Ионеско, размышления

Дарья Паясь
!ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

Эжен Ионеско, “Лысая певица”

Пьеса - абсурдные диалоги, будто бы сгенерированные нейросетью, которая училась на стереотипах об англичанах и рассказах Конана Дойля. Нагромождение штампов, пословиц, историй, бессвязных фактов, а к концу пьесы язык героев вообще распадается до звуков. Мир, как порезанные и снова собранные в неправильном порядке страницы газеты.

Герои одновременно ведут и не ведут диалог. Да, они обмениваются репликами, реагируют, но диалоги лишены смысла и, тем не менее, в итоге к чему-то приводят - Мартины-таки зашли в гости к Смитам, Пожарный-таки снял каску, уселся за стол и начал рассказывать анекдоты. Действие совершается. Диалог ради диалога, диалог не как обмен информацией, а как механическое действие. На месте слов героев могли бы быть какие угодно слова, предложения могли бы стоять в любом порядке, но действие совершалось бы точно так же. Вселенная героев представляется как некая субстанция, где-то комкообразная, где-то совсем жидкая, и что бы ни было в ее составе - субстанция существует, движется, перемешивается, живет. Добавить туда какой-то еще ингредиент или какой-то убрать - ничего не изменится, она будет так же вариться, перемешиваться, “у нее все та же прическа”. Мы познаем этот мир не через факты, не с использованием нашего интеллекта, а с какой-то другой, новой стороны. Автор показывает, насколько лишены основания наши попытки ориентироваться в мире, полагаясь на рациональное начало, на принципы, привычные картины и диалоги. Мир он вот какой! Мир непознаваем, ни так, ни сяк. Вот, пожалуйста, и привычные картины, имена, диалоги - Мистер и Миссис Смит, прямо семейная пастораль, но если вдуматься в то, что говорят и делают герои - это бред. И с этим просто нужно смириться. И когда закончится один диалог - начнется другой, не менее абсурдный.


Еще одна абсурдистская пьеса Ионеско - “Носороги”.

Как и в “Лысой певице”, диалоги героев по большей части лишены смысла. Герои все время говорят не о том: о расизме, о количестве лап у кошки, об азиатах, о пьянстве, тогда как мимо них пробегают непонятно откуда взявшиеся настоящие носороги. Герои увлекаются разговорами, говорят об одном и том же, диалоги разных героев перетекают один в другой, подчеркивая связь всех граждан города в одну единую массу, в одну единую толпу. И даже у самых ярких индивидуальностей нет шанса избежать слияния с другими индивидуальностями и стать частью “массового психоза”.

А вообще, быть носорогом - это какое-то нарушение нормы? Или это слом предубеждений и избавление от предрассудков? “Кто знает, где кончается нормальное и где начинается аномальное?” Эта пьеса о том, как “массовый психоз” становится установленным порядком.

Под это определение “массового психоза” можно подставить не только “превращение в носорога”, но разницу людей в национальности, в сексуальной ориентации, вероисповедании, политических убеждениях. Все имеют право на жизнь, на самоопределение, “каждый имеет право на саморазвитие!”, ведь в конце концов, никто же никому не мешает. Каждый может быть носорогом, если ему от этого хорошо. И, как мы понимаем, раз каждый имеет право быть носорогом, то точно так же имеет право и им не быть. Или нет?.. Или нужно “идти в ногу со временем” и всем непременно становиться носорогами?

А может быть о превращении людей в носорогов следует мыслить, как о возвращении к неким истокам? Может быть правда в словах Жака: “Нужно восстановить основы жизни. Вернуться к первобытной чистоте” и это эволюция наоборот? Простодушие, чистота мыслей, прямолинейность мышления, деградация, в общем – может быть это то, что нужно человечеству?

В конце пьесы человек оказывается противопоставлен всему, что может как-то объединять и унифицировать людей. Герой Беранже, оставшийся в полном одиночестве в окружении носорогов, уже потерялся сам в себе и видит в себе всех знакомых подряд. Он - одновременно все человечество, такое, какое есть, со своими изъянами и со своими слабостями. Он должен отстоять свое право оставаться человеком или он должен стать “нормальным”? Кто здесь “нормальный”?..