Кулик

Евгений Шиков 47
                Кулик

        Прошёл ледоход на реке, и возвратился из далёкой Индии кулик. Нашёл он широкую отмель и пригласил подружку вместе с ним на отмели жить.
        – Здесь среди песка и камешков я отложу яйца, – сказала она.
        – Хорошо, –  согласился кулик.
        – Что же хорошего? – услышали вдруг кулики голос пролетающего воробья.
        – Я что плохого?
        – А то, что все птицы гнёзда строят, а вы решили яйца про-сто так на землю среди песка и камней отложить.
        – А зачем птицы гнёзда строят? – поинтересовался кулик.
        – Затем, что в гнезде яйца удобно высиживать.
        – А не всё ли равно, где их высиживать, воробышек?
        – Не всё равно. На ровном месте яйца будут в разные стороны раскатываться, а в гнезде они, как в чашечке всегда будут вместе.
        – Значит, мы не просто отложим яйца на ровный песок, а сделаем ямку. Из ямки они никуда не укатятся, – сообразил кулик.
        – А когда птенчики из яиц вылупятся, где они будут сидеть? – не унимался воробышек. – В гнёздышке им было бы тепло и уютно.
        – А какое надо строить гнёздышко? – спросил кулик.
        – Гнёзда разные строят. Посмотрите, как другие птицы гнёзда вьют, сравните.  Тогда сами решите, какое гнездо вам строить, - посоветовал воробей и улетел.
        Подумали кулики, подумали и решили последовать совету воробья.
        – Ты, милая подружка, будь здесь и охраняй нашу прекрасную отметь. А я полечу и узнаю, у какой птицы самое лучшее гнездо. Такое и мы с тобой построим.
        Полетел кулик к большому озеру и встретил чомгу. Она плавала по воде и собирала какие-то стебли прошлогодней травы.
        – Чомга, для чего ты собираешь старые стебли тростника и рогоза? – спросил кулик.
        – Для гнезда.
        – А какое ты строишь гнездо?
        – Хорошее. Я построю его из плавающей растительности прямо на воде.
        – Почему на воде?
        – Так безопаснее.
        – Но ты складываешь стебли рыхло. Ты не боишься, что яйца в воду провалятся?
        – Не боюсь. Я специально строю гнездо так, чтобы яйца  лежали наполовину в воде.
        – Нет, чомга, мне что-то не хочется строить гнездо на воде. Моя подруга не позволит, чтобы яйца лежали наполовину в воде.
        – Не хочешь, как хочешь, – недовольно сказала чомга, надула щёки и уплыла.
        Полетел кулик  к лесу. Слышит, кто-то стучит на дереве. Поднял голову: дятел.
        –  Дятел, почему ты так громко стучишь?
        – Гнездо строю.
        – Гнездо? А какое у тебя будет гнездо?
        – Отличное у меня будет гнездо! В дупле!
        – Как в дупле? – не понял кулик.
        – Очень просто. Выдолблю дупло и отложу в него яйца.
        – А внутри дупла что будет?
        – Да почти ничего. Мелкие кусочки древесины и всё.
        – Нет. Такое гнездо мне не построить. Я дупло не смогу выдолбить.
        – И незачем выдалбливать! – вступил в разговор, сидевший на соседнем дереве филин. – Я под корнями упавшей сосны делаю ямку и вывожу в ней птенцов.
        – Простая ямка и это гнездо? – удивился кулик.
        – Да. А что?
        – Может,  и мне так своё гнездо устроить? – в раздумье сказал кулик.
        – Нет, кулик, так гнездо строить не надо, – вмешалась в их разговор утка.
        – Почему? – спросил кулик.
        – Потому что ямку надо выстлать сухими прошлогодними листьями, а сверху ещё положить слой пуха. Вот тогда и яйца не будут снизу охлаждаться, и птенчикам будет хорошо и удобно! Посмотри на моё гнездо. Правда, хорошее?
        – Да. Хорошее.
        – Что же в нём хорошего?! – прокричала, пролетающая мимо горлица.
        – А что плохого?! – возмутилась утка.
        – Гнездо на земле! Вот что плохо! Волк подойдёт и разорит его! – объяснила горлица.
        – А у тебя, где гнездо? – спросил её кулик.
        – Полетим, покажу!
        Полетел кулик с горлицей, и прилетели они к большой берёзе. Села горлица на ветку и говорит:
        – Вот моё гнездо!
        – Эта рыхлая кучка веточек – твоё гнездо? – несказанно удивился кулик.
        – Да. А что?
        – Оно такое рыхлое, что даже яйца сквозь веточки просвечивают!
        – Наверное, надо было больше веточек собрать, – сказал кулик.
        – Верно! – вдруг поддержал его, вступивший в разговор грач. – Я ей говорил, что надо больше веток собирать, а она поленилась.
        – Я не поленилась! – резко возразила горлица. – Мне такое гнездо и надо строить!
        –  Не слушай её, кулик. Полетим на окраину деревни. Я покажу тебе своё гнездо. Сам увидишь, что оно лучше, – предложил грач.
        Полетели птицы на окраину деревни. Там росли старые берёзы, и на них было много гнезд. Все они были построены из большого количества веток. Около гнёзд суетились грачи и так громко галдели, что кулик просто оглох от их криков.
        – Боже, грачи! Как вы шумно живёте! У меня от ваших криков уже голова заболела!
        – Плохая у тебя голова! Вот и болит! – отрезал грач и улетел.
        Полетел кулик от этого шума и гама подальше в лес. Видит: в вышине орёл парит.
        – Орёл! – закричал ему кулик. – Скажи, какое гнездо самое лучшее?!
        – Моё! – ответил орёл. – Лети за мной! Я тебе его покажу.
        Полетел кулик за орлом, и прилетели они к старой сосне на краю большого болота. На вершине сосны было огромное гнездо. Как увидел кулик гнездо орла, так и ахнул:
         – Такое огромное! Его ширина, наверное, два метра!
         – Точно, – подтвердил орёл.
         – Мне такое не построить.
         – Конечно! Никому такое гнездо не построить! Но теперь ты знаешь, какое гнездо самое лучшее!
         – Спасибо тебе, орёл. Я полечу дальше.
         – Лети, кулик. Желаю тебе удачи! – ответил орёл.
         Прилетел кулик на опушку леса. Сел у ручья и задумался. Наверху, на веточке сидела маленькая красивая птичка и хорошо пела.
         – Хорошая у тебя песня, – сказал кулик. – Как тебя зовут?
         – Зяблик.
         – У тебя гнездо есть?
         – Есть.
         – Можно его посмотреть? – спросил кулик.
         – Конечно! Ты же не хищник. Тебе можно.
         Кулик взлетел и увидел у самого ствола в развилке двух сучков маленькое изящное гнездышко.
         – Какое красивое! Как ты его построил? – спросил он.
         – Я его вместе с подругой построил. Вернее, я приносил весь материал, а она строила.
         – А как она строила?
         – Она аккуратно переплетала тонкие веточки, сухие стебли трав и корешки. Она не просто складывала материал по кругу, а вила гнездо. Так и получилась ровная чаша. Потом я собирал клочки шерсти около овец, тонкий конский волос и мягкие нежные пёрышки. Ими моя подруга выстлала внутреннюю поверхность гнезда, – объяснил зяблик.
        – И как красиво гнездо украшено мхом и лишайниками, – за-метил кулик.
        – Гнездо не украшено, а замаскировано.
        – Зачем?
        – У нас много врагов. Гнёзда разоряют сороки, вороны и даже белки. Поэтому, если мы строим гнездо на берёзе, то в поверхность гнезда вплетаем тонкие белые ленточки бересты.  Снаружи гнездо будет беловатым, как ствол берёзы, – объяснил зяблик.
        – Но здесь снаружи зелёные мхи и серые лишайники.
        – Конечно! Это гнездо построено на осине. Посмотри, сколько на её стволе растёт зелёных мхов и лишайников. Я со-брал такие же и мы ими замаскировали гнездо.
        – Сложное у тебя гнездо. Мне сразу всё и не запомнить, – сказал кулик.
        – Запомни главное. Гнездо должно быть прочным и чашевидным, чтобы яйца не выкатились и птенчики из гнезда не выпали. Внутри сделай мягкую выстилку, а снаружи гнездо хорошо замаскируй.
        – Спасибо тебе, зяблик! Полечу такое же гнездо строить!
        – Удачи тебе, кулик! Удачи!
        Прилетел кулик на свою песчаную отмель и говорит по-дружке:
        – Узнал я, какое гнездо самое лучшее!
        – Какое?
        – Гнездо зяблика самое лучше!  Мы такое же построим.
        – Как же его надо строить?
        – Надо, чтобы гнездо было, как чаша. Это, чтобы яйца не раскатывались. Строить его надо из тонких веточек, стеблей трав и корешков. Дно гнезда мы должны выстлать травкой, волосом, шерстью и пёрышками. И, самое главное, гнездо надо хорошо замаскировать. Иначе его могут разорить.
        – Как же ты собираешься гнездо маскировать, если построишь его из веточек, стеблей и корешков? Здесь же кругом только песок да камешки. Такое гнездо на песке издалека видно будет.
        – Да. Действительно, – задумался кулик. – Как же нам быть?
        – Наше гнездо должно быть из песка и камешков.
        – Что же можно сделать из песка, – спросил кулик.
        – Ямку! Из неё и яйца не укатятся и заметным оно не будет.
        – Так ли? – недоверчиво спросил кулик.
        – Сам посмотри.
        – Что посмотреть? – не понял кулик.
        – Наше гнездо. Пока ты летал. Я уже гнездо построила, и яйца в него отложила, – похвастала подружка.
        – Где же оно?
        – Рядом. Посмотри направо.
        Кулик повернулся, присмотрелся и вдруг воскликнул:
        – Гнездо! Совсем незаметное! И яйца серовато-жёлтые с чёрными и коричневыми пятнышками, словно камешки лежат!
        – Хорошо, что тебе наше гнёздышко понравилось! Немного отдохни, и будем вместе яйца высиживать.
        Так и стали кулики на отмели жить и птенчиков выводить.

Е. В. Шиков
22. 02 – 1. 03. 2009 г.