Характер

Сергий Чернец
Характер.

На бытовом уровне каждый хорошо понимает значение слова характер. Однако термин – характер имеет свою специфику. Прежде всего надо отделить понятие «характер» от понятия «темперамент»; темперамент – качество врождённое (ну, почти), а характер формируется, начиная с раннего детства.
Вот, например, отношение к нравственности (нрав – это составляющая характера).

Нравственность.

СтанИслав Ежи Лец (1909-1966) – Нравственность либо условная, либо оплачивается на месте.
Там, где невелик нравственный облик, - там нет и великого человека.
Ибо нравственность — это отношение силы разума к силам чувств. Чем сильнее чувства и чем ближе к ним разум, тем более человек в своём человеческом деле находится, является, собственно, человеком. Есть чувства, что восполняют разум и есть затмевающие его; и разум способен охлаждать движение чувств.
Нужно, чтобы каждый человек нашёл для себя лично возможности жить жизнью высшей среди скромной и неизбежной действительности каждого дня.
Если называть вещи своими именами, то наиболее цельные, значительные роли в «Театре жизни» (по Шекспиру) исполняются актёрами-любителями, у остальных зрителей их действия вызывают лишь ленивую зевоту… Законно молить Бога, чтобы он НЕ дал нам впасть в искушение, но незаконно избегать тех искушений, которые посещают нас (по воле Бога посылаемые) …
Если ваши нравственные устои вгоняют вас в тоску, знайте: ваши устои никуда не годятся.
Безусловная нравственность – это такое условие регулирования поведения, при котором не должно возникать никакого страдания.
Нравственность называют – разумом сердца…
Странное дело! Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью то интересам религии (сжигая людей на кострах), то из любви к отечеству (отправляя на смерть «предателей»).
----------------
Нравственность должна выступать в роли красоты, она как разум воли человека. Подлинная нравственность непосредственно поэтична, а поэзия, в свою очередь, - опосредованно нравственна.
Но нравственность возникла вместе с пороком. У природы учился человек: в муравьином сообществе – поедают всех чужих племён врагов. Также и люди поедали других с кем воевали: папуасы, например. И это было нравственно: Когда Робинзон Крузо спас Пятницу, его привезли для того чтобы съесть. Считалось у племён папуасов, что поедая сердце противника из другого племени – человек приобретает силу врага побеждённого, увеличивая свою силу. А потому люди гордились даже количеством убитых, втыкая на колы вокруг своих домов черепа убитых врагов. Это была нравственность древних людей.
И более того. – В Библии показано, что люди ели кузнечиков и разные акриды, Иоанн Креститель питался акридами и диким мёдом – а сегодня кузнечиков и скорпионов поедают в странах Азии. Хотя: «фу» - говорят в Европе и других цивилизованных странах – кузнечиков есть нельзя!
Чтобы нравственность воспитать нужно приложить усилие – запретить что-то человеку. Всякая нравственность закладывается в характер через усилие.
«Малые страдания выводят из себя,
Великие же – возвращают самим себе.
Треснувший колокол издаёт глухой звук:
Разбейте его на две части –
Он снова издаст музыкальный звон.

Мудрый Аполлон знал,
Что лучше охотятся голодные собаки,
Лучше бегают легкие бегуны,
Что тощий Пегас выносливее
Тяжёлой верховой лошади
И что из кремня нужно высекать искры.

Поэтому он награждал своих любимцев бедностью,
Облагораживал их души ценой их тела
И давал им мало жить на свете,
Чтобы они жили в вечности».

Мужество состоит не в том, чтобы смело преодолевать опасность, но в том, чтобы встречать её с открытыми глазами.
«Музыка – поэзия воздуха»

О музыка! Отзвук далёкого гармоничного мира!
Вздох Ангела в нашей душе!
Когда замирает слово, и объятие,
И наполненный слезами глаз;
Когда наши немые сердца
В одиночестве томятся за решеткой нашей груди –
О, тогда только благодаря тебе – музыка,
Они могут послать друг другу отклик из своих тюрем,
Соединить в одной пустыне свои далёкие стоны!»

Конечно, осмеяние, то есть нравственное негодование, должно совмещаться с постоянством возвышенного чувства.
Всё что прекрасно – нравственно.
-----------------
Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства. Нарушения нравов стыдятся.
Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой (уборка нечистот и отходов), - а только одного: праздной жизни.
Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Однако ж религия во все времена устанавливала свою нравственность.
Религия есть только формула нравственности. Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек.
Как без здоровья невозможно и счастье…, так без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели.
---------------------
Нравственность должна лежать в характере. А характеры противоречивы и требуют свободы. Нравы ограничивают свободу характеров. Даже если бы математика так же противоречила свободе: нашим страстям и интересам, как нравственность (которая противна некоторым страстям) – то человек бы так же спорил с математикой и нарушал бы её формулы вопреки всем доказательствам.
Нравы портятся легче, чем исправляются.
Повторимся с определением: «Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений».
Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство.
И везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен порядок естественный и нравственность падает.
Вся нравственность человека заключается в его намерениях. Главные движущие силы, которые заставляют людей действовать, если их хорошенько рассмотреть, сводятся к двум: сластолюбию и тщеславию. Это чтобы «поймать кайф» и прославиться между людьми, чтобы хвалили, от чего кайф будет ещё больше.
Итак. Нравственные правила всегда нуждаются в доказательствах, объяснениях – следовательно, они не врождённые, также как характер.
Характер воспитывается, внушается со стороны, как и нравы.
Конец.