Фридрих Дюрренматт, Визит старой дамы, размышления

Дарья Паясь
!ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

В умирающий город приезжает "последняя надежда, не считая Господа Бога" - старая богатая дама Клара Цаханассьян. Надежда - это все, на чем держится город Гюллен. Ценой жизни старого бакалейщика и бывшего любовника старой дамы дела в городе могут наладиться. Горожанам кажется, что они знаю, что такое “гуманно” и “справедливо”. Но позже, вслед за надеждами на скорое богатство, в жизни города и в сознании горожан происходят метаморфозы...

Спасительница города Клара незаметно для горожан становится губителем, она сама смерть - “старая дама”. Она принесла за собой гибель, заставив горожан положить на разные чаши весов жизнь человека и деньги. В общем, все, как обещала - сделала из этого небольшого мирка публичный дом.

С ростом достатка города смерть все ближе к Иллу, а душа города ближе к своей гибели. Удивительно, как возможное убийство Илла называют уже “Божьей карой”, “превентивной мерой”. Предлагают ему самоубийство, как патриотический жест. Всеми любимый Илл трансформируется в негодяя и скотину. И вот уже незаметно для читателя и зрителя признаком “западной цивилизации” становится правосудие, а не гуманизм. И вообще, теперь гуманизм - убийство, а не сохранение жизни. Убийство - нравственный подъем. Все оправдывается фразой “мы же в Европе!” = “мы не убиваем из-за денег”. Европа = цивилизация. А в Европе живут современные люди, порядочные, для которых счастье - не в деньгах, а в правосудии. И вот уже убийству находится множество оправданий, превращающих его в торжество справедливости.

Расцветающий город на самом деле - идущий ко дну корабль. Чем богаче город - тем ближе смерть. Не только смерть Илла, но и смерть души города. Потому что души его жителей отравляются ложными идеалами и подменой фундаментальных понятий нравственности. И вот уже на чашах весов человеческая жизнь противопоставляется правосудию и чести, и деньги тут уже будто бы ни при чем.

Интересно, как постепенно в повествовании появляются огнестрельные оружия - сначала винтовка полицейского, потом охотничье ружье священника. Все под предлогом охоты на барса. Затем на сцене появляются и другие герои с ружьями. Позже появляется и топор - его так и называет один из газетчиков - “орудие убийства”. И снова ружье. Но орудием убийства в итоге не становится ни ружье, ни винтовка, ни топор. Орудие убийства - толпа. Я бы назвала всех горожан одним героем, потому что они как одна масса. Автор рассматривает их поведение в совокупности. И убивают Илла - все вместе, толпой, а не кто-то отдельно. И при чем эти люди не злодеи. Это толпа - и лучше не сказать. Толпа без воли, толпа лицемерная, легко поддавшаяся соблазну. При этом хороших героев в пьесе нет.

Второй ключевой герой - сама Клара. Как говорит автор: Клара - не справедливость, а просто старая женщина, которая может многое себе позволить. Деньги не сделали ее счастливой, в ней вообще почти не осталось человека - в прямом и переносном смысле. Об этом говорят ее многочисленные протезы, заменяющие настоящую человеческую плоть. Все в ней искусственно - и любовь (если вообще так можно выразиться) к мужьям, и, казалось быть, благие намерения. Реальна только юношеская любовь к Иллу, которая трансформировалась со временем в жажду мести. И только из сильной привязанности и обиды могла родиться такая сильная жажда отмщения. При чем она абсолютно отстранена от вопросов нравственности и правосудия в понимании горожан. Ее правосудие - личные счеты, а не признак “западной цивилизации”.

И не бедность испортила людей (и Клару, и горожан) - как поет в конце пьесы хор - а богатство. Не бедность толкнула людей на преступление, а надежда на богатство.