Гладиаторы на льду

Александр Щербаков 5
Думаю, все мои соотечественники примерно одного со мной возраста, помнят задорную песню с такими словами «В хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей!».  Глядя на лицо хоккейного вратаря, с этим можно согласиться. 

На фото изображён Терри Савчуку, 36-летний вратарь "Торонто Мэйпл Лифс". Более чем 400 швов, которые он заработал за 16 лет в Национальной Хоккейной Лиге.

Савчук получал и другие травмы, которых не видно на фото: разрезанное глазное яблоко, требующее трех швов, потеря функции правой руки на 70% из-за того, что с локтя было удалено 60 костных осколков и постоянное “покачивание назад”, вызванное постоянной согнутой позой.

Это знаменитое фото, по иронии судьбы, не рассказала и половины истории Савчука, который был очень проблемным человеком вне льда. Играя в регби, он вывихнул локоть и не сказал о травме  родителям. Отсутствие медицинской помощи привело к тому, что его правая рука была на полфута короче левой, была чрезвычайно искривлена и причинила ему значительную боль на всю оставшуюся жизнь. Боясь потерять работу, он держал травмы при себе и мужественно перенес множество проблем с локтем, аппендицит, коллапс легкого, серьезные проблемы с рукой, сломанную ногу и много порезов, количество которые не подсчитать.

Еще в те времена тренеры считали, что маска ограничит поле зрения вратаря. Они также считали, что вратари должны быть бесстрашными (не уклоняться от шайбы). Кроме того, среди игроков в лиге был менталитет мачо (не желающий, чтобы его считали слабым, травмированным или "испуганным").
Терри Савчук (полное имя – Терренс Гордон Савчук), в будущем получивший прозвище Юк или Юки благодаря своему украинскому происхождению, родился 28 декабря 1929 года в Виннипеге, столице Манитобы. В те времена большинство украинцев переселилось на те земли. Отец и мать Терри – Луи и Анна Савчук, назвали сына этим, далеко «неукраинским» именем в виду того времени, но в кругу семьи его все называли Тарасом.

В семье Савчук было три сына. И Терри был младшим из них. Но, будучи ещё совершенно юным, Савчук остался единственным ребёнком в семье. Когда ушёл из жизни 17-летний Майкл, который в те годы обещал стать перспективный голкипером, Терри был фактически надломлен, и в память о нем, он решил стать вратарем. Терри прошёл все стандартные «инстанции» талантливых хоккеистов Канады. Сначала играл в юниорской лиге, затем была полупрофессиональная. Дальше – НХЛ, награды, достижения, рекорды и призы.

Но карьера Савчука могла завершиться, так и не начавшись. Когда ему было 12 лет, он сломал правую руку во время игры в регби. Он скрывал от родителей этот факт, так как боялся наказания. В итоге, рука срослась не правильно, и после трех операций стала на пять с лишним сантиметров короче прежней, здоровой руки. В ходе тех операций из локтевого сустава извлекли около шестидесяти костных обломков.

Савчук начал играть в хоккей в местной лиге и одновременно работал в компании по изготовлению металлических листов, которая занималась установкой вентиляционных отверстий в хлебопекарных печах. Его талант голкипера был настолько очевиден, что скаут клуба «Детройт Ред Уингз» предложил ему сотрудничество. Позже «Детройт» подписал с Терри любительский контракт и отправил в свою юниорскую команду в Онтарио в 1946 году. Там Савчук закончил одиннадцатый класс школы, но, скорее всего, официально так и не выпустился из учебного заведения. Свой первый профессиональный контракт Терри подписал с «Детройтом» в 1947 году, и начал стремительно прогрессировать, став лучшим новичком в обеих лигах.
 
Когда Терри пришёл в юношескую команду, тренер, увидев его искалеченную правую руку, выразил, мягко говоря, свои сомнения по поводу возможностей юного хоккеиста. Но в рамку всё же поставил. И причиной тому был не только тот факт, что практически все приходившие в команду ребята желали стать именно нападающими.

Через какое-то время Савчук стал весить около ста килограммов. При этом он отличался невероятной ловкостью и великолепной реакцией, и даже во всём своём вратарском обмундировании умудрялся кататься на равных с самыми быстрыми «полевыми» игроками. В нём была какая-то особенно отчаянная смелость, которая в то время была чуть ли не в приоритете у игроков этого амплуа. Ведь таких смельчаков, которые готовы были бы ловить собой и зубами шайбы, имея на своём теле слабую экипировку и не имея защитной маски, отыскать было трудно. Крайне трудно. Тогда любое попадание шайбы могло закончиться трагедией, и каждый матч, будь он даже трижды удачным, превращался в неистовое испытание нервов.

Травмы Савчука были страшными. В то время голкиперы протестовали против ношения защитных масок. Одна из тех многочисленных шайб, которые испещрили лицо и тело голкипера, отправленная в ворота соперником, что называется, «от всей души» попала Савчуку в глаз во время матча в Омахе. Тогда на матче, к счастью вратаря, присутствовал квалифицированный хирург, чьи «золотые» руки провели экстренную операцию, оказавшейся успешной. Иначе Савчук уже в 18 лет мог бы повесить коньки на гвоздь. И каково было изумление тренера, когда Терри пришёл на тренировку, как ни в чём не бывало. Он так же спокойно встал в ворота и продолжил своё дело.

С детства Савчук боролся превратностями судьбы. Теперь его настигла новая напасть — артрит. Терри был молод, а нестерпимые боли в плечах и ногах уже мучили его и не давали ему покоя до самых последних дней жизни.

В сезоне 1947-1948 был признан лучшим новичком Хоккейной лиги США (USHL) в составе клуба «Омаха Найтс» (сыграл 54 матча, из которых его команда выиграла 30, проиграла 18 и сыграла вничью 5; голкипер провёл на льду 3248 минут). Следующие два неполных сезона 1948-1949, 1949-1950 Терри провёл в команде АХЛ «Индианаполис Кэпиталз», где снова удостоился звания лучшего новичка, только уже АХЛ.

В сезоне 1949-1950 Терри дебютировал в «Детройт Ред Уингз». Он сыграл всего 7 матчей в регулярном чемпионате, заменяя голкипера «Детройта» Гарри Ламли, который травмировался в январе 1950 года. Весь оставшийся турнир Юки просидел на скамейке, но его фамилия всё же внесена в реестр обладателей Кубка Стэнли. Савчук настолько прекрасно показал себя в игре, что «Крылья» отправили Ламли в «Чикаго Блэк Хоукс», несмотря на то, что вратарь привёл команду к Кубку Стенли в 1950 году.

Следующие пять сезонов Савчук выступал в составе «Крыльев», пропуская рекордно мало. Терри Савчук блистал в «Детройте» и, играя за него, завоевал Колдер Трофи (1951 год) и четыре Везина Трофи. Будучи уже бесспорным первым номером, Терри трижды брал кубок в составе «Ред Уингз» (1952, 1954 и 1955 годы).

Внимание болельщиков и хоккейных обозревателей привлекала уникальная техника молодого голкипера: гориллоподобная стойка в полуприсед. Она отличала его от большинства коллег по цеху, игравших в воротах в полный рост. Но такая стойка вратаря была выбрана им неспроста. Дело в том, что ещё в детстве у маленького Терри обнаружили врожденное заболевание спины. Выпрямиться в полный рост он мог лишь с большим трудом.

О Терри вообще мало знали как о человеке. Только после двух операций на спине, которые он перенёс в 1966 году, Савчук, наконец, признался, что сумел выпрямиться впервые за многие годы своей жизни. Так была раскрыта тайна его нового стиля – стойки. Терри обладал отменной реакцией и самоотверженностью. В то же время отмечали и его несносный характер.

Генеральный менеджер Джек Адамс, приказал Терри сбросить вес к сезону 1951-1952 года. Савчук похудел более чем на сорок фунтов и стал ещё более угрюмым и замкнутым. Он испытывал на себе давление клуба, будучи вынужденным играть изо дня в день, несмотря на нескончаемые травмы – у «Детройта» не было резервного вратаря. Терри играл через боль.

Савчук испытал на себе всю жестокость хоккея: переломы лицевых костей, испещрённое порезами и ушибами тело, выбитые после столкновений с нападающими плечевые суставы, сломанные пальцы рук, сломанный подъем, даже разорванные спинные диски. Прибавим к этому списку врождённое заболевание спины, приобретённый артрит, покалеченную руку, а также факт потери близких людей в раннем возрасте. За время своей карьеры он также перенёс три операции на правом локте, операцию по удалению аппендикса. Из-за патологического усиления поясничного лордоза, который был обнаружен у Терри ещё в детстве, он не мог спать более двух часов, не просыпаясь. К тому моменту, когда вратарь одел защитную маску в 1962 году, его лицо было «расписано» шрамами и рубцами в количестве около 400 штук. В 1966 году издание Life Magazine провело эксперимент и пригласило гримёра, чтобы тот «выявил» все швы и рубцы на лице Савчука для яркой демонстрации всех повреждений, которые Терри получил на протяжении многих лет своей карьеры. Места гримёру не хватило.

Несмотря на все свои травмы Савчук был непоколебим. Редкий болельщик мог не то что догадаться, а даже просто поверить в то, что этот подвижный и ловкий вратарь имеет такие серьёзные проблемы. Савчук держался только благодаря своей несгибаемой воле. Жизнь не щадила Терри. Более того, она постоянно била его, и за пределами льда. Потому «несносный характер» вратаря вполне объясним для тех, кто знал реальные факты его жизни. Голкипер был нелюдим и предпочитал молчать.

Быть единственным и незаменимым голкипером команды, имея бесчисленное множество проблем со здоровьем, но, не давая даже повода для того, чтобы кто-то догадался о них. Савчук никогда не разделял с командой радость от побед, когда те собирались в шумной компании. Он предпочитал держаться в стороне, презирал всю прочую околохоккейную шумиху.

Терри слыл тяжёлым человеком. Но теперь вы можете себе представить, что чувствовал Савчук, когда его товарищи-богатыри, здоровые и весёлые, в своей американской, с задоринкой манере, хлопая того по плечу, спрашивали: «Как здоровье, старина?» Часто Терри просто сурово смотрел на этого человека. Но бывало, мог запросто послать. Да, у Терри был несносный характер, но никто ни разу не поставил его пребывание в команде под вопрос.

1954 год. Терри попал в автокатастрофу. Получив в ней переломы чуть ли не всех ребер и прокол легкое, он умудрился не просто выкарабкаться, но уже на следующий год стать обладателем Кубка Стенли вместе с «Детройтом».

По окончании триумфального сезона 1954-1955 клуб приобрёл способного вратаря из АХЛ (Гленн Холл), и руководство «Крыльев» обменяло Терри в «Бостон Брюинз», на тот момент далеко не лучший из клубов. Вероятно, такое решение клуб принял во многом «благодаря» нелюдимости и мнительности Терри.

Тот обмен вновь надломил Савчука. Только, если в юности он смог оправиться от потери своего любимого брата, встал на ноги, встал на коньки, заиграл и добился высот, то теперь… Переезд на восток стал тем первым ударом «под дых», который изменил судьбу Терри и направил его путь вниз. Да, потом были подъёмы на новые высоты, но все они были лишь всплесками на кардиограмме жизни и карьеры вратаря. Савчук никак не мог понять, в чём же причина его «ссылки». Выкуривая пачками сигареты, в бесчисленном множестве бессонных ночей Великий голкипер загонял себя в ещё более скверное состояние. Всё чаще он допускал опасную мысль: «Может, я вообще ни на что не гожусь…»

Первый сезон в «Бостоне» Савчук отыграл сносно. Хотя команда и не смогла выйти в кубковый турнир. Второй сезон Терри начал, в общем-то, неплохо. Но закончился он для Савчука в декабре на больничной койке. Терри постоянно находился в стрессе, и его организм сдался. Как результат – госпитализация с диагнозом мононуклеоз. Это острое инфекционное заболевание, сопровождающееся целым списком мучительных симптомов. Это был 1957 год. Савчук поборол недуг, похудел до 80 кг. Он стал еще более угрюмым и еще больше ушел в себя. Вратарь был уверен, что его карьера завершена. Но окончательно оправившись, он принял решение – во что бы то ни стало вернуться в родной клуб. И добился своего. Руководство «Брюингз», оклеймив его «слабаком», отправило Савчука в «Детройт».

В 50-е годы прошлого столетия произошёл один из самых «чудных» обменов: «Детройт» отдал «Бостону» весьма перспективного форварда Джонни Бьюсика, который спустя годы станет легендой Бостона, взамен на вратаря, который, по сути, не мог внушать им доверия. Ведь несколько лет назад они обменяли Терри по уже известной причине. Но теперь Савчук был уже не просто «нелюдимым и мнительным». Это был человек, который, казалось, уже превращался в развалину.

Вернувшись в «родные пенаты», Терри вновь занял позицию основного голкипера, хоть уже и не под привычным «первым», а под 29 номером. И первый сезон в «новом» старом клубе вратарь отыграл без единой замены. Но сам «Детройт» был уже не тот. В НХЛ зажглась новая звезда — звезда «Монреаля». И следующие, фактически, последние успехи, пришли к голкиперу в другом клубе НХЛ. Он отыграл семь сезонов за «Крылья», и затем в 1964 году команда оставила Савчука незащищённым на вейвер-драфте (драфт отказов) в пользу молодого вратаря Роже Крозье из «Чикаго».

Тогда же «Торонто Мейпл Ливз» заявил свои права на 35-летнего голкипера. В первый же сезон Савчук стал обладателем уже знакомого ему приза Везина Трофи (1964–1965), а через год, в сезоне 1966–1967 вместе с «Кленками» завоевал Кубок Стенли. Да, теперь он, как и прежде, неизменно занимал со стартовым вбрасыванием привычное место в воротах. Это был победный 1967 год. Победный и для клуба, и для Терри. К слову, тот Кубок Стэнли и по сей день является последним в истории «Торонто».

Савчук снова был подбит на взлете. Вновь став незащищённым игроком в 1967 года на драфте расширения (Лига в те годы росла), Савчук был выбран клубом «Лос-Анджелес Кингз», где он отыграл один сезон.

Голкипер был отправлен для усиления «новорожденного» клуба НХЛ, и уже должен был просто забыть о трофеях. Савчук теперь и сам не очень-то возражал. Возможно, ему предложили неплохие деньги. Теперь Терри, что называется, попросту доигрывал. Он понимал, что его карьера подходит к концу. Он вновь стал вратарём «Детройта» в 1968 году, провёл за клуб 13 игр, но так и не добрался за сезон до плей-офф.

Через год Терри одел форму «Нью-Йорк Рейнджерс». Отыграл за клуб по контракту один сезон 1969-1970. Но то был уже не тот Юк. Возможно, просто чем-то похожий на него человек, терзаемый травмами, его тень. Он перестал получать удовольствие от любимой игры, и ближе к концу сезона контракт был расторгнут по обоюдному согласию.

Свой 103-й шатаут, последний в карьере, Савчук сделал 1 февраля 1970 года в игре против «Питтсбург Пингвинз». 14 апреля того же года Терри последний раз вышел на лёд против «Бостона». Он отыграл меньше, чем одну минуту.

Завершив сезон 1969-1970, и оказавшись не у дел, Терри стал снимать дом в пригороде Нью-Йорка вместе с Роном Стюартом, своим одноклубником, который оказался в аналогичном положении. Всем было невдомёк, как общительный и весёлый Рон нашёл общий язык и ужился рядом с таким тяжёлым и угрюмым Терри. Но конфликты всё же случались. И один из них оказался фатальным.

Терри находился в глубокой депрессии, которая часто сказывалась на его поведении. Между Терри и Роном, оба из которых нередко выпивали, завязалась перепалка по поводу расходов на дом. Спор возник в баре на Лонг-Айленде одним из майских вечеров. На известных хоккеистов стали обращать внимание, и они покинули заведение. Но уже на территории их дома скандал разразился с новой силой, завязалась драка, детали которой не известны до сих пор. Савчук неудачно упал, ударившись диафрагмой, скорее всего, о колено Рона или о какой-то другой предмет. Пришедший в себя Рон быстро отвёз Терри в больницу. Но полученные в результате падения внутренние повреждения оказались более чем серьёзными. В больнице Long Beach Memorial Hospital Савчуку ему сделали сложную операцию. Затем была вторая. Не находивший себе места Рон практически жил у Терри в больнице. Савчук искренне простил Стюарта, назвав произошедшее своей собственной ошибкой. Третья операция была сделана уже в Манхеттене, в одном из лучших госпиталей Нью-Йорка. Но на сей раз хирурги не успели. Терри так и не оправился и вскоре скончался от эмболии легочной артерии 31 мая 1970 года. Целый месяц врачи боролись за жизнь Савчука. Они делали всё возможное, но было тщетно.

Спустя год после трагического ухода из жизни, Терренс Гордон Савчук стал членом Зала хоккейной славы в Торонто. В тот же год он был удостоен последнего приза посмертно — Лестер Патрик Трофи, который присуждается за выдающиеся заслуги и вклад в хоккей. По прошествии нескольких лет в 1994 году «Детройт Ред Уингз» навечно закрепил за Терренсом Гордоном Савчуком «первый» номер.

За свою карьеру Савчук выиграл 447 игр регулярного чемпионата записал на свой счёт 103 «сухих» матчей регулярного чемпионата, принимал участие в 11 матчах звёзд НХЛ. На Савчука равнялись, он был эталоном, и был публично провозглашен «лучшим вратарём всех времён» в 1952 году.

Очень долго держались установленные им рекорды — 447 победных матчей и 103 «сухие» победы в играх регулярного чемпионата.
В 2000 году Патрик Руа побил первый рекорд Савчука (447 победных матчей). 21 декабря 2009 года отразив все 35 бросков хоккеистов «Питтсбурга», голкипер «Нью-Джерси Дэвилз» Мартин Бродо сделал 104 шатаут в регулярных чемпионатах и установил новый рекорд НХЛ, побив тем самым второй рекорд Терри Савчука.

На днях я посмотрел художественный фильм «Морис Ришар», о другом знаменитом канадском хоккеисте Морисе Ришаре. Тот был нападающим, и его звезда зажглась в 40-е годы, когда рабочего завода, увлекающегося в свободное от работы время хоккеем, пригласили на смотрины в клуб «Монреаль Канадиенс». Именно этот клуб пришел на смену клубу из Детройта, в котором играл Терри Савчук, выигрывая кубки Стэнли несколько лет подряд.  Это была пора, когда Национальная хоккейная лига состояла всего из шести команд городов на востоке Северо-Американского континента. И хотя четыре клуба из шести представляли американские города – Нью-Йорк, Бостон, Чикаго и Детройт, в них играли исключительного канадские игроки. Два клуба представляли Канаду – клубы из Торонто и Монреаля. Последний город был столицей провинции Квебек, в которой традиционно жили канадцы, выходцы из Франции.  В составах команд было не так много игроков – вратарь, две пары защитников и три тройки нападения.  Запасной вратарь и полевые игроки были далеко не всегда. Но эта сотня игроков, взобравшихся на самую вершину профессионального хоккея, были кумирами всей Канады, для которой хоккей с шайбой национальная игра.

25-летняя "Эра Большой Шестёрки" по праву была названа золотым веком в истории профессионального североамериканского хоккея. Шесть команд - "Бостон Брюинз", "Чикаго Блэкхокс", "Детройт Ред Уингз", "Торонто Мэйпл Лифс", "Нью-Йорк Рейнджерс" и "Монреаль Канадиенс" - участвовали в регулярном чемпионате НХЛ, спорили за выход в плей-офф и в тяжёлой конкурентной борьбе доказывали свои притязания на Кубок Стэнли. "Большая Шестёрка" была базой, опираясь на которую, НХЛ с 1967 года начала своё стремительное расширение. Но, несмотря на то, что состав Лиги почти четверть века был постоянен, игра за это время претерпела сильные изменения. Молодые таланты, попавшие в НХЛ по ходу и после войны, играли уже в более быстрый и скоростной хоккей. Примерно в то же время был изобретён новый вид удара по шайбе - щелчком, а вратари стали надевать на игры защитные маски из фибропластика. НХЛ ни на год не останавливалась в своём прогрессе, всё больше и больше приближаясь к тому хоккею, который мы все привыкли видеть сегодня.

НХЛ в те годы была чем-то вроде закрытого клуба. Хоккеисту попасть туда было не легче, чем долететь до Луны. С учётом членства в Лиге всего 6 команд, стабильная работа была лишь у 100-110 игроков основного состава. Карьера многих хоккеистов длилась по 15-20 сезонов, так что "текучка" в НХЛ тогда была отнюдь не велика. Труднее всего приходилось вратарям: до 1965 года клуб мог иметь в своём распоряжении только одного голкипера, и поэтому конкуренция за место в воротах команды "Большой Шестёрки" была жесточайшей. В сезоне 1949-50 календарь регулярного чемпионата НХЛ был увеличен до 70 матчей: получалось, что команды теперь каждый год проводили между собой по 14 очных встреч, и это - не считая серий плей-офф! Разумеется, что в такой тесной, но не всегда дружной семье чего только не происходило: регулярные стычки между старыми врагами-соперниками, договорные игры, многолетняя вражда…

Когда в сфере профессионального спорта грянули тотализаторные скандалы, в частности, затронувшие и хоккей, Кларенс Кэмпбелл, новый президент НХЛ, избранный на этот пост в 1946 году, запретил всякие неофициальные отношения между игроками разных команд Лиги. Понять Кэмпбелла было можно: этой акцией он пытался бороться с договорными играми. Но на деле решение оказалось более чем спорным: многие хоккеисты, в своё время переходившие из клуба в клуб, поддерживали дружеские отношения со своими бывшими партнёрами и вовсе не собирались отказываться от товарищей в угоду какому-то чиновничьему циркуляру. Тем не менее, этим запретом Кэмпбелл не только начал борьбу против "тотализаторного" хоккея, но и искусственно взвинтил конкуренцию в Лиге. Отныне каждый матч носил характер принципиального, а борьба в плей-офф, которая и раньше была достаточно бескомпромиссной, теперь шла не на жизнь, а на смерть.

Может быть, среди вас и найдутся болельщики, которые в запале начнут клеймить реалии современного хоккея, приводя в пример НХЛ образца середины прошлого века - лигу с более техничной, джентльменской и даже в чём-то стильной манерой игры. Спешу остановить таких горе-критиков: кажется, они просто не в курсе, какой порочной была НХЛ в те послевоенные годы. Драки на клюшках, как на дубинах, и кулачные бои "скамейка на скамейку" тогда были обычным делом. Дело доходило до того, что порой под горячую руку разбушевавшихся хоккеистов попадали даже арбитры. 28 сентября 1946-го года Кэмпбелл в своей речи произнесёт крылатую фразу, очень чётко характеризующую всю суть нашего ледового спорта: "Хоккей - игра, сочетающая в себе скорость и жёсткий силовой контакт. Если исчезнет один из этих двух компонентов, то хоккей просто прекратит своё существование". Но бывало, что спортсмены, увлекшись грязной игрой и драками, иногда даже перегибали палку, и когда игра переходила все пределы разумного, то становилось боязно - вдруг приказом сверху в один из не самых прекрасных дней кто-то запретит эти жестокие кровавые бои гладиаторов?

Хоккей становился темой для полемики и многих диспутов. Даже работники образования в Северной Америке беспокоились о том, что игра отвлекает подростков от учёбы. Действительно, повод думать так у них был: после войны НХЛ и низшие Лиги, которые в то время расплодились, как грибы после дождя, нуждались в молодых талантах. Дело доходило даже до того, что Британская лига профессионального хоккея посылала своих скаутов в Канаду вербовать перспективных юниоров, суля спортсменам высокие гонорары в Европе. Когда игра, которую ты и так любишь всем сердцем, может не только стать твоей работой, но и будет приносить стабильный доход, славу и обожание публики, то мало кто будет задумываться о каком-то другом жизненном пути. Воодушевлённые большими перспективами подростки делают свой выбор в пользу хоккея. Их порыв находит поддержку у хоккейных структур Северной Америки: многие клубы начинают выплачивать юным спортсменам стипендии-гонорары, а с 16-летнего возраста закрепляют права на хоккеистов за собой.

До войны в НХЛ играло много американцев: так, после смерти Везины его место в воротах "Монреаль Канадиенс" занял голкипер олимпийской сборной США Лакруа, а два других великих голкипера - Фрэнк Бримсек ("Бостон") и Майк Каракас ("Чикаго") - родились и выросли в Миннесоте. Один только "Чикаго", выигравший Кубок Стэнли в 1938 году, имел в своём составе 8 граждан Соединённых Штатов. Но после введения формата "Большой Шестёрки" и, как следствие, резкого сокращения кадров, американцев в НХЛ почти не осталось. К 60-м единственным хоккеистом-"звездой", родившимся в США, был Томми Уильямс ("Бостон"), а самый известный хоккеист Штатов той поры - Ред Беренсон - хотя и вырос в Америке и долго выступал за университетскую команду Мичигана, был уроженцем Реджины (Саскачеван, Канада) и в НХЛ играл за канадскую команду - "Монреаль". Да, Национальная Хоккейная Лига на 95% стала канадским мероприятием, а американцы начнут возвращаться в большой хоккей только с начала 70-х годов.

Кадровая система в НХЛ уже тогда работала очень чётко. Скауты высматривали талантливых игроков, делали им выгодные предложения, и в случае положительного решения с юниорами тут же заключался контракт. После этого игроков в большинстве случаев отправляли на "дозревание" в фарм-клуб, но хоккеист фактически уже тогда становился "крепостным" своего работодателя. Сказать, что спортсмены в то время были бесправными, значит не сказать ничего: подпись под трудовым соглашением делала игроков пожизненной собственностью владельца клуба. Хоккеиста могли повысить до первой тройки или перевести в глухой запас, обменять в другой клуб или сгноить в фарме, поощрить высокими гонорарами или, напротив, наказать урезанием зарплаты до минимума. Чего уж тут говорить, если и по завершении спортивной карьеры игрока клуб всё равно сохранял права на своего бывшего хоккеиста!

Если последний вдруг решал заняться тренерской деятельностью в какой-нибудь другой команде, то его новый работодатель в обязательном порядке должен был согласовать будущий контракт с клубом, за который когда-то выступал соискатель вакансии. Игроки жили в постоянном страхе потерять работу в НХЛ из-за травмы, плохих результатов или прихоти менеджеров. Идея создания профсоюза хоккеистов, иначе - Ассоциации игроков НХЛ, - что называется, лежала на поверхности. Попытки учредить эту организацию предпринимались в 1946, 1957, 1967 годах, но ассоциация была официально учреждена и зарегистрирована только в 1976-м.

НХЛ-овцы в большинстве своём получали относительно скромные гонорары. В 1957 году минимальная зарплата была установлена на уровне 7,5 тысяч долларов в год. В начале 60-х профессиональный хоккеист зарабатывал от 10 до 15 тысяч в год - примерно столько же, как и директор среднего колледжа или начальник полицейского участка. Разумеется, посредственные игроки получали куда меньше, чем звёзды Лиги: в 1953 году после долгой судебной тяжбы молодой Жан Беливо подписал с "Канадиенс" 5-летний договор на 105 тысяч долларов. Да, те зарплаты пока явно недотягивали до сегодняшних многомиллионных цифр, однако профессия "хоккеист" на фоне других специальностей уже тогда считалась чуть ли не самой высокооплачиваемой.

В то время как родители, например, шахтёры из провинции Онтарио, зарабатывали по 40 долларов в неделю, дети за ту же неделю игры в фарм-клубе НХЛ приносили домой по 200 долларов! Очень простая математика: сын за полгода зарабатывал в 5 раз больше, чем его отец за год кропотливого труда. А если ещё учесть, что по ходу сезона хоккеист реально играл и тренировался всего по 4-5 часов в день, то можно понять, почему в Северной Америке профессия "хоккеист" с каждым годом становилась всё более престижной и популярной. Многие подростки бросали учёбу и старались найти себе применение в этой, пользуясь цитатой Кэмпбелла, "жёсткой и силовой игре".

Но у каждой медали есть и своя обратная сторона. Путь в профессиональный хоккей был труден и извилист. Если юниорскую фарм-систему подготовки молодых талантов можно было сравнить с подземным морем зеркально чистой воды, то на поверхность, читай - в НХЛ, из этого моря пробивалось лишь несколько родников. В 1949-м году команда "Монреаль Ройалз" выиграла национальный чемпионат Канады среди юниоров, но карьеру в НХЛ из всей этой плеяды талантливых подростков продолжил только Дики Мур.

Несмотря на богатый выбор талантов и минимальное количество рабочих мест, не каждой команде из "Большой Шестёрки" в таких шикарных условиях удавалось сколотить конкурентоспособный коллектив. "Рейнджерс", победитель Кубка Стэнли-40, за годы войны сильно сдали свои позиции и более-менее приемлемые результаты начали показывать только с 1947 года. Но и это не позволило ньюйоркцам вести борьбу в "Шестёрке" на равных: за 24 года (с 1942-го по 1966-й) команда не попадала в плей-офф 18 раз! Постоянно занимая 5-6-е места, "Рейнджерс" завоюют свой следующий (и на сегодняшний день - последний) Кубок Стэнли только 54 года спустя - в 1994-м году. "Чикаго Блэкхокс" также переживали далеко не лучшие времена. Начиная с 1946-го года, клуб 9 из 10 сезонов завершил на последнем месте. Во время войны заметно ослабли и бостонские "Медведи". Лучшая команда конца 30-х годов и обладатель Кубка Стэнли 1939 и 1941 годов пару лет играл не самым лучшим образом. Но благодаря усилиям менеджмента в "Брюинз" был построен более-менее боеспособный коллектив, несколько раз доходивший до финала плей-офф (1943, 1946, 1953, 1957, 1958), но всякий раз отдававший в руки соперника казавшийся так близким серебряный трофей.

В конце 40-х в НХЛ доминировал "Торонто". За пятилетку с 1947-го по 1951-й канадцы выигрывали Кубок Стэнли 4 раза! Команда под руководством экс-капитана, а теперь - тренера Хэпа Дэя, со "звёздным" Уолтером Бродой в воротах играла в красивый и искромётный хоккей. Но в 50-х "Кленовые Листья" сбились с курса. Сезон 1957-58 команда уже завершила на последнем месте. Во многом в спаде был виноват генеральный менеджер клуба - Конн Смайт, совершивший за несколько лет серию необъяснимых обменов, которые превратили лучшую команду НХЛ в заурядного середнячка.

Ослаблением конкурентов сполна воспользовались "Красные Крылья" из Детройта и "Канадцы" из Монреаля. "Ред Уингз" под руководством Джека Адамса, успешно совмещающего посты главного тренера и генерального менеджера, ещё в 40-х играли ударно и плодотворно: 6 раз команда доходила до финала плей-офф, а в 1943 году "Детройт" и вовсе выиграл Кубок Стэнли. В 1947-м Джек Адамс, уступив пост главного тренера Томми Айвену, создал один из самых впечатляющих и динамичных коллективов в истории НХЛ. Голкипер Терри Савчук, присоединившийся к "Детройту в 1951-м, в те годы был на самом пике своей карьеры. В защите у легендарной команды играли Ред Келли, Марсель Проново и Боб Голдхэм, а в нападении тон задавала великая и ужасная тройка Теда Линдсея, Горди Хоу и Сида Абеля. Отлаженная машина "Детройта" во втором овертайме 7-й игры финала плей-офф 1950-го года обыграла ненадолго воспрявших духом "Рейнджерс", а всего с 1948 по 1956 год "Красные Крылья" 7 раз становились победителями регулярного чемпионата, 7 раз доходили до финала розыгрыша Кубка Стэнли и четырежды становились чемпионами НХЛ!

В 40-х главным конкурентом мощного "Детройта" были "Кленовые Листья". Соперники дважды, в 1942-м и 1945-м, доводили выяснение отношений лишь до решающего, седьмого кубкового матча, и в обоих случаях Кубок Стэнли завоёвывал "Торонто". Но прошло время, и "Мэйпл Лифс" сдали свои лидерские позиции. Свято место пусто не бывает - на замену им пришли "Канадцы" из Монреаля. С 1951-го по 1960-й годы "Канадиенс" 10 раз подряд выходили в финал плей-офф! В 1952-м "Красные Крылья" обыграли "Монреаль" со счётом 4-0 (к слову, тот год для "Детройта" вообще был уникальным: в обеих кубковых сериях команда не потерпела ни одного поражения), в 1953-м в финал вышел "Бостон", а вот потом 3 года подряд участниками решающих кубковых матчей вновь неизменно становились "Детройт" и "Монреаль". Первые две серии с одинаковым счётом 4-3 выиграли "Красные Крылья", но в 1956-м верх уже взял "Монреаль". В этот же год окончательно закончилась славная эпоха "Детройта": "Канадцы" с видимой лёгкостью установили вечный рекорд Лиги, завоевав Кубок Стэнли 5 раз подряд! "Монреаль" за эту пятилетку провёл 49 кубковых матчей, в которых победу одержал в 40 случаях - ещё одно достижение, улучшить которое теперь вряд ли кому удастся.

Успехи "Канадиенс" стали следствием той замечательной системы селекции игроков, которую с 1946-го года применял новый генеральный менеджер "Монреаля" Фрэнк Селк. Некоторых лидеров будущего клуба-чемпиона Селк выменял из других команд, но большинство потенциальных "звёзд" было выращено и воспитано в фарм-клубах "Монреаля": "Манитоба Сент-Бонифэйс Канадиенс" и "Саскачеван Реджина Пэтс" - как одни из многих юниорских команд той селекционной системы.

Главной звездой "Канадцев" был Морис Ришар - форвард, пришедший в клуб в сезоне 1942-43 и прозванный "Ракетой" за свою высокую стартовую скорость.  Именно Ришар впервые в истории лиги забил 50 голов в 50 матчах регулярного сезона.  Из-за вспыльчивого характера Ришар постоянно имел проблемы с судьями, причём в этом споре иногда доставалось не только игроку - штрафы, удаления, дисквалификации, - но и самим арбитрам. Так, 13-го марта 1955 года в регулярной игре против "Бостона" Морис так разбушевался, что сначала едва не сломал клюшку о спину защитника Хэла Лэйкоу, а потом двумя апперкотами уложил на лёд лайнсмена той встречи. Кларенс Кэмпбелл дисквалифицировал Ришара до конца сезона, но когда через 4 дня президент НХЛ решил нанести визит в "Форум", чтобы понаблюдать за очередной победой "Монреаля", то сразу же стал жертвой массовой обструкции со стороны местных болельщиков: фаны были вне себя от того, что их любимец на добрых полгода оказался вне игры. Возмущение вырвалось из «Форума» на улицы города, болельщики утихомирились лишь после того, как к ним по радио обратился Морис Ришар.

Такое жесткое решение Кэмпбелла было принято не просто так. Накануне Морис Ришар дал большое интервью известного канадскому газетчику, уважаемому знатоку игры, где обвинил президента НХЛ в предвзятом отношении к франко-канадцам, с чем были согласны его товарищи по команде и даже тренер, боящиеся выносить сор из избы.  А Морис, который, несмотря на свой звездный статус, получал немало ударов исподтишка, которые судьи якобы не видели,  решил обратить на это внимание руководства лиги. И это ему удалось.

После того, как "Монреаль" уступил в финале плей-офф-55 "Детройту", Фрэнк Селк меняет главного тренера: вместо Дика Ирвайна у руля команды встаёт Той Блэйк. Блэйк - экс-капитан "Канадиенс", завершивший карьеру в январе 1948-го из-за трещины в локтевой кости. Будучи действующим хоккеистом, Блэйк играл в одной тройке с Морисом Ришаром и Элмером Лэшем. Задумка Селка была очевидной. Авторитетному Блэйку было по силам справиться с буйным темпераментом Ришара и пустить его энергию в мирное русло. Так и получилось: в следующем сезоне, а потом ещё 4 года подряд "Монреаль" становился чемпионом Лиги. Выиграв пятый кубок Стэнли подряд, Морис Ришар повесил коньки на гвоздь. Сейчас приз его имени вручается игроку, забившему больше всех голов в регулярном сезоне.  Приятно, что уже  9 раз, больше всех в НХЛ, этот приз вручается нашему хоккеисту Александру Овечкину.

В 50-е команда-легенда имела в своём составе столько гениальных игроков, что их перечисление займёт у нас уйму времени. Назовём лишь некоторых из них. Голкипер Жак Плант, 6 раз выигрывавший "Везина Трофи" - титул лучшего вратаря НХЛ. В ноябре 1959-го именно он ввёл в моду на защитную маску из фибропластика для вратарей. Центрфорвард Жан Беливо, суперзвезда первой величины, после ухода Мориса Ришара в 1960-м ставший новым капитаном "Канадиенс". Младший брат Мориса - Анри "Карманная Ракета" Ришар. Он пришёл в "Монреаль" в 1955-м году, а завершил карьеру в 1975-м. Анри принял капитанскую эстафету от Жана Беливо. За годы выступлений в НХЛ Ришар-младший поднимал над головой Кубок Стэнли 11 раз - больше, чем какой-либо другой хоккеист в истории Лиги. Снайперы Дики Мур и Берни "Бум-Бум" Джеффрион: в 1950-м году эти парни изобрели и стали активно использовать новый способ удара по шайбе - щелчком. Защитник Даг Харви, семикратный обладатель "Норрис Трофи" - один из лучших игроков обороны в истории НХЛ.

В 1959 году у "Монреаля", постоянного участника кубковых финалов, появился новый конкурент. Вместо "Детройта" до вершины плей-офф добрался "восставший из пепла" "Торонто", не попадавший в финальные серии с 1951 года. Главный тренер и генеральный менеджер "Кленовых Листьев" Джордж "Панч" Имлах всегда настраивал своих подопечных только на победу. "Торонто" по итогам регулярного чемпионата опередил "Рейнджерс" лишь на одно очко и всё-таки запрыгнул на последнюю ступеньку поезда, следующего в плей-офф. В полуфинале был обыгран "Бостон", но в финале по итогам 5 матчей верх взял действующий чемпион. Через год "Торонто" вновь встретился с "Канадцами" в финале, и "Монреаль" снова победил, на этот раз с сухим счётом. Но смена лидера уже была не за горами - "Канадиенс" были повержены в четырёх следующих кубковых финалах. Начиналась эра новых чемпионов - "Торонто" и "Чикаго". "Торонто" в 60-х был, как принято говорить в Северной Америке, настоящей династией. Кадровая политика генерального менеджера Джорджа Имлаха шла вразрез с методической системой предшественников - великих "Детройта" и "Монреаля", которые строили команду, опираясь на воспитанников из собственных фарм-клубов. Имлах не отказывался от домашней талантливой молодёжи: из ближнего резерва в основной состав "Торонто" попали Карл Бревер (позже сыгравший за сборную Канады в чемпионате мира среди любителей в 1967 году в Вене), Боб Баун, Дик Дафф, Боб Невин, Боб Пулфорд, Билли Харрис, Рон Эллис. Тем не менее, основная ставка была сделана на опыт и мастерство ветеранов, которых "Панч" приглашал или переманивал из других клубов. В команду пришли Берт Ольмстад ("Монреаль"), Аллан Стэнли ("Бостон"), Ред Келли, Эл Эрбур, Терри Савчук, Ларри Хиллман, Марсель Проново (все - "Детройт"), Эд Литценбергер ("Чикаго"), Энди Батгейт и Дон Маккенни (оба - "Рейнджерс"). Имлах умел подбирать кадры, и эта менеджерская "кухня" уже очень скоро стала давать результат.

"Чёрные Ястребы" вошли в элиту команд Лиги не случайно. Ещё в начале 50-х командами НХЛ была предпринята акция по удержанию клуба-аутсайдера из Чикаго на плаву. В результате владельцы "Детройта" и "Торонто" отрядили в "Блэкхокс" своих лидеров - Тодда Слоуна с Джимом Томсоном и Теда Линдсея с Гленном Холлом. Интересно, что клубные боссы избавлялись от игроков, которые были ярыми активистами создания профсоюза хоккеистов НХЛ. Неизвестно, был ли выбор хозяев правильным, но "Чикаго" уже получил основу для будущего чемпионства. Фарм-клубы "Чёрных Ястребов" подарили "Блэкхокс" молодых да ранних Бобби Халла и Стэна Микиту, и команда, не попадавшая в плей-офф 11 раз за последние 12 лет, так воспряла духом, что в 1961-м году, обыграв всех на своём пути, завоевала Кубок Стэнли.

Каждая команда имеет свои сильные и слабые стороны. Может быть, это парадокс, но "Чикаго" тех времён, несмотря на "звёздный" состав, гораздо успешнее играл в регулярном чемпионате, чем в плей-офф. "Ястребов" трудно было назвать кубковыми бойцами. Серебряная вершина в те годы покорилась им лишь однажды, а ещё один раз - в 1965-м - команда доходила до финала, где в 7 матчах проиграла "Монреалю".

Конкуренция в Лиге обострилась до предела. С 1962 по 1966 годы все 4 выходивших в плей-офф команды имели на своём балансе больше побед, чем поражений. В сезоне 1962-63 "Торонто", который в регулярном чемпионате финишировал на первом месте, опередил "Детройт", занявший четвёртое место, всего на 5 очков. В те годы Кубок Стэнли разыгрывался между командами большого квартета - "Монреалем", "Детройтом", "Чикаго" и "Торонто". К сожалению, успех этих клубов контрастировал с кризисом игры в "Бостоне" и "Рейнджерс": в начале 60-х команды было не узнать, и поэтому абсолютной конкурентоспособности, когда каждый в любой момент может обыграть каждого, в НХЛ не получалось.

Последний Кубок Стэнли эры "Большой Шестёрки" был разыгран между "Торонто" и "Монреалем". "Чикаго" тогда феноменально провёл регулярный чемпионат и, что очень показательно, выставил в первой пятёрке на традиционном матче "Всех Звёзд" 5 из 6 своих игроков. Однако в полуфинале плей-офф "Чёрные Ястребы" попали под прессинг неудержимых ребят Джорджа Имлаха и сошли с дистанции. "Торонто" же на волне этого громкого успеха победил в финале "Канадиенс" и вновь стал чемпионом НХЛ.

В сезоне 1967-68 Лига увеличит число своих команд с 6 до 12. Наконец-то получать возможность проявить себя в большом хоккее игроки из фарм-клубов, которым до недавнего времени не находилось места в НХЛ. В 1969-м впервые будет проведён драфт новичков. В 1972-м профессионалы Северной Америки в беспрецедентной серии схлестнутся со сборной Советского Союза: 8 матчей, результатами которых по праву могут гордиться и канадцы, и американцы, и граждане СССР-России, стали настоящей классикой  ледового жанра. Пройдёт каких-то пять лет, и в круговороте событий и перемен эпоха "Большой Шестёрки" будет казаться всего лишь частью древней, уже полузабытой хоккейной истории. Чтобы этого не произошло, я и написал эту статью.

С тех пор прошло много лет. Количество профессиональных команд в Северной Америке увеличилось, в них стало много американцев, русских, чехов, шведов,  финнов. Улучшилась амуниция на игроках, они стали лучше защищать от ушибов, стало обязательным ношение шлемов на голове и вратарских масок,  стали строже хоккейные правила.  Массовые драки шесть на шесть стали большой редкостью. Появились игроки-тавгаи, которые умели хорошо драться, и их роль в команде заключалась в обязанности защищать своих звезд от драчунов их команд соперника. Хоккеисты стали очень обеспеченными людьми, звезды заключают многомиллионные контракты сразу на несколько лет.  Хоккей широко показывают по телевидению, это популярная игра в большинстве стран мира.  Даже в период массовых протестов темнокожего населения в США и странах Европы появился анекдот на тему хоккея, ссылаясь на современные тенденции по отношению к афроамериканцам. Мол, скоро игроки будут играть белой шайбой, потому что бить по черной  запрещено.