и юмор составили ткань этого чудесного вечера.

Необходимо отметить, что несмотря на свой почтенный возраст Черниговская ни разу за время выступления не присела на стул, а вся лекция представляла собой монолог в реальном времени, без заранее написанного на бумаге или планшете текста. Главные советы от Татьяны Владимировны: чтобы как можно дольше сохранить мозг в здравии читайте книги, в том числе сложные, смотрите хорошие фильмы, занимайтесь разнообразной умственной деятельностью, изучайте иностранные языки.

Спасибо, Татьяна Владимировна за прекрасную лекцию, а также за возможность взглянуть на мир и на самих себя другими глазами!