Когда научно-технический прогресс против человека

Нина Мелодина
                Часть 1.
В этой части я пишу об опасностях, которые несут в себе высокие технологии, научно-технический прогресс. Во второй части - о том, как, на мой взгляд, можно сделать науку безопасной для человека.

Карантин не поднял, но дал толчок, ярко высветил проблемы, связанные с дистанционным обучением. Прежде всего увидели проблему недостаточности технического обеспечения. Это может быть и нелегкая, но всё же решаемая проблема.

Проблемы нерешаемые при дистанционном обучении: безопасность детей. Сохранение их физического и психического здоровья.
И в школе, и в средних специальных учебных заведениях детей, подростков и обучают, и оберегают. Каждый ученик постоянно находится на виду у педагогов, медработников (если необходимо), одноклассников. Педагоги отвечают за здоровье детей: у кого поднялась температура, кто-то откуда-то упал, подрались, ученик пришел в школу избитый - учитель обязан отреагировать, принять необходимые меры. Под наблюдением учителя дети правильно и своевременно питаются, привыкают соблюдать режим дня, учатся жить, учатся учиться.

Охрана не пропускает в учебные заведения наркоторговцев, вербовщиков в порнобизнес, в криминальные структуры, где очень нужны подростки.

В школе обучают основам безопасной жизни (например, соблюдать правила уличного движения). Обучают правильному общению друг с другом, жизни в социуме. Безусловно, есть вражда, антипатии, но есть и дружба, взаимопомощь, симпатии, соревновательность в учебе. В школе учат правильно проявлять эти чувства. "Книжки добрые любить и воспитанными быть учат в школе, учат в школе, учат в школе..."

Дистанционному обучению, внедрению новых технологий Никита Сергеевич Михалков посвятил последние авторские передачи "Бесогон TV": "У кого в кармане государство?", "Без цензуры и изъятий...", "Над пропастью во лжи". Он посмотрел на эту проблему глазами творческого человека, гражданина, главы большой семьи. В этих передачах собраны мнения специалистов, НЕспециалистов почему-то принимающих активное участие в продвижении дистанционного обучения, и законодателей. Например, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала о необходимости точного правового, законодательного оформления в ближайшее время дистанционного обучения. "Органичного сочетания как традиционного так и дистанционного технологий обучения" (компьютерное обучение будет дешевым, человеческое - дорогим).

А как будут сочетаться традиционное и дистанционное обучение говорится в проекте программы "Образование 2030". Об этом тоже рассказывает Н.С.Михалков. Плюс ко всему он, как человек творческий, обращает внимание на то, что в новом обществе не будет места душе, чувствам, творческим профессиям, ничему тому, что делает человека человеком.

О том, что подрыв нравственных основ бытия грозит расчеловечиванию мира, говорит Патриарх Русской Православной Церкви.

В заключении этой части хочу сказать, что дистанционное обучение - это прежде всего  способ вывести детей и подростков из-под опеки педагогов и родителей.
И второе. Я не верю в то, что "расчеловеченное" общество, объединения дегуманизированных особей смогут существовать.
Или человек останется Человеком или мир исчезнет.

                Часть 2.

В заключении  третьей передачи о новых технологиях, о дистанционном обучении Н.С.Михалков призывает отделить те достижения научно-технического прогресса, которые благоприятно влияют на жизнь человека (повышают комфорт, удобства, возможности излечения от болезней...), и те, которые несут с собой угрозу национальной безопасности и личной безопасности каждого человека. Он говорит примерно следующее: "Только давайте проложим границу между тем, что нам даёт удобства, и между тем, где наша жизнь перестает быть НАШЕЙ жизнью, где мы теряем над ней власть".
(Насколько я поняла, к отрицательным последствиям ведет не только дистанционное обучение и новые информационные технологии, но и связанные с ними законы: Закон от 08.06.2020 "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации").

Вот что на эту тему можно прочитать в книге Т.Устиновой "Гений пустого места": "...профессор любил повторять, что величие человеческого разума подчас заключается вовсе не в том, чтобы сделать сумасшедшее научное открытие, а в том, чтобы вовремя остановиться, ...если непонятно, как оно повлияет на дальнейшую жизнь всего прогрессивного человечества. Правда... история не знает таких примеров". (стр.79)

То есть в данном случае затронуты глобальные и многовековые темы: 1.как влияют научные открытия на жизнь человечества 2.создание нового человека.

Вначале о первой теме. Очевидно, что развитие науки остановить невозможно (конечно же не раз приходилось читать о виновниках многих бед - ученых, например, о Марии и Пьере Кюри, которые открыли радиоактивность...)

Вот что считаю правильным: в БЕЗНРАВСТВЕННОМ обществе любое открытие можно будет использовать для уничтожения людей. Надо чтобы совершенствование общественной нравственности опережало развитие науки.

Слышала об этом лишь одну цитату христианского философа: "Заповеди - это техника безопасности для общества" (В передаче "Неравнодушный разговор" с Еленой Цыплаковой.)

Одной строкой затрону и такой вопрос: влияет ли экономическая система на формирование общественной нравственности? Да, влияет.

Экономическая система определяет господствующие в обществе ценности, цели, приоритеты деятельности всех участников эк. жизни. И если приоритетом является собственная прибыль, а не безопасность ДРУГИХ людей, ВСЕГО общества, то научные открытия послужат только уничтожению людей.

Пример. После разлива нефти в Мексиканском заливе перед учеными была поставлена задача: создать бактерию для очищения морской воды от нефти. Группа американских ученых в 2010 году эту задачу выполнила. Но никто не поставил задачу узнать, как эта бактерия повлияет на живой организм. Никто ЭТИ исследования НЕ ПРОФИНАНСИРОВАЛ.

И второе. Для безопасности общества нужны не только деньги на все необходимые исследования, но и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЧЕСТНОСТЬ ученых и всех, кто принимает участие в испытании нововведений. То же самое можно сказать и о воздействии генномодифицированных организмов, широко применяемых сейчас при изготовлении продуктов питания. (на эти условия обратила внимание ученый-биолог И.В.Ермакова)

О создании нового человека.
Сколько существует христианская религия, столько она призывает к жизни по заповедям, к стремлению каждого верующего стать человеком по образу и подобию Божию. То есть нравственно и физически совершенным созданием.
Христианские ценности проповедуются и в литературе, начиная с древнерусской, и в богословии, в философии, искусстве, светских науках.

Деятели искусства Серебряного века снова обращаются к идее создания нового человека и нового, более совершенного общества. "Русскому искусству всегда были чужды идеи любого насилия как и буржуазного практицизма" "Оно всегда тяготело к духовному пробуждению личности, этическому совершенствованию человеческих отношений". Искусство стремилось "преобразить мир усилием творческой воли". Модернизм избрал цель - создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества". Если даже пути достижения этих целей были разными.

Общая основа: создание нового человека, нравственно более совершенного. Н.Гумилев пишет: "Руководство в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии".

Высший тип советской идеологии - это строитель коммунизма, воспитанный в соответствии с моральным кодексом, гармонично развитая личность. А в основе морального кодекса лежат христианские Заповеди. И все идеалы русского искусства.

О создании нового человека говорят и в Европе. Появляется и становится все более популярным учение немецкого философа Ф.Ницше. А в 20-м веке на его основе строится теория фашизма. Ницше призывает к созданию подлинного нового человека, который был бы победителем и утверждал свою волю. Цель человека - жизнь. А жизнь - это воля к власти. Воля к жизни проявляется как битва за власть и превосходство. "Сверхчеловек" может получиться из поколения аристократов, господ по природе, в ком "воля к власти не задавлена враждебной ей культурой". Народ - это постамент для избранных натур. "Сильная раса должна быть господствующей". Одна из его основных книг называется "Антихристианин". И принципы соответствующие. Например, "падающего толкни".

Так вот я хочу обратить внимание читателей на то, что советская идеология не затронула фундаментальные основы бытия. Атеист (даже самый воинствующий) - это не антихристианин, не сатанист. И только после 1991 года антихристианские, антигуманистические идеи стали основой жизни общества: приоритет силы, погоня за властью и успехом, материальными ценностями. Это случилось впервые за тысячелетнюю историю существования государства. В обществе, обладающем современными научно-техническими достижениями.

Поэтому я и утверждаю, что масса дегуманизированных существ, образующихся ВМЕСТО человека, в мире, нашпигованном оружием массового поражения, исчезнет.

PS.После просмотра передач "Бесогон TV" я ознакомилась и с проектом "Образование 2030". Удивлению нет предела. Подтвердились самые, как мне казалось, необъективные и худшие обвинения оппозиции. 1.О плановой замене населения; 2.О том, что российские природные ресурсы "глобалисты" собрались раздать "всему миру" (приоритет международных интересов над национальными). О распространении этих идей постоянно в течение нескольких лет кроме представителей КПРФ говорил известный политик и экономист Ю.Ю.Болдырев.

Вступительная часть проекта "Образование 2030" знакомит читателей с основными целями, принципами, ориентирами... "Ускоряются процессы глобализации. Задача школы - подготовить детей использовать эти процессы во благо ЧЕЛОВЕЧЕСТВА..." Образование должно реагировать на различные (кем-то инициированные) изменения, подстраиваться под них. Какие же это изменения?

1."Драйвер" внешний - приток мигрантов. Следовательно необходимо повышение квалификации кадров.
2.Привлечение российских детей на обучение в страны Европы и США с последующей интеграцией в местные сообщества.
Это по поводу замены населения. Я об этом писала в нескольких текстах в сборнике: "Освободить для иностранцев Сибирь и всю Россию".

В разделе "Общее видение" прочла: "Детям, приступившим в 2018 году к обучению в школе, придется быстро понять, что главной ценностью на Земле являются НЕ ограниченные РЕСУРСЫ, а ВСЕОБЩЕЕ процветание, стабильность и благополучие. Они будут учиться ответственности и ЩЕДРОСТИ, ставя сотрудничество превыше разногласий и стабильность превыше краткосрочных выгод".
И если уж называть вещи своими именами, то это призыв отдать природные ресурсы России "всему человечеству".

И во власти, и среди непарламентской оппозиции есть такие политики, которые продвигают именно эти идеи: замену населения и отдачу природных ресурсов России. И это отражено в программе образования, потому что вначале надо воспитать поколение болванов.

Еще вопрос: даже если новое поколение жителей России станет раздавать национальные природные ресурсы "всему миру", то КТО, КАКИМ ОБРАЗОМ И НА ЧЬЕЙ ТЕРРИТОРИИ станет их делить?

Новое общество "щедрых" россиян будет существовать без армии? Если с армией, то откуда армия возьмется? А другие страны мира тоже будут жить без армий?

Недавно услышала еще об одной теории, которую активно проталкивают. Оппозиционер глобализации призывает к "регионализации". То есть Россия должна отдать природные богатства не всему миру, а только Европе.

Вот что происходит, когда рожденный делать деньги берется управлять государством. (Вспоминаю здесь цитату Горького "рожденный ползать, летать не может")