Пейзаж после битвы

Вольфганг Браузер
    Сейчас довольно забавно читать воспоминания некоторых кинозрителей о том, что дорогу в мир исторического эпоса им проложил Арнольд Шварценеггер в фильмах о Конане-варваре. Надо отметить, что жанр псевдоисторического боевика - «пеплум», зародившись в Италии, затем перекочевал в Голливуд и стал одним из доходнейших предприятий американского кинематографа. Как правило, это были супер-боевики с гигантскими бюджетами, такие как «Бен-Гур» или «Клеопатра». Но фильмы о Конане-варваре даже условно историческими назвать нельзя, так как сюжетно они опираются на комиксы, описывающими доисторическую эпоху неких первобытно-агрессивных мифов. По сути, перед нами так называемый жанр «героического фэнтези», который к историческому эпосу имеет весьма отдалённое отношение.
    Задолго до фильма Джона Милиуса («Конан-варвар» (1982) в одной далёкой, далёкой стране на киностудии «Таджикфильм» в 1971 году был создан шедевр, который стал первой частью монументальной кинотрилогии по мотивам эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Это был фильм «Сказание о Рустаме» режиссёра Бенсиона Кимягарова с Бимболатом Ватаевым в главной роли. Великая поэма, написанная более десяти столетий тому назад, обрела новую жизнь на киноэкране. Режиссура, операторская работа, актёрская игра, батальные сцены, спец-эффекты, монтаж и самое главное — философское осмысление событий поэмы на высочайшем уровне. Это стало началом Легенды:

1) «Сказание о Рустаме» (1971) (Реж. Бенсион (Борис) Кимягаров);

2) «Рустам и Сухраб» (1971) (Реж. Бенсион (Борис) Кимягаров);

Первая премия Всесоюзного кинофестиваля в Тблиси (1972 г.);
Приз киножурнала «Советский Экран» режиссёру Б. Кимягарову; Государственная премия им. А. Рудаки.

3) «Сказание о Сиявуше» (1976) (Реж. Бенсион (Борис) Кимягаров).

1978 — V Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте.
1977 — X Всесоюзный кинофестиваль в Риге.
Приз за лучшую режиссуру — Б. Кимягарову («Сказание о Сиявуше»);
Приз за лучшее художественное решение — Ш. Абдусаламову, Л. Шпонько.