Строительство Европейского квартала. P. S

Жоржич
          P.S. Краткий пересказ истории строительства здания в охранной зоне дома-памятника

          Повесть «Строительство Европейского квартала» включает в себя 3 главы, 12 частей,
28 страниц и 17 лет.  Повесть - неоконченная: капремонт дома-памятника запланирован
на 2021 год, но, сноса аварийного строения А1и восстановления разрушенного подъезда не будет.
Кроме этого, не будет и усиления фундамента дома, на фасадах которого почти все маяки
разорваны и есть трещины, указывающие на подвижку фундаментов. В повести подробно описана
история строительства и разрушений. На все факты есть порядка двух сотен подтверждающих
документов, в том числе: письма, акты, протоколы, постановления, фотографии. Но, есть ещё и то,
что не требует доказательств - здание построено в охранной зоне дома-памятника и без
шпунтового ряда. Можно ли кратко изложить эту повесть, представив неопровержимые
доказательства? - конечно, можно. Для понимания сути проблемы необходимо подчеркнуть,
что эта повесть о строительстве внутри квартала исторического наследия города и в охранной
зоне дома-памятника регионального значения - объекта культурного наследия (ОКН) области.
          В 1850 году дом построен как двухэтажное здание, на которое более 80 лет назад
надстроили 3-ий этаж со стороны дворового фасада и пристроили во дворе здание, жёстко
соединив подъездом со стеной дома. Часть здания передали кондитерской фабрике, назвав
строением К1, а оставшуюся часть – жилой пристройкой А1. У подъезда, жилой пристройки А1 и
строения К1 - один фундамент. У строения К1 и пристройки А1 одна смежная стена, на которой
прекрасно сохранились до сих пор окраска и контуры проёмов  в помещение строения К1,
снесённого в 2009 году без проекта, без разрешения на снос и без согласования с Минкультуры.
          В 1992 году Комитет по охране ОКН РО принял на государственную охрану дом-памятник
истории и культуры. Председатель комитета - заместитель министра Минкультуры РО.
В 2003 году Администрация разрешила строительство внутри квартала исторического наследия
города с учётом разработки ПСД на весь объём застройки, согласования с органами контроля
и надзора, и получения разрешения в Госархстройнадзоре. Земля под застройку была
в муниципальной собственности и в аренде у собственника старой фабрики, подлежащей сносу.
05.07.2005 года и 08.02.2006 года ООО АЭФ «Коммерческий центр» (далее - Застройщик)
приобрёл земельный участок в собственность с госрегистрацией права, но, за год-два до этого,
подготавливая площадку под строительство, демонтировал здания и подземное оборудование
фабрики, образуя глубокий котлован по всей площади застройки. При этом, на несколько лет
строение К1 оказалось на краю котлована, что привело к подвижке фундамента. И это: первый
«морозовский удар», который потряс дом-памятник и привёл к разрушению пристройки А1
и подъезда, жёстко связанного со стеной дома. У подъезда смежная стена с пристройкой А1.
          На этапах подготовки к строительству здания в охранной зоне дома-памятника всего было
три «морозовских удара»,  два из которых привели к Постановлению Администрации в ноябре
2011 года о признании жилой пристройки А1 аварийной и подлежащей сносу.
          1) первый удар был в 2004 году после демонтажа оборудования вблизи строения К1.
          2) второй удар: в 2009 году, за три года до получения разрешения на реконструкцию
строения, Застройщик снёс надземную часть строение К1 с отсечением от жилой пристройки А1.
          3) третий улар: в марте 2012 года, Застройщик, получив разрешение на реконструкцию
строения, снёс фундамент строения К1 и устроил глубокий котлован впритык к жилой
пристройке А1 и в 10 метрах от фундамента дома, без согласования с Минкультуры и без
шпунтового ряда. Разрешение от 13.03.2012 года было выдано на реконструкцию строения К1
со строительством здания, но, фактически был снос строения, что не является реконструкцией
и нонсенс с точки зрения  градостроительного Кодекса РФ, как пишет главный архитектор РО.
          После третьего удара был и ещё один удар, а, точнее, удары, когда в конце апреля - начале
мая 2012 года Застройщик ударным методом демонтировал бетонные своды между подвалами
так, что стены дрожали в доме, а на стене пристройки соседнего дома появились трещины.
В результате последнего удара и массовых обращений к руководству области:
          4) в июне 2012 года представитель Минкультуры вынужден был впервые появиться и
составить Акт о том, что «искусственное понижение уровня земли на значительной территории,
существующее на протяжении длительного времени без выполнения мероприятий по
сохранению, несёт угрозу ухудшения состояния существующих строений, в том числе и объектов
культурного наследия.  На расстоянии до 15 метров от стены дворового фасада объекта
культурного наследия регионального значения вырыт котлован глубиной до 4м.
Мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, расположенного в непосредственной
близости от котлована – не выполнены, шпунтового ряда нет. Стены внутридворового проезда
и стена дворового фасада дома-памятника имеют трещины деформационного характера,
состояние объекта культурного наследия неудовлетворительное».   
          5) В августе 2012 года  министр Минстроя РО указал, что разрешение на строительство
(реконструкцию) 3-й очереди торгового центра выдано Администрацией в нарушение ч.7 ст.51
ГрК Рф. без необходимого по основаниям п.4 ч.2  ст.49 ГрК РФ положительного заключения
экспертизы ПСД всего торгово-офисного центра общей площадью 2951,7 м2. И, более того,
направил предписание о приостановке действия разрешения до устранения выявленных
нарушений.
          6) В августе 2012 года специалисты из г. Ростова ООО «Центр-Строй» провели осмотр
технического состояния дома и сообщили, что категория технического состояния строительных
конструкций здания в целом относится к недопустимому, на различных участках
квалифицируется  от ограниченно работоспособного до аварийного. Было предложено для
стабилизации неравномерности осадок фундамента провести  закрепление грунтов основания
фундаментов, для чего выполнить изыскания и разработать ПСД.
          7) В октябре 2012 года Застройщик установил 13 цементных маяков на дворовом фасаде
дома и пристройки А1, из которых за 3-4 года разорвано 10.
          8) В августе 2013 года здание построено в охранной зоне дома-памятника. Расстояние
от стены здания до фундамента дома-памятника порядка 13 метров.
          Администрация города отстранила Минкультуры РО от согласования проекта и надзора за
строительством вопреки ФЗ-73 от 23.06.2002 года, согласно которому  контроль за строительством
на объектах культурного наследия осуществляется Министерством культуры РО.
Напомним, что застройка осуществлялась внутри квартала исторического наследия города и
в охранной зоне дома-памятника регионального значения.  Застройщик разрушал и надзирал.
Администрацию это не волновала, Минкультуры знало, но не надзирало и не охраняло.
Администрация выдавала разрешения на застройку на каждый участок в отдельности, как на
садовых участках, площадью до 700 кв.м., хотя обоснование этого совместно с Минстроем,
с Минкультуры и Застройщиком начали оформлять после завершения строительства здания
в охранной зоне дома и после решения Арбитражного суда в январе 2014 года.
          Решение Арбитражного суда, которое состоялось по иску Застройщика к Администрации,
Администрация назвала «легитимацией» своих действий. Но это не так. В производстве суда
находилось дело по заявлению Застройщика к Администрации. Требования заявителя
удовлетворены. Решение вступило в законную силу.  И всё - легитимации действий
Администрации в Решении нет. Да и как можно было узаконить действия Администрации,
которые привели к разрушениям и к нарушениям, установленным Минстроем и Минкультуры
в 2012 году?
          Результат деятельности Администрации, как говорится, налицо: здание построено
в охранной зоне дома-памятника, жилая пристройка А1 разрушена, подъезд разрушен,
на дворовом фасаде дома разорваны почти все цементные маяки, установленные в конце октября
2012 года, аварийная пристройка не снесена, подъезд не восстановлен. Администрация в конце
2011 года признала жилую пристройку А1 аварийной и подлежащей сносу, и приняла
обязательство снести её.  Считая, что Арбитражный суд легитимировал её незаконные действия,
Администрация не только не принимает меры для выполнения обязательств, но, и принуждает
как бы жителей для сноса пристройки и восстановления подъезда за счёт собственников жилья.
При этом, семь лет Администрация обещала снести авариную пристройку и построить лестницу,
но, на это средства из бюджета города не смогла выделить.
          На 2021 год запланирован капитальный ремонт дома. Представьте себе, что капремонт
выполнен без усиления фундамента, что пристройка и подъезд в аварийном состоянии, что
подъезд отрывается от стены дома по верхнему периметру, а пристройка А1 от подъезда, что
разрушена кирпичная кладка дворового фасада, деревянные перекрытия чердачного помещения
над подъездом и пристройкой в полусгнившем состоянии. И эти разрушенные конструкции
жёстко связаны со стеной дома-памятника, а, значит, и подготовка ПСД, и выполнение работ
должно выполняться специализированными организациями под контролем надзорных
органов, в том числе и Минкультуры РО, которое приняло дом на государственную охрану, но эту
охрану обеспечить не сумело. И, кроме того, значит, что стоимость работ резко возрастает.
          Возникает вопрос, а для чего нужна эта повесть? - ответ простой: во-первых, народ должен
знать всех участников и/или пособников строительства внутри квартала исторического наследия
города и в охранной зоне дома-памятника без шпунтового ряда, без согласования с Минкультуры.
А, во-вторых, может быть, найдётся в стране тот, кто сможет заставить снести пристройку и
восстановить подъезд без уменьшения общего имущества дома (габарит подъезда минимально
возможный с крутой винтовой лестницей на 3-тий этаж).
          Для понимания масштаба поиска этого, как в конце фильма, будут титры обращений к:

                Президенту РФ         Прокурору РФ 
                Министру Минкультуры РФ         Министру Минкультуры РО   
                В Государственную Думу фракцию ЕР         Депутату Государственной Думы
                Губернатору РО         В «Народный фронт» РО
                Министру Минстроя РО         Министру ЖКХ РО
                Главному архитектору РО         Руководителю службы ГСН РО
                Депутату Заксобрания РО от ЕР         Депутату Заксобрания РО от КПРФ
                Председателю Арбитражного суда РО         Председателю Комитета по охране ОКН РО
                Начальнику участка Роспотребнадзора РО         Председателю городского ВООПИ и К
             В Администрацию города и в соответствующие структурные подразделения города

          P.S. 1. До президента РФ письма не доходили. Ответ был от консультанта департамента
письменных обращений Управления президента РФ по работе с обращениями.  Ответ, как
принято в системе на всех уровнях, был на основании документов и материалов, представленных
Минстроем и Минкультуры РО, без выяснения всех обстоятельств на месте.
                2. Эта повесть - неоконченная, пока не будут выполнены все работы, необходимые
для обеспечения безопасного проживания и технического состояния, соответствующего  статусу
дома - памятника. Необходимо отметить, что никогда в обозримом прошлом капремонта дома
не было. А разрушения жилой пристройки и подъезда, подвижка фундамента дома и здания
пристройки - связаны с нарушениями в ходе строительства, с нарушениями в выдаче разрешений,
с нарушениями градостроительного Кодекса РФ, с отсутствием охраны дома-памятника,
с самоизоляцией Минстроя и Минкультуры РО от застройки внутри квартала исторического
наследия города и в охранной зоне дома. И только после завершения строительства здания
министерства подключились к согласованию и переоформлению документов на застройку.