Бабушка Елизавета и шарфик из ГУМа

Людмила Криволуцкая
Двухкомнатная квартира у метро Орехово была светлой и уютной в стиле советского времени. Просторно и по-деловому. Главное в большой комнате - стол. Кстати, в современных интерьерах стола, кроме извилистого компьютерного, не сыщешь. Я как репетитор приходила в эту квартиру к внучке Лизе бабушки Лизаветы.

- Она ради меня приходит, не ради тебя, лентяйка! - резала правду-матку старшая Лизавета младшей. И это была сущая правда. В моей практике часто бабушки были куда весомее и интереснее своих внучек. Елизавете старшей было 82, она была крепкая и красивая старуха. Внучку и потом внучка Елизавета подхватывала на житье и воспитание у своего непутевого сына, брат и сестра были от разных браков. Сын жил отдельно. Чтобы обеспечивать детей бабушка еще работала дворником в детском саду во дворе своего дома. Часто она выполняла и особые поручения своей директорши. Елизавета показывала мне фотографии с празднования Нового года в детском саду, где она исполняла роль Деда Мороза. Ей было весело это делать, дети из года в год и не ждали другого Деда Мороза, кроме как в исполнении бабушки Лизаветы. Ставить на ноги внучку и внучка она считала важным и необходимым делом, а на своего сына она уже повлиять не могла.

И вот какая история произошла с шарфиком. Часто зимой меня продувал ветер, когда я поздно возвращалась от учеников. Я думала о шарфике, причем конкретно о мохеровом серо-буро-малиновом шарфике советских времен, мне хотелось намотать его поверх моего и тогда шагать от дома к дому. - Но где же такой теперь найдешь, - думала я. И вот наступил Новый год, время подарков.
- Будете ли Вы носить такой шарфик? Он конечно вышел из моды, но совершенно новый, в целлофане, нераспечатанный! - спросила меня бабушка Лизавета, протягивая мне новогодний подарок.
- Откуда у Вас такой ... шарфик?
- Но Вы же знаете, я всю жизнь работала в ГУМе бухгалтером. Ну, мы иногда прикупали вещи, потом продавали знакомым чуть дороже, я сегодня разбирала чемодан, а там этот шарфик. Будете носить?
- Конечно!
Что тут думать? Может это холодный ветер проник в форточку и в виде сквозняка нашептал шарфику в чемодане, что хватит валяться без дела, пора и людям послужить? Но тогда я как царевич Елисей, умевший разговаривать с ветром (Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч), а не только репетитор.
 
Бабушка Лизавета любила вспоминать свою работу в ГУМе. Бухгалтеры, не только женщины, жили дружно и даже выпивали. Был у них там какой-то праздник, Лизавета возвращалась поздно. Рассказывала:
- Выхожу я из метро Орехово, только построенного, еще вокруг почти поля, развожу руками и пою (ору) на всю зимнюю ночь и пространство:" И жизнь хороша и жить хорошо!" Жаль, что Мунк не вышел из метро тоже, а то он мог написать альтернативу своему "Крику" на русский лад.

Уже так много прошло времени с советских времен, что время это советское успело стилизоваться. Какое удовольствие приносят красивые платья из советских времен, где все на месте - воротничок, рукавчик, поясок. И все это мы даже сами умели шить. Были журналы с выкройками "Rigas Modes". Как красиво выглядят фильмы "Стиляги", "Одесса", "Одесский пароход", "Магомаев". Стилизованное, уходящее, соскальзывающее в область сказок и былин, реконструируемое, вновь создаваемое в фильмах, спектаклях, рассказах, музеях, вишневых садах время нашей молодости и любви.

Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?

(Б. Пастернак "Свидание")

Любимых людей не вернешь, тех, кто нас растил и воспитывал, но их красота проглянет и через простую ветку белой сирени в зеленых сердечках листвы.

Еще бы у нас не получались эти фильмы и спектакли, ведь мы же теперь знаем, как не надо было поступать в тех или иных ситуациях! Ошибки все на виду и мы сожалеем о них. Татьяна Черниговская утверждает, что память изменяется при каждом воспоминании, обретает новые черты. Хочется думать, что воспоминания о любимых людях меняют память к лучшему, отметая все, что не нужно, оставляя в памяти золотые сердца и прекрасные лица дорогих нам людей.

" Но золото и смех – берет он из сердца земли, ибо, чтобы знал ты наконец, – сердце земли из золота." (Фридрих Ницше)

Золотым сиянием овевает нас любовь к близким и родным. А есть ли в нашем времени место стилю и сказке? И вырастет ли из внучки Лизы бабушка Лизавета, способная и восприимчивая к сказке, как вырос Пушкин под присмотром Арины Родионовны?


*Фото с выставки "Фамильные ценности" в Музее Москвы