Тряпочник

Иринга Тулуханова
 Сегодня почему-то вспомнила тряпочника. Так мы называли старенького дедушку, который в семидесятых годах приезжал к нам в деревню на лошади. Лошадь была запряжена не просто в телегу, а какое-то подобие кареты на одного-двух человек, только без верха. Так мне кажется. Помню, мне было года четыре или пять, когда я впервые его увидела. До этого он постоянно приезжал, но я, видимо, еще была несмышленышем.

  - Тряпочник едет! - закричал кто-то из детей.

  - А кто это? - спросила я.

  - А он старые тряпки собирает? Есть что-нибудь ненужное? Тащи.

  И ребятишки начали носить тряпье, похожее на мешковины, которыми мыли пол. Более-менее нормальную одежду донашивали сами. Тряпочник завязывал узлами тряпки и подцеплял узел безменом, сообщал вес и, видимо в зависимости от веса, давал воздушный шарик или два, или три.

  Я побежала домой, пытаясь утащить какую-нибудь тряпку, но бабушка ничего не дала, потом то ли все-таки она чем-то пожертвовала, то ли я изловчилась, в общем, что-то раздобыла, радостная, побежала  тряпочнику, а он мне дал один шарик. Но и то хорошо. Да, у него не только шарики были, еще что-то мелкое, для детей, но что именно, не помню. Кажется, даже деньги давал, копейки, но редко. Бизнесмен, че.

  Тогда, во времена тряпочника, ходили рассказы о том, как якобы кто-нибудь напихал кирпичей в ветошь и якобы подслеповатый дедушка наградил того по-королевски. когда я предложила такой вариант, мне сказали: "Ага, мы попробовали, он все проверяет". Так мы снова перешли на честный образ жизни.

  Этот старый дедушка ассоциировался у меня с каким-то сказочным персонажем, типа отца Золушки. Ведь тогда уже вовсю машины ездили. В восьмидесятых годах тряпочник исчез.

  А для чего нужны были эти тряпки? Как "сэконд-хэнд" они не годились, так как там одно рванье было. Кто знает? Загадка века. Двадцатого. Но если б сейчас к нам во двор въехала старая повозка, я бы опять с криком "Тряпочник приехал!" побежала бы к нему и сказала: "Вы где так долго были? А у нас уже сотовые телефоны!"



                12.06.2020.