Водяной

Евгений Шиков 47
                Водяной

        Жили-были дед да баба, и был у них внучек Петя. Вырос Петя и поехал в город. Разбогател и приехал к деду с бабой на лето отдохнуть-порыбачить. Порыбачил день, порыбачил другой, а на третий день, глядь, нет на реке ни его лодки моторной, ни сети.
        Удивился Петя, разозлился и решил с вором круто разобраться. Да только никак в толк взять не может, кто же это лодку и сеть украл. Деревенька маленькая, все люди на виду. Из города никто не приезжал. Кто украл – непонятно. Всё Пётр в деревне обыскал – ничего не нашёл. Сел на бережок и задумался.
        Вдруг видит, лягушка из воды голову высунула и спрашивает его человеческим голосом: «О чём загрустил Петя?»
        Оглянулся Пётр: глазам, ушам своим не поверил, что лягушка человеческим голосом говорит. Но никого рядом нет. А лягушка опять спрашивает:
        – О чём запечалился, Петя?
        – Да вот сегодня утром у меня лодка моторная и сеть пропали, – отвечает лягушке Пётр, а у самого даже голос дрожит от изумления.
        – Не печалься, – говорит ему лягушка. – Я тебе помогу.
        – Чем ты можешь мне помочь? – удивился Пётр. – Ты же только маленькая простая лягушка.
        – Знать не совсем простая, если говорю с тобой человеческим голосом.
        – Да..., – растерялся парень. – А почему ты мне решила помочь? Сейчас у нас никто никому не помогает. Всё о собственном богатстве думают.
        – О богатстве я не говорю, – отвечает лягушка. – Но если хочешь быть счастливым, то за добро плати добром и помогай другим. Я помогаю тебе потому, что несколько лет назад, когда я жила в этой луже маленьким головастиком, ты спас меня, пересадив из высыхавшей лужи в речку.
        – Я этого не п-о-о-мню, –  задумчиво протянул Пётр.
        – Ты не помнишь, а я помню, – говорит ему лягушка. – Слушай меня. Твою лодку и сеть забрал Водяной.
        – Водяной?! – удивился Пётр. – А он вообще есть?!
        – Да. Есть. Иди к нему.
        – А где его найти?
        – Сегодня ночью подойди к реке, сядь на белый камень у омута и жди. В полночь, как только лунная дорожка пробежит по воде к белому камню, встань на него и скажи:
                Деда, деда Водяной,
                Ты владыка здесь речной.
                Власть твою я признаю
                И о помощи прошу.
        Водяной вылезет, ты его про пропажу и спросишь, – сказала лягушка и скрылась под водой.
        Подивился Пётр, но решил лягушку послушать. Как стемнело, пошёл он к омуту. Сел на белый камень под старой ивой и стал ждать. В полночь выглянула из-за туч луна, и лунная дорожка пролегла по воде к белому камню. Встал тогда Пётр на него и сказал:
                Деда, деда Водяной,
                Ты владыка здесь речной.
                Власть твою я признаю
                И о помощи прошу.
        Тотчас в воде что-то забурлило, запенилось, и из омута вылез Водяной.
                С зеленЫми волосами
                И с такими же усами.
                С длинной тёмной бородой
                И в короне золотой.
        Посмотрел Водяной на Петра и спрашивает:
        – Зачем пожаловал?
        – Хочу, Водяной, свою лодку и сеть назад получить, – отвечает Пётр.
        – Одного хотенья мало, – усмехнулся Водяной.
        – Что же тебе надо? Деньги? Я заплачу, – предложил Пётр.
        – Нет, Пётр, золота у меня вдосталь. Да и не нужно оно мне.
        – Зачем же ты тогда мою лодку и сеть взял? – спрашивает Пётр.
        – Затем, чтобы тебя наказать, – ответил Водяной.
        – Наказать?! – удивился Пётр. – Чем же я провинился перед тобой?
        – Тем, что ты реке много вреда сделал. В первый день, как приехал, свою машину в реке вымыл. Бензином и машинным маслом воду загрязнил. Сколько от этой грязи водных жителей погибло, ты даже не представляешь. На второй день ивы по берегу реки срубил и в костре сжёг. А те ивы береговой песок корнями держали. Теперь ив нет, корни их быстро сгниют, и песок дожди в речку смоют. Обмелеет река. Многим речным жителям от этого худо будет. А потом, пообедав у костра с друзьями, ты, Пётр неразумный, все банки и бутылки в речку бросил. Теперь, кто в реке купаться станет, ноги себе поранит.
        – Вот за всё это я и отобрал у тебя сеть и лодку.
        – Что тебе надо, чтобы ты мне лодку и сеть вернул? – спросил Пётр.
        – Немного, – ответил Водяной.- Три плохих дела ты для реки сделал, теперь сделай три хороших. Тогда и верну тебе лодку.
        – Немного ли ты хочешь, лягушачий царь? – рассердился
Пётр. – Не пожалею денег, но лучше куплю себе новую лодку, чем буду старую лодку как-то там отрабатывать.
        – Покупай, если хочешь, только за то зло, что ты реке сделал, не будет тебе счастья в жизни. И не купишь ты его ни за какие деньги.
        Сказал это Водяной и исчез под водой. А Пётр домой воротился и спать лёг. Утром подумал, подумал и решил помириться с Водяным, сделать для реки три добрых дела. А то, ведь, всё может быть: вдруг и вправду счастья в жизни не будет.
        Сначала Пётр собрал со дна реки все банки и бутылки. Вытащил всё: и те, что сам вчера в воду бросил, и те, что другие бросили. Потом по берегу реки ивы посадил, чтобы они корнями песок держали. И, наконец, очистил несколько родников, чтобы они ключевой водой речку питали.
        Только он свою работу закончил, глядь, в камышах его лодка, и на ней  знакомая лягушка сидит.
        – Бери, – говорит, – Петя, свою лодку и не сердись на Водяного.
        – Да я и не сержусь, – отвечает Пётр. – Только он вместо сети удочки в лодку положил.
        – И правильно сделал, Петя. Сетью ты много мелкой рыбы понапрасну губил, а от ловли рыбы удочками реке вреда не будет.
        – Ты права, – согласился Пётр. – Перестал я в городе природу любить. А зря! Ведь нет ничего её дороже.
        С той поры Петру на реке во всём удача была. Начнёт рыбу удить – клёв хороший. Нырнёт за раками – всегда поймает. Ляжет на бережок позагорать – солнышко его не обожжёт, а согреет и хорошим загаром покроет. А всё оттого, что Пётр больше реке зла не делал. Иногда и помогать стал: то на берегу мусор подберёт, то родник очистит или мальчишек приезжих от вырубания прибрежных кустов отговорит.
        Только о Водяном Пётр никому не рассказывал. Кто ж поверит? Ещё и засмеют!

               

29.11. – 1. 12. 1998 г.

Фото Е. В. Шикова