Глава 4. Кара-Кум

Ганя Менская
Я сама не могу понять как у меня сохранились воспоминания о событиях происходивших на третьем году жизни?
Конечно, не полные и даже не отрывочные.
Эти проблески, как мелкие разноцветные стеклышки в калейдоскопе, при изменении “ракурсов” моего душевного состояния, сейчас проявляются в виде разнообразных “узоров” чувственных переживаний. И они дают мне возможность осознать, какое влияние оказало каждое “прошлое” событие на моё “будущее” мировоззрение. Но выводы-позже…

…Четко “помню” ашхабадский рынок. Утро, а уже жарко. Я иду за руку с бабой Касей, она не отпускает меня ни на минуту. Идёт быстрым шагом, я едва поспеваю за ней. Я в жёлтом платье, в сандаликах моих песок. Нас почему-то сопровождает пёс и я постоянно на него оглядываюсь…
Отовсюду звучит чужая речь, в воздухе висят приторные запахи. Бабушка нервничает, я улавливаю её состояние, мне не по себе…

Почему запомнился пёс? Но так и было, я не ошиблась. Специально уточнила. Он был постоянным жителем двора дома, где мы временно жили в Ашхабаде, пока отец входил в курс дела и осваивал новую должность. Жильцы, в основном молодые специалисты, постоянно менялись и он не давался никому посадить себя на привязь. Пёс по доброй воле сторожил двор, считая почему-то своим долгом сопровождать нас на базар. Шёл не рядом, а метров пять позади.

Это значит все воспоминания реальны. Они остались в моей памяти на уровне “чувствознания”.
Можно сравнить жизнь человека с холстом, на который разные события и опыты наносят широкие цветные мазки, формирующие внутренний мир личности. Мы стремимся к новым “открытиям”, желая заполнить “белые пятна”, любим бывать в разных странах, познавать полноту мира.

Так вот, мне для “нового опыта” в пустыню “не надо”. Это уже никогда не сможет быть для меня “впервые”. Я там была…
И не важно, что тогда почти не осознавала происходящего- поездка полнометражной кинолентой вошла в мой “жизненный опыт”. Я “помню” каракумскую пустыню.

Кстати, вот прямо сейчас поняла, почему будучи в Арабских Эмиратах, я не показывала пальцем на верблюдов и не захотела ехать на экскурсию в пустыню. Мои друзья были в восторге от возможности получить уникальные впечатления, а я уже имела их, поэтому спокойно отказалась… и поехала на смотровую площадку небоскреба Бурдж-Халиф…

Наука доказала, что человек стремится к новым впечатлениям - это требует познавательная функция его мозга. Но такие радикальные перемены, как наш переезд в другую реальность, необычную и непонятную, можно было бы назвать “культурным шоком”, в положительном смысле этого слова.

Именно с той первой поездки сознание двух ”паненок” стало обучаться в жизненных “университетах” нового для них социального строя. Для бабушки это было не так актуально, она растила внуков и управляла хозяйством. Выучив со временем две дюжины русских слов, она могла вполне сносно объясняться с внешним миром, куда выходила по крайней необходимости. Так что, заходя в дом и закрывая дверь, мы попадали из Советского Союза в мир бабушкиного понимания устроения быта и отношений в семье. Я позже более подробно напишу об этом.

А мама неплохо выучила русский язык, освоила торгово-экономическую профессию и весьма успешно трудилась в этой области. Настолько, что в юбилейные года государственных праздников, ей постоянно выдавали, то крупные премии, то грамоты с благодарностями.

Позже, благополучно покинув знойную Туркмению, мы всей семьёй любили посмеяться, вспоминая разные забавные эпизоды той жизни.
Однажды, пани Кася пыталась купить у местных торговцев свиные ножки на холодец. Долго пыталась и никак не могла “объяснить” им , что ей нужно. Делала знаки руками , пытаясь изобразить приготовление холодца, показывала им головку чеснока, но тщетно…. Продавцы, стараясь перекричать друг друга, наугад предлагали ей то “одно”, то “ другое”, но ничего похожего на свиные ножки…. Наконец терпение бабы Каси иссякло, она отступила и, мило улыбнувшись, процедила тихонько сквозь зубы “пся крев!”.
Все же она была “пани”, а это было крепкого замеса польское ругательство с широким спектром переводного смысла. В зависимости от обстоятельств, от “вот досада!”, до “ ах ты, с-кин сын!”, а то и покрепче…
Конечно, ей было невдомек, что в мусульманских землях свинья не может продаваться на рынке. Ни в целом виде, ни по частям.

Или вот вам еще гастрономическая история. В один прекрасный день, соблазнившись аппетитным видом и желтым цветом айвы всё на том же рынке, баба Кася купила домой целый килограмм. Никто в семье не ожидал подвоха и все набросились на лакомство. Вы когда-нибудь ели айву? Нет? Вам повезло! Кислый и буквально сводящий челюсти своей терпкостью твердый фрукт. Никто не ест его сырым, он годится только на варенье. Но кто ж знал!
Семья единогласно отказалась кушать “витамины” и пан Петро сказал, что всё это надо выбросить. Пани Кася поджала губы и как истинная леди промолчала. Однако не простила себе ошибку и постепенно, понемногу, день за днем съела-таки всё до конца. Когда мама случайно увидела перекошенное лицо Каси, жующей злополучную айву, и воскликнула (перевод) “Мама, прошу вас, выбросьте это, не мучайте себя”, та в ответ произнесла известную украинскую пословицу “ Бачили очi що купували- тепер iште хоч повилазьте!" (перевод)"Видели глаза, что покупали-теперь ешьте, хоть повылазьте”.
Вот такая была баба Кася, ответственная во всем!

Однако, самое чёткое, я бы даже сказала, феерическое воспоминание сохранилось у меня в результате пристального изучения среднеазиатской фауны.
Представьте себе, какое впечатление на активного трехлетнего ребенка способен произвести живой осел. И не какой-нибудь там “рафинированый” печальный ослик, похожий на мультяшного Иа. А настоящий “пацанский транспорт” тех времен, более 400 кг весом, способный носить на себе взрослого седока. Ишак — по-туркменски!
Меня выпустили погулять возле домика, где мы жили в “полевых условиях”. Это был поселок Небит-Дагской экспедиции в пустыне Кара-Кум. Вокруг в юртах жили семьи туркменских рабочих-нефтяников. И они рядом с жилищами “парковали” своих верховых верблюдов и ишаков.
Слава Богу, что в то утро меня заинтересовал последний. Он так весело махал своим длинных хвостом, что вызвал во мне неудержимое желание поймать его за кисточку…
Захожу с тыла и…
Помню только, что взлетаю в воздух и лечу метров семь, мягко приземляюсь и скатываюсь вниз по склону песчаного бархана. Я в шоке, ничего не чувствую и вижу как с воплем “Матка Боска!” бежит ко мне баба Кася и хватает на руки. У меня на животе полностью располосованный ситцевый комбинезончик и… ни одной царапины…Животное лягнуло задним копытом и, зацепив меня за одежду, швырнуло куда подальше…
В общем “тысяча и одна ночь”.

Подобное незабываемое впечатление о фауне пустыни успела получить и моя мама. Как-то, заскучав в отсутствие отца, она пошла погулять в пески. Был сезон, когда там красиво, что-то зеленело и цвело… В общем, ходила-ходила и устала. Села на бархан отдохнуть и задумалась… шло время. Вдруг почувствовала, что сзади кто-то дышит, как-то нехорошо, не по-человечески… Еле заставила себя осторожно оглянуться. В нескольких метрах от нее застыло чудовище. Древняя рептилия — варан “зем-зем” около двух метров в длину. Полосатый ящер высовывал и прятал свой раздвоенный длинный язык и не мигая смотрел на гостью.

Ох и быстро же вскочила и пустилась наутек испуганная мама! Выбившись из сил (не так просто бегать по песку!), она оглянулась назад, чтобы достойно встретить смерть! Как же долго она потом хохотала, глядя, как не менее напуганный ее быстротой варан, смешно семеня кривыми драконьими ногами, на большой скорости улепётывал в противоположном направлении. Он не ел людей, тем более красавиц!

Пока мы развлекали себя как могли в быту, отец носился по пустыне между нефтяными вышками, честно отрабатывая свой контракт с Министерством. Видно им остались довольны, так как по возвращении обратно в цивилизацию у отца в кармане лежали деньги на автомобиль Москвич и часть средств в облигациях Государственного займа, на “когда -нибудь” покупку жилья.

Но до оседлого проживания было еще далеко. Весь наш “табор” ждало новое путешествие в противоположную на карте Союза сторону. В Заполярье, на полуостров Ямал, в Ненецкий национальный округ. Там на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов развертывалась масштабная геологоразведка недр полуострова.
Северу страны срочно нужны были нефть и газ, а значит и опытные горные инженеры…