О великих именах России, вспоминая юбилей А. Пушки

Александр Дорский
О великих именах России, вспоминая юбилей А. Пушкина
Реплика с названием "Великие имена" в статьях А. Дорского уже есть, но время с тех пор, как она появилась, немного изменилось, и появилось желание написать эту короткую статью. Тема-то всё та же – история страны СССР, которую так и не очистили от грубых искажений –  но повод самый удачный для России, если говорить о том, кого считать самым великим человеком в этой стране, ибо не появись этот величайший поэт в России, она бы точно была совсем другой страной.
То есть эту статью, учитывая ситуацию в современной России и дату, которую отпраздновал русский народ, начну с такой фразы. Среди всех имён, прославивших Россию, на первое место надо ставить великого русского ПОЭТА (по иронии судьбы имевшего в своей крови эфиопскую) – А.С. Пушкина.
А теперь перехожу к статье. Великий русский мыслитель Н. Бердяев считал, что Россия стала "мыслящим государством" в Петровские времена, как он выразился: она стала Россией "пробудившейся мысли и слова", и Россия мыслящая создала великую литературу. Далее он делает акцент на том, что великая русская литература XIX века не была ренессансной по своему духу, мол, "лишь в Пушкине были проблески ренессанса. То был золотой век  русской поэзии. Этот русский ренессанс совершался в очень узком кругу русского культурного дворянства". Эти слова я привёл к тому, что в Царское время (А Н. Бердяев был сыном той России, пережив её смерть), сказанное свидетельствует, что в то время А. Пушкин не был оценён так, как это произошло в СССР, когда в этой стране возник мощный слой высоких интеллектуалов, в частности в сфере литературоведения. Высочайшую оценку вклада А. Пушкина в культуру России (и мировую тоже) делали многие высококультурные люди и в Царской России, но в правительственных кругах (как и в кругах Запада) этого великого поэта ценили гораздо ниже того, что он сделал в поэзии, так у него сложилась судьба. А вот в СССР, причём самым убедительнейшим образом, не просто многократно, а буквально в массовом порядке было доказано, что он явился буквально РОДОНАЧАЛЬНИКОМ зарождения в России культуры такого уровня, что она, продолженная целой плеядой великих классиков русской литературы того XIX века, вышла на самые передовые позиции в мире, внеся большой вклад в Человеческую Цивилизацию. В России было в те давние времена два боровшихся друг с другом течения: славянофильство и западничество, но А. Пушкин стоял над ними, впитав в себя лучшие достижения обоих направлений, и его считали основателем "Русского мира", появление которого определённые круги Запада (считая себя превосходящими все другие народы) встретили "в штыки".
Это, на мой взгляд, необходимое предуведомление к статье. Как и всё в России, связанное с ОСОБОСТЬЮ этой страны, вызывает горячие споры, так и фигура А. Пушкина не получила должного одобрения у, правда редких экземпляров в стране, но таковые нашлись сразу после того, как СССР был ликвидирован, а вот в той стране, такие люди вызвали бы только ядовитую иронию, ибо А Пушкин для подавляющего числа советских людей был истинно СОЛЦЕМ РУССКОЙ ПОЭЗИИ, а для высоких интеллектуалов и создателем особой культуры России.
Поскольку А. Пушкин родился в Царской России, и именно в этой стране сформировал себя таким образом, что все его выдающиеся заслуги были заработаны в ней, с этого и начнём освещать восхваление  этого свободолюбца в той Царской России, причём в начало этого разговора включим факты из биографии другого великого русского писателя Ф. Достоевского, в достоверности которых сомневаться не приходится, они истинны и политикой не подтасованы.  Речь о 1880-ом году, когда минуло уже 43 года после смерти А. Пушкина, а его огромное влияние на историю России и мировую литературу так и не приобрело ещё  мощного внедрения в сознание русских людей.

Пользуюсь случаем, чтобы сказать о том, что прежде чем А. Дорский стал писать цикл романов "О жизни советских людей в СССР", он создал 7 биографий самых выдающихся на его взгляд классиков великой русской литературы XIX века, начиная с А. Пушкина (которых после ликвидации СССР "интеллектуальная элита нового государства", мягко говоря, стала слегка принижать за слишком уж большое восхваление в уничтоженной ими стране, к возникновению которой они имели – кроме Бунина – прямое отношение), без которых действительно СССР на свет бы не появился, но их я не опубликовал до сих пор. Написаны же они в связи с тем, что горы литературы, созданные о них в СССР, современные люди в массовом порядке читать не будут, а эти биографии, короткие (учитывая их тему) созданы с учётом того, что люди в современной России сильно изменились, на что и был сделан расчёт.
Так вот цитаты, которые сейчас будут приведены, взяты из биографии Ф. Достоевского. которую написал А. Дорский. "В марте 1880 года в литературных кружках стали ходить слухи о том, что памятник, сооружаемый Пушкину в Москве, готов и будет открыт этою же весною, причём предполагается   совершить  его открытие   с   особенною торжественностью. Предстоявшее событие очень заинтересовало наше интеллигентное общество, и многие собирались поехать на торжество. В Москве составился комитет по открытию памятника, а Общество любителей российской словесности при императорском Московском университете постановило праздновать открытие памятника публичными заседаниями. Председатель общества С. Юрьев разослал выдающимся литераторам приглашения прибыть на торжество. Такое же приглашение получил Фёдор Михайлович. В пригласительном письме было предложено ему, как и другим, в случае его желания, произнести на торжественном заседании речь, посвященную памяти Пушкина. Разноречивые толки, ходившие в столице, по поводу тех речей, которые будут произнесены представителями двух тогдашних партий: западников и славянофилов, очень волновали Фёдора Михайловича, и он объявил, что если болезнь не помешает, то он непременно поедет в Москву и выскажет в своей речи о Пушкине всё то, что столь многие годы лежало у него на уме и на сердце… Открытие памятника Пушкину было назначено на 25 мая, но Фёдор Михайлович решил поехать за несколько дней для того, чтобы, не торопясь, достать себе билеты, необходимые для присутствования на всех торжественных заседаниях; кроме того, как товарищ председателя Славянского благотворительного общества,  Фёдор Михайлович являлся представителем этого общества на торжестве и должен был заказать венки для возложения их на памятник… И муж дал мне (эта цитата из книги "Воспоминаний…" жены Достоевского) слово, что лишнего дня  не  задержится  в Москве. Но  случилось так, что Фёдор Михайлович вместо недели возвратился через 22 дня… Наконец настал  тот счастливый день, когда окончились мои мучения.   13 июня вернулся в Старую Руссу Фёдор Михайлович, и такой довольный и оживлённый, каким я давно его не видела. Не только с ним в Москве не приключилось припадка эпилепсии, но благодаря нервному возбуждению он всё время чувствовал себя очень бодрым. Рассказам его  и моим расспросам о московских событиях не было конца, и сколько он рассказывал интересного,  чего я потом не встречала в других описаниях  Пушкинского празднества!.. Искренняя радость при мысли, что наконец-то Россия поняла и оценила высокое значение гениального Пушкина и воздвигла ему в "сердце России", Москве, — памятник; радостное сознание того, что он, с юных лет восторженный почитатель великого народного поэта, имел возможность своею речью воздать ему дань своего поклонения; наконец, упоение от восторженных, относившихся к его личному дарованию, оваций публики, — всё соединилось для того, чтобы создать для Фёдора Михайловича, как он выразился, "минуты величайшего счастья". Рассказывая мне о своих тогдашних впечатлениях, Фёдор Михайлович имел вдохновенный вид, как бы вновь переживая эти незабываемые минуты… Но прошло дней десять, и настроение Фёдора Михайловича   резко   изменилось;   виною   этого   были   отзывы газет,  которые он ежедневно просматривал  в читальне минеральных вод. На Фёдора Михайловича обрушилась целая лавина газетных и журнальных обвинений, опровержений, клевет и даже ругательств. Те представители литературы, которые с таким восторгом прослушали его Пушкинскую речь и были ею поражены до того, что горячо аплодировали чтецу и шли пожать ему руку, — вдруг как бы опомнились, пришли в себя от постигшего их гипноза и начали бранить речь и унижать её автора. Когда читаешь тогдашние рецензии на Пушкинскую речь, то приходишь в негодование от той бесцеремонности и наглости, с которою относились к Фёдору Михайловичу писавшие, забывая, что в своих статьях они унижают человека, обладающего громадным талантом, работающего на избранном поприще тридцать пять лет и заслужившего уважение и любовь многих десятков тысяч русских читателей. Надо сказать, что эти недостойные нападки чрезвычайно огорчали и оскорбляли Фёдора Михайловича, и он был ими так расстроен, что предчувствуемые мною два приступа эпилепсии не замедлили случиться и отуманили на целых две недели голову Фёдора Михайловича… В последние зимы Фёдора Михайловича особенно полюбила наша всегда отзывчивая молодежь. Ему постоянно присылались почётные билеты на концерты и балы, устраивавшиеся в высших учебных заведениях. На этих концертах Фёдор Михайлович был всегда чрезвычайно окружён; молодежь ходила за ним толпою, предлагала ему вопросы, на которые Фёдору Михайловичу приходилось отвечать чуть ли не речами; иногда горячо спорила с ним и с любопытством прислушивалась к его возражениям. Это живое общение с любившею и ценившею его талант молодежью было необыкновенно привлекательно для Фёдора Михайловича, и он возвращался после этих бесед хотя и очень усталый физически, но приятно возбуждённый и подробно рассказывал   мне   (всегда   на   этих   вечерах  остававшейся и вблизи, но в стороне) подробности так интересовавших его разговоров…" Мне кажется, приведённого текста достаточно, чтобы судить об отношении к А. Пушкину Власти и обласканной ею элиты.
Чтобы подкрепить это мнение, приведём цитату из высказывания из статьи о А. Пушкине в Большой Энциклопедии под. Редакцией С. Н. Южакова, на которые делались часто ссылки в статьях А. Дорского в Интернете, в томе 16, изданном в 1914 году (в очень авторитетном издании в Царской России).
Статья очень солидная, на 6-ти листах, т.е. говорить о том, что А Пушкин не пользовался большим уважением во всём обществе в России, было бы ложью, но разговоров о тех его заслугах, которые потом ему воздадут в СССР образованнейшие и авторитетные люди, в Царской России не  велось. Итак, очень коротко о главном, что было сказано о А. Пушкине.
"Александр Сергеевич, гениальный русский поэт… свой род ведёт от прусского выходца Радши или Ричи, переселившегося в Россию в княжение Александра Невского и ставшего родоначальником многих русских дворянских семей…". Кое что о его родовитости опускаем, подчёркивая то, что особо отмечено: блестящее образование его отца, благодаря которому он "принадлежал к европейски просвещённому слою дворянства". Не будем скрывать того, что большой близости между отцом и сыном не было. А вот одну фразу выделим. "В первые годы детства П. не обнаруживал никаких признаков, которые бы позволили предугадать в нём будущего гения". Статья не предполагает перейти в биографию поэта, таковая уже имеется, имея свою серьёзную идею к её написанию, тут речь о другом, о том ВЕЛИЧИИ ПОЭТА, которое вдруг снова попытались принизить, ибо его НОМЕР ОДИН в истории России многим был поперёк горла. То, что Пушкин был гениальным поэтом, в Царской России сомнению не подвергалось, а вот о гораздо большем его вкладе в культуру России там даже не заикались. О Декабристах, тема, за которую А. Пушкина ненавидели Царствующие особы, преподнесена в Энциклопедии своеобразным образом, никак не возвеличивая А. Пушкина, как выдающегося ГРАЖДАНИНА России.
И только Гоголь и особенно Ф. Достоевский в те времена пытались открыть обществу куда более великое значение творчества А. Пушкина.

А теперь переходим к другому периоду жизни в России, к падению Царизма и установлению в России совершенно иного уклада жизни, когда она превратилась в уникальное государство СССР. На эту тему у А. Дорского написано множество статёй в Интернете, повторятся не будем. Речь пойдет только о том, что связано непосредственно с А. Пушкиным. Это очевидный факт, что в СССР (не сразу, а когда эта страна укрепилась, и в ней появилась высокоинтеллектуальная творческая интеллигенция с соответствующим советским мышлением) возвеличивание А Пушкина  стало государственной политикой (которая была не без противоречий, но об этом сказано уже очень много). Тут лишь отметим, что многие люди в СССР (к концу истории этого государства) были убеждены, что величайшую славу этот ПОЭТ получил довольно легко, учитывая безмерность его таланта и вложенные им в дело всей его короткой жизни многие силы и время. В биографии А. Дорского (она пока не опубликована), как мне кажется, легко понять, какой нелёгкой получилась жизнь у этого человека. Во-первых, он не жаловал тех правителей и высоких сановников, кто содействовал тому, что Россия продолжала оставаться населённой огромной массой нищих и униженных людей, и, конечно, за его отношение к Декабристам, которые загорелись желанием исправить это положение (и на эту тему тут распространяться не будем), только скажем, что и сейчас в России много людей, кто во взглядах близок к тем, кто имел отличное от Пушкина мнение по поводу Декабристов. Что же касается большевиков, правящих СССР какое-то время, то они были благосклонны не ко всем правдолюбцам, наделённым огромным талантом – например Ф. Достоевский, выдающийся талант, честнейший человек, резко усложнивший свою жизнь тем, что отдал её на служение униженным и оскорблённым – так вот его художественные произведения не включали в СССР даже в школьную программу, как основную "пищу" для советской молодёжи. А вот А. Пушкина они "не тронули", и он в истории СССР представлен в полном своём величии. Могу добавить и такое: любой хулигантствующий школьник младших классов знал, что имя Пушкина святое для людей, населяющих его страну, и он не позволял себе высказываний на его счёт, которые бы оскорбили великого русского поэта. А теперь, когда либералы сильно переформатировали бывший советский народ, вернуть то прошлое в сознание молодёжи тем, чтобы читать красивые кусочки текстов из его произведений всенародно – вряд ли это вернёт в полной мере всё ВЕЛИЧИЕ РУССКОГО ГЕНИЯ. А вот биографии этих гениев, с учётом нынешнего времени, не могут не повлиять на сознание людей. Но если один говорит о гении одно, а другой другое, то для многих это пустая трата времени.
Но немного подробней о вкладе страны СССР в создание полноценного образа этого ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА. Собственно большевики выше всего в человеке ценили его РЕВОЛЮЦИОННОСТЬ, а литературный и прочие таланты ставили не на первое место. Но А Пушкина (ещё назовём и Льва Николаевича Толстого) ничем и ни в чём не унижали, и не вмешивались в творчество литературоведов, историков и прочих гуманитариев, которые достойно оценивали гениальность этих двух человек, ПОЭТА и ПИСАТЕЛЯ, подняв на самую вершину их таланты.
Статья о А. Пушкине в Большой Советской Энциклопедии, достойна того, чтобы её отметить особо. Правда начинается она скромно.
«А. С., русский писатель, основатель новой русской литературы… Лицейские годы – период творч. развития П. С большой непосредственностью и своеобразием используя каноны рационалистич. поэтики 18 – нач. 19 вв., требующие строгого соответствия между темой, стилем и жанром (ода, элегия, послание и пр.) он создаёт ряд стихотворений высокого совершенства…» 
Начав это вписывать в статью – а я хорошо помню те 7 биографий, которые написаны А. Дорским  о великих писателях России –  мне ударила в голову фраза, которая часто повторяется в статьях о том, что люди везде, и в России в том числе, мол, очень разные. Те биографии написаны для одних людей, а эта статья пишется для других. Отличаются же люди, что надо отметить в первую очередь, своим умственным развитием. Многие на эту фразу обижаются, потому и не получается в обществе единства, ибо одни и те же факты люди трактуют по-разному. И это часто изменить невозможно. По крайней мере, очень трудно. Но эта статья пишется для очень неглупых людей, и, надеюсь, они поймут, почему автор статьи решил не цитировать статью из Энциклопедии дальше. Впрочем, совсем короткое объяснение необходимо. Хотя Энциклопедия – Советская, а всё с таким "эпитетом" оплёвано, как примитивное, а статья о Пушкине действительно очень приличная по содержанию, и ничего другого по поводу статьи не скажешь, как только то, что статья в Советской Энциклопедии не имеет ничего общего с политической конъектурой, а излагает процесс формирования А. Пушкина на высоком интеллектуальном уровне. И нет смысла переписывать статью из Советской Энциклопедии (стоит в неё всё же заглянуть – ведь в её составлении принимало огромное участие высоких профессионалов), только скажу, что понять этот текст можно лишь после получения гуманитарного образования. И это принесёт большую отраду достоинству читателя – понимание того, что А. Пушкин не только гениальный поэт, а внёс в литературу и русскую культуру народа, среди которого он жил, так много полезного, что его надо чтить не только как поэта, но и как творца, поднявшего огромную страну на высочайший уровень. В этой статье в Энциклопедии о Декабристах сказано так толково, что поносить это общество могут только абсолютно безграмотные люди.
Об этом надо повторять много раз, что в СССР было создано буквально мощнейшее литературоведение, которое подняло великих классиков русской литературы XIX века, во главе с самым выдающимся её ПОЭТОМ А.С. Пушкиным на неведомую прежде населению России высоту. То, что его пытались выкинуть "с корабля великой поэзии новые поэты во время превращения Царской России в СССР", не надо этому придавать большое значение, это были сугубо поэтические дела, а вот о ПЕРЕСТРОЙКе в СССР и "лихих девяностых", когда классиков великой русской литературы во главе с А. Пушкиным "выставили на задворки в угоду ненавистникам России", это уже были совсем другие дела, в которые вовлекли подавляющую часть народа России. Люди в то время как бы обезумили, такое наступило время. Слова "революция, революционность" приравняли к такими событиями, "как бессмысленные бунты", как "цветные революции" – то есть человеческое сознание упало до такого низкого уровня, что появилось такое понятие: мол, человеческое  мышление упало "ниже плинтуса". "Под нож злодеев" попал и А. Пушкин, в жизнь которого ЯВЛЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ впечаталось как ГРАНИТ, а Декабристов (поголовно всех) приравняли к пошлому, малопочтительному состоянию части народа России, которых, якобы надо резко осудить наравне с бунтами С. Разина и  Пугачёва, вымарав из истории России как нечто непотребное, позорящее эту страну. И весь невероятный по своей мощи поэтический талант Пушкина и его реформирование нации, как ОСОБОСТИ РУССКОГО НАРОДА, попытались уничтожить навек. И тут же нашлись "умники в среде  творческой интеллигенции", которые буквально с наслаждением скинули А. Пушкина с пьедестала, который возводился почти век, а огромная часть народа проглотила эту пелюлю, запущенную в адрес ВЕЛИКОГО ИМЕНИ.

Повторю ещё раз, что данная: статья написана не для восполнения недостатков образования, а преследует куда более глубокую цель – усвоить ОСОБОСТЬ исторического пути России, которую предки долго вели к тому, чтобы она – Россия – потрясла мир своим своеобразием, и пошла дальше "сквозь тернии к звёздам".
А пока, после третьего этапа воздействия на Историю России в XX веке (как только в конце его СССР рухнул), сразу после этого отношение и к А. Пушкину и ко многим классикам великой русской литературы изменилось очень сильно. Это ведь не выдумка, что после завершения ПЕРЕСТРОЙКИ и уничтожения СССР, поколение молодёжи, которое сменило бывших советских людей, выбитых из колеи превращением их страны в совершенно другое государство, для многих  людей (их пап и мам), которые были не способны "сбросить прежние одеяния", их дети им казались залетевшими на планету Земля с других планет. Так вот они, в то время, когда А. Дорский стал писать биографию А Пушкина и других классиков великой русской литературы XIX века, на улицах Киева, Москвы, С.-Петербурга (Ленинграда) появилось множество детей школьного возраста, которые имели весьма смутное представление, кто такой А. Пушкин и другие классики русской литературы. Ибо чтобы судить о величайшем русском поэте А. Пушкине и его соратниках, надо знать то, что привнесло в эти имена советское литературоведение, до образования которого (высочайшего интеллектуального уровня), значение этих фигур сильно принижалось.
И закончу эту статью тем, что есть немало того, за что истинно русские люди должны быть благодарны стране СССР (которой управляли ненавистные оппозиционерам большевики), в которой А. Пушкин приобрёл буквально великую славу человека, положившего начало той культуры, которая вывела Россию в число великих держав. А вот в Царской России, где он появился на свет и создавал свои выдающиеся произведения, в должной степени оценён не был. И когда с прытью и ненавистью СССР растерзали на куски, великий Пушкин и другие величайшие люди России не избежали печальной участи.