Выход из карантина

Аполлинария Овчинникова
Преамбула: в этой статье я не буду говорить о разумности или неразумности распоряжений правительства, не намерена обсуждать, что мы потеряли или приобрели в материальном плане, не стану распространяться о нарушении наших прав и свобод.
Я – психолог. И тема моя – сугубо психологическая и на конкретную тему – как адаптироваться к ритму жизни после самоизоляции.

***
Во многих городах России отменяется или смягчается режим самоизоляции, который был введен по причине угрозы распространения коронавирусной инфекции.

Выход из карантина всегда сложнее, но, как водится, никто этого не признаёт.

На просторах интернета можно найти множество информации о том, что ценного мы приобрели в самоизоляции, и как важно не растерять эти ценности во времена, когда жизнь наладиться и все вернется на круги своя. В этой статье я не буду говорить об этом, потому что собственное воображение тут же рисует сценарий этакого ток-шоу на тему «Чему я научился сидя под замком в сарае» или «Как запреты, насилие и ночевки в запертом туалете сделали из меня человека»… 

Но давайте по порядку.

Люди - разные. Это – аксиома. И потому, предположение, что кому-то на карантине стало хуже, вплоть до депрессии и панических атак, а кому-то лучше, настолько, что они говорят «посидеть бы еще» - можно принять без доказательств.

Все мы понимаем, что тут много факторов, но основных осей две:
• мы по-разному переносим свободу и ограничения;
• мы по-разному переносим сенсорную депривацию - это когда вокруг нас как будто "ничего не происходит".

Про свободу.

В человеческой популяции есть люди, для которых находиться в изоляции (самоизоляции) физически непереносимо. (вспомните фильм «Если бы боги умели смеяться»).

И есть люди, для кого это не «взаперти» и не «в зоопарке», а «в домике, укрывшись от страшного мира».

Такое проявление не всегда связано с детским опытом или травмами жизни (жизненным опытом), иногда – это просто данность. Все мы разные. И тогда, уже можно предположить, кто и как переносит вынужденную изоляцию.

Про сенсорную депривацию.

Вспомните тот, докарантинный мир. Тот мир был насыщен до отказа, он постоянно «дергал» наше внимание. Многие из нас вечно куда-то бежали, с утра до ночи фоном - музыка, реклама, клиенты, коллеги, начальники, сообщения от друзей, новинки, скидки, путешествия, кафе, пицца и пиво… Стимулы лезли из всех щелей и кричали "обрати на меня внимание!". С миром нужно было постоянно быть на связи.

Все это называется "сенсорные перегрузки".

Кто-то легче к ним адаптируется, игнорируя часть стимулов, т.е. не видит и не слышит в упор. Кто-то тяжелее... Опять же, не потому, что «травмы» жизненного опыта, а такое строение нервной системы.

Режим самоизоляции, введенный распоряжениями правительства, часть перегрузок убрал, а те, что остались – с ними любой тип нервной системы справится. Что может быть стабильнее, чем дом, где и обитатели, и обстановка, и распорядок дня, и режим «кормления» - практически стабильны. Ничто не помогает лучше при сенсорных перегрузках, чем стабильная среда.

Еще вчера нужно было успевать и преуспевать на многих фронтах. Некоторые действительно очень старались, и много в чем преуспевали, не совсем понимая, какой ценой им это дается. Сейчас эти люди не могут отдышаться и надышаться. Честно говоря, я их очень понимаю. Но и они вряд ли хотят, чтобы карантин длился вечно.

Выходить из режима ограничений мы будем все вместе – толпой – и те, кому было хорошо, и те, кому было плохо. И те, кому нравилось, и те, кто мучился. И те, и другие, то есть все мы испытаем новый стресс – гиперстимуляцию.

Представьте, что вы голодали несколько недель, и тут вам на выходе дают палку копченой колбасы, банку маринованных грибов, пирожки-расстегаи, конфет шоколадных коробку, и говорят «пока все не съешь, из-за стола не выйдешь». Или вы сидели несколько недель в пещере, в прохладе и тишине, а потом вдруг оказываетесь в Диснейленде, и со всех сторон дудит, мелькает, поет, мельтешит, мчится, взрывается и сияет…

Или вас трогают и теребят одновременно за все части тела, за все, от ушей до пяток, много, много часов подряд. Вот это оно самое.

Необходимо учитывать, что вся канитель обрушится на нас сразу – жизнь (работа, семья, дети…) начнет требовать всего «сразу и сейчас». В том мире, в котором мы были до карантина, вся эта сенсорная нагрузка была «размазана», мы могли планировать дни и месяцы.
Мы все почувствуем разницу, даже те, кто считал свою нагрузку чрезмерной до пандемиии.

В общем, это будет тяжелый момент.

Почему считается, что отдых должен длиться не менее трех недель? Потому что психике и телу необходимы в среднем две недели, чтобы адаптироваться к новому режиму, чтобы смягчить стресс, разбавить стереотипы. И одна неделя – чтобы покайфовать в отпуске. А теперь представьте: две-три недели, психика не робот, ей нужно втянуться обратно. И важно понимать, почему нам тяжело, а не играть в игру «почему же я устал, я же ничего не сделал, я бесполезный бездельник», потому что игра эта мчит нас в ад на большой скорости.

В карантине мы не набирались никаких сил, это был не отпуск! Как и декретный отпуск – не отпуск. Мы провели некоторое время в тревожной неопределенности, в самом лучшем случае, мы справлялись, но отдыхом там и не пахло. Мы выходим более истощенными, чем входили. И сейчас снова нужно будет адаптироваться, а сил уже вообще никаких нет, они только что были все до капли потрачены на другое. Именно поэтому большинство суицидов совершается на выходе из кризиса, а не на входе.

И еще, все мы должны быть готовы к разочарованиям: в ближайшее время выяснится, что то, что мы очень любили в докарантийном мире, вернулось не полностью, а то и не вернулось вовсе. Кофейни, ресторанчики, детские коллективные развлечения, экскурсии, путешествия, салоны, выставки, сауны, бассейны и т.д. (я житель городской, потому мои примеры – сугубо урбанистические). Этакие милые мелочи цивилизованного мира. Надеюсь, нас спасет природа! Хвала высшим силам, с ней ничего не произошло :)

Зато все, что нас раздражало и пугало – стало почти родным и почти не пострадало: маски, перчатки, дистанция, не трогайте лицо...

Необходимо помнить, что мы выходим не в ТОТ ЖЕ САМЫЙ мир. Это другое место. Которое отчасти будет выглядеть, как то, старое (от этого дополнительная путаница в голове).

Со всех углов, несмотря на сведения официальных СМИ, нам прямо говорят, что мир враждебен и даже непредсказуем. Ведь вирус никуда не делся. Возможны и вторая, а то и третья волны распространения. И потому – больницы принимают новых зараженных, статистика говорит о смерти от коронавируса, в общем, не трогайте лицо, не гуляйте толпами и плавно переходите в режим самосохранения…

Некоторые из нас испытали настоящее горе и отчаяние. Они действительно настоящие… Переживать горе – мучительно. От горя устаешь, работать в состоянии горя – трудно в вдвойне. Но у горя есть собственная работа. И ее нужно пройти. Лучше сейчас, чем затыкать горю рот, что в итоге всенепременно выльется в психосоматическое заболевание…

Что делать?

• Если можно, попытайтесь не «ухаться» в мир сразу. Сократите время работы, устраивайте чаще перерывы, договоритесь о временном режиме сокращенного дня или гибкого графика.

• Не удивляйтесь приступам паники. Даже если у вас раньше никогда не было панических атак. Это, во-первых, нормальная реакция на гиперстимуляцию, а во-вторых, на ощущение мира как опасного и враждебного места.

• «Донянчивайте» себя любыми доступными способами. Понимаю, что мужчины сейчас могут покрутить пальцем у виска. Но, то, о чем я говорю – важно в период адаптации. Спите больше, читайте легкую (детскую) литературу, балуйте себя вкусненьким и приятными беседами с приятными людьми, гуляйте неспешно, носите удобную одежду (не душите себя галстуками, тесными костюмами и юбками-карандашами).

• Старайтесь чаще расправлять плечи и выпрямлять спину. Кортико-мышечные связи несут информацию от тела мозгу. Расправленные плечи, прямая спина и взгляд на высоту горизонта сигнализируют мозгу, что все хорошо, груз не давит нам на плечи, нам все по силам, мы все контролируем! Если есть возможность – вспомните упражнения на растяжку мышц позвоночника и внесите эти упражнения в комплекс утренней гимнастики.

• Полезно бывает утешать кого-нибудь – всем известно, что лучший способ успокоиться самому это успокоить другого, маленького.

• И придумывайте долгосрочные планы. На год вперед, на три, на пять лет. Ни один из этих долгосрочных планов не сбудется, сразу вам говорю – реальность вообще никогда не совпадает с прогнозами. Она может быть лучше, может хуже, но всегда оказывается другой. Однако они позволят нам освоить это мутное и враждебное пока будущее, хотя бы в фантазиях. «Навтыкать» там соломинки.

И не спеша, потихонечку...


================================
Источники:
• Дворяшина Л. Ю. (Овчинникова А.П.)
• Рубцова А. А.
• Лупуляк П. В.