Леонид Панкратов. Черные кресты над красными крест

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
      23 апреля  2020  года  исполнилось  110 лет со дня рождения  моего  отца Леонида Павловича Панкратова и 45 лет со дня его смерти .( мама была на 14 лет  моложе, я родилась в 1946 году )      
    До войны Леонид Павлович Панкратов был моряком торгового флота, а потом   -- командир дивизиона минных тральщиков на БалтикеИ хотя не был  военным корреспондентом ,тоже иногда  параллельно писал заметки, нечто вроде репортажей. У меня сохранились газеты военных лет, он писал, и  о нём  тоже писали…. Папа не был профессиональным литератором, но способности литературные  , мне кажется , у него были, мб, если и есть во мне хоть какая-то   искорка божия, то это от отца…
Война – это боль и страдание. Люди радовались что не парадам  и орденам , а то что этот ужас закончился,  хотели просто человеческой жизни и еще годами участники войн и мирные жители залечивали физические и душевные раны...
        Предлагаемый вашему вниманию  материал был опубликован за месяц до смерти Л.П. Панкратова  «СТРАЖ БАЛТИКИ»  за  20 марта  1975 года
 
ОТ РЕДАКЦИИ:

ТРИ БОЕВЫХ ДНЯ МОРСКОГО ПАХАРЯ
Капитан дальнего плавания  Леонид Павлович Панкратов в первые дни войны сменил мостик  торгового судна боевую рубку  военного корабля Краснознаменного Балтийского флота . Он участвовал во   многих боевых операциях  на Балтике, командовал вначале тральщиком, а затем дивизионом .За  боевые заслуги Леонид Павлович награжден   многими орденами и медалями. Сейчас капитан первого ранга в отставке Л.П.Панкратов живёт в Москве. Мы публикуем его воспоминания  только о трёх днях боевой биографии тральщика – одного из балтийских « морских пахарей», как уважительно  называли эти маленькие корабли  в годы Великой Отечественной... 

ЧЕРНЫЕ КРЕСТЫ НАД КРАСНЫМИ КРЕСТАМИ.
12 сентября 1941 года  в « Правде» под заголовком « Чудовищные злодеяния фашистских убийц » было опубликовано  несколько материалов , в которых рассказывалось о потоплении гитлеровцами советского госпитального судна « Сибирь»
В августовские дни сорок первого года  у  стен столицы Советской Эстонии  шли ожесточенные бои. На борту « Сибири», которая уходила из сражающегося Таллина  в ночь с 18 на 19 августа , были раненные воины и эвакуированные  женщины и дети.
 Днём 19 августа фашистские самолеты  подвергли беззащитный госпитальный теплоход  жесточайшей бомбардировке. На судне вспыхнул пожар , люди стали  бросаться в воду .
Фашисты не ограничились бомбёжкой .С бреющего полета  самолеты расстреливали  барахтавшихся в воде  раненых женщин и детей . Весь день и ночь команда корабля  самоотверженно боролась  с огнём , вместе с    подошедшими тральщиками  принимала все меры к спасению людей. Вскоре  после того как последние  пассажиры  и члены экипажа  покинули теплоход, « Сибирь»затонула.

 В числе  кораблей, которые участвовали в  спасении пассажиров гибнущей  « Сибири» был и тральщик №64  под командованием лейтенанта Л.П.Панкратова.
Ниже следует его рассказ об этом событии:

 В самом начале  Великой Отечественной войны    мне довелось служить командиром тральщика  №64  четвертого девизиона ОВРа Кронштадского  оборонительного района  Краснознамённого Балтийского флота .
По мирному времени этим буксирам  разрешалось плавать  только в гавани или на  подступах к порту  при силе ветра не более  4 баллов ,без права выхода в море.
Но это по мирному времени , а война предъявила свои требования.
С большим  тёплым чувством  вспоминаю я боевых товарищей – членов команды нашего тральщика : заместителя по политчасти Корзуева—нашего комиссара, как называли его моряки, рулевых—бывшего колхозника Артюшкина  и бывшего слесаря Клюкина , минера старшину Стрелкова , старшего воентехника Козырева , умело   руководившего военной командой …В самыхтяелых условиях   в шторм и непогоду под обстрелом и бомбёжками  все они мужественно и смело  выполняли свой воинский долг, как и подобает балтийцам.
 Из многих событий  грозных военных лет , мне особенно  -- на всю жизнь  запомнились три дня августа  сорок первого года . Первый из них – 19 августа . В тот день одновременно с командирами  еще двух тральщиков нашего дивизиона  я получил приказ выйти в район западнее  острова Гогланд для  спасении я людей, оставшихся на санитарном транспорте« Сибирь», подвергшемся   бомбёжке и не имевшем своего  хода. 
Пройдя миль 18-20 в заданном направлении мы обнаружили окутанное дымом судно , лежащее в дрейфе . В стереотрубу было видн , что  это «Сибирь». Но подойти к «Сибири» сразу не пришлось: в воде на наспех сколоченных плотах  спасательных кругах  или просто держась за доски  плавали десятки людей. Мы сбавили ход  и начали принимать на борт  красноармейцев, женщин, всех  кто был поблизости. Состояние этих людей трудно передать.  Они  были уверены, что « Сибирь»затонет сразу же и поэтому поспешили  броситься в море , надеясь доплыть до какого –либо острова. Меня поразила одна женщина – военный врач. Она была по пояс в воде  и, держась  за скрепленные ящики , спокойно, безмолвно ожидала , когда её подберут.  На тральщике  она быстро переоделась в сухую флотскую одежду  и сразу же приступила  своего врачебного долга – оказанию медицинской помощи раненым …
 Всех , кого  мы успели вытащить из воды, мы разместили в тесных  , но сухих и тёплых кубриках, накормили, оказали помощь … Еще не пришедшие в себя  от пережитого, мокрые до нитки, многие с ожогами на теле  красноармейцы, моряки, женщины  спешили рассказать  о преступлениях гитлеровских пиратов …
 Начало плавания «Сибири» прошло  спокойно , погода была хорошей , ничто не предвещало беды . На борту госпитального транспорта было 13400 человек – главным образом Раненные в боях под Таллином , а также несколько сот женщин и детей , эвакуировавшихся  из осаждённого города в Ленинград .
 В третьем часу дня, когда  теплоход  шёл севернее маяка Стеншер, (  ( Стеншер --  старинное шведское название эстонского острова Вайндло -Э.П.)появились три вражеских бомбардировщика. Они приблизились к судну  и неожиданно  сбросили четыре бомбы  с правого борта и три – с левого. Бомбы разорвались в воде , причинив теплоходу  в результате детонации небольшие повреждения, в частности   рулевому управлению .
 Встревоженные   взрывами  женщины и дети  выбежали на палубу . Их удалось быстро успокоить . Рулевое управление было  исправлено , и «Сибирь» продолжала следовать своим курсом.
Примерно через два часа  над теплоходом вновь прошли   фашистские Ю-88.Они снизились, пролетели несколько раз над судном и обрушили на беззащитный корабль  крупные бомбы …
 А ведь теплоход «Сибирь» был чисто госпитальным судном , не имел никакого вооружения. На палубе и бортах  были нанесены  большие красные кресты , которые хорошо были видны  как с воздуха, так и с моря .Но фашистским пиратам с черными крестами  на фьюзеляжах красный крест  всегда был заманчивой мишенью- полная гарантия безнаказанности. Гитлеровцы не считали нужным признавать международные законы ведения войны …
Стервятники на это раз бомбили точно . Рулевая и штурманская рубка  были разрушены, загорелись надстройки .По приказу  капитана «Сибири» Чугунова команда бросилась  тушить огонь , но   все противопожарные средства  были выведены из строя . Один из фашистских самолётов  сбросил  бомбу в помещение  для тяжелораненых …
 А по палубе метались женщины, плакали дети .Многие бросались в воду, надеясь найти там спасение. Но фашистские пилоты на бреющем полете  посылали очередь за очередью по теплоходу  и плавающим в воде людям.
 Пожар на теплоходе  разгорался всё  сильнее   судно накренилось на борт .Команда и санитары всеми силами старались  помочь раненым  и  женщинам, спускали на воду  уцелевшие после бомбёжки две шлюпки , сооружали плотики, выносили  тяжелораненых на корму, куда еще не достало пламя…
 Мы слушали этот страшный рассказ , и сердца наполнялись гневом. Только фашисты способны на такое злодейство !
 Между тем наш ТЩ -64 подошёл к неподвижному транспорту . Своими глазами мы увидел тяжелую картину : надстройки судна обгорели , металлические входные двери  покорежены и заклинены .Стало понятно, почему  многие из находившихся в помещении  не могли выйти  и погибли в огне. Из носового трюма шёл дым, пахло горелым.
 На носилках и просто на палубе  лежали тяжелораненые бойцы рядом с мёртвыми . Многие раненые были  в гипсе и окровавленных повязках. На  палубе  я увидел моряка, который оказался боцманом «Сибири». Он держал за руку маленькую девочку , мать которой погибла. Девочка всё время плакала и звала : « Мама , мама…».
Только мы начали эвакуацию как  раздался сигнал « Воздух!…». Я подал команду отдать швартовы и отойти от  теплохода, чтобы  можно было маневрировать  и использовать наши огневые средства, чего не давали делать высокие надстройки «Сибири».
Некоторые  раненые  на палубе, услышав команду об отходе  тральщиков  и, видимо, подумав, что мы отходим совсем  начали кричать :   « Братцы, не  оставляйте нас!».
Однако отойти в тот момент было необходимо. Два фашистских самолёта «Ю 88» , пользуясь беззащитностью  госпитального судна, попытались  вновь атаковать «Сибирь». Но наши три тральщика успели уже немного отойти и открыли  и одновременно открыли сильный заградительный огонь. Фашисты, встретив неожиданный   отпор,  сбросили бомбы в море  и ушли на север.
Отбив атаку  самолётов , мы вновь подошли к теплоходу , сняли всех раненых с почти уже  затонувшей  «Сибири » и взяли курс на остров Гогланд .
 В пути мы услышали  новые подробности трагедии. Особенно заполнился  взволнованный, исполненный  глубокого горя рассказ  раненой эстонки . Из Таллина она эвакуировалась вместе с сестрой , с которой был трехмесячный ребенок.
 «Разрыв бомбы  я услышала, когда меня пронзила страшная боль ,-- рассказывала она – осколком раздробило мне руку . Мы выскочили из  каюты, мне  помогли перевязать руку. Вдруг новый взрыв. Середину корабля охватило огнем . Мы все бросились на палубу-- в  ту сторону , где еще не было огня … Когда огонь приблизился , мы все бросились в воду . Сестра, выбившись из сил  выпустила из рук своего малютку , и он утонул… Я ухватилась  за какую-то доску , потом почти теряя сознание перебралась  на плот , где было еще трое… Потом подоспели вы…»
 Наш тральщик благополучно  доставил всех спасённых на остров Гогланд. Впоследствии  мы узнали, что из 1300 человек , находящихся на Сибири спаслось около 900. Остальные погибли…
Картина гибнущего судна , стоны раненых  людей, палуба , обагренная кровью , испуганные лица детей  и женщин до сих пор  стоят в моей памяти .
Такое не забывается!
                Капитан 1 ранга
                В отставке
                Л. Панкратов
                (ТАСС )