14. Заключение

Фокас Владимир
Нет сомнения, что представленный материал, с которым вы ознакомились  полностью или частично, никак не может быть отнесен к популярному чтению. К тому же он требует серьезной многосторонней подготовки, большого терпения и главное - значительно транформированного сознания. Этому не научишься за несколько лет; подобная трансформация разума и сознания требует целой жизни, а то и нескольких жизней. И в то же время концепция Единого Мира – это то, что родилось много тысячелетий назад, осмысливалось, дополнялась и совершенствовалось.

Она, точно так же, как и религия, переживала разные времена, усиливалась или слабела, уходила из поля зрения, но неизбежно возвращалась обратно. Ее трудно отнести к социальной утопии, религиозной догме, научной теории или просто умственной спекуляции. Хотя бы потому, что Единое и Единство - не научный, а скорее религиозно-философское понятие. Реально оно начинает работать только тогда, когда реализует себя в чем-то конкретном и вещественном, однако до этого обязательно проходит стадию формирования мировоззрения или открытие формулы мироздания.

В физике это представлено в виде механистической, электродинамической и квантовой картины мира. Возникает вопрос: а можно ли объединить все виды взаимодействия в одно, фундаментальное взаимодействие?

На этот вопрос необходимо ответить, если мы собираемся строить новую теорию мироздания. И финальным аккордом в этом усилии будет объединение всех взаимодействий и сведение их к одному логически непротиворечивому (фундаментальному) Целому. Так считает наука.

Пока этого не сделано. И вряд ли будет сделано, пока не будет понята  и описана «нефизическая», или супрафизическая составляющая мироздания. Вместе с тем уже сегодня сформировалось определенное мировоззрение, максимально приближающее нас к пониманию как величайшего разнообразия, так и  универсального Единства.

Согласно этому пониманию, Реальность является многомерной. Окружающий нас привычный трехмерный Мир, который мы наблюдаем, чувствуем и исследуем - это только одна из проекций - (низшая) - реального многомерного Мира. Мы окружены бесчисленными мирами, невидимыми и непроявленными, о которых даже не подозреваем. Уже поэтому, говорить о том, что мы единственные во Вселенной, не столько глупо, - как смешно.

Можно предположить также, что все загадочные, непонятные и необъяснимые явления - просто «соприкосновения» нашего мира с другими мирами. Например НЛО  можно понимать как феномен «солнечных зайчиков» или проекцию многомерного объекта на плоскость. Однако сам многомерный объект доступен нашему пониманию лишь в математическом мире.

А значит, любая абстракция может воплотиться в разную по своей сути реальность. Т.е. процесс познания бесконечен и в то же время ограничен определенными временными и пространственными рамками. Однако не это главное;  основным фактором развития всегда была творческая интуиция и сила мысли.

Вполне  можно сделать предположение, что высшая размерность многомерного Мира прямо связана с возникновением Вселенной и восходит к Единому Началу. Однако понимание этого Начала у всех нас разное.

Непроявленный, или точнее, трансцендентный Творец реально существует во всех  своих творениях. Он находится за их пределами и в то же время присутствует в самой мельчайшей части сотворенного. Тогда получается, что время, пространство, материя и энергия, жизнь и информация едины в многомерном Мире; они существовали, существуют и будут существовать вечно.

Особо хочется подчеркнуть, что принятие концепции Единого Мира не выводит человека из сферы разума и не противоречит привычной картине мира. Наоборот, представляет нам столь необходимые ныне степени свободы. Пройдет небольшое время, и все необычное, шокирующее, мистическое и «запредельное» будет восприниматься как вполне нормальное и не подлежащее сомнению. Однако «свято место пусто не бывает» и на место прежних тайн и загадок непременно придут новые.

Принцип изменчивости известен человечеству со времен обретения им разума, его сформирования как расы разумных существ, однако именно эта изменчивость и породила множество разнопроявленных принципов, аксиом и допущений, или Малых Истин. В геополитике это выглядит так:

«Человечество живет в единой глобальной "деревне", в едином пространстве и периоде, где сливаются воедино история, вероятность и реальность. Все более четко проявляется существование сообщества единой судьбы, где все мы взаимосвязаны: "ты видишь в себе меня, а я вижу в себе тебя".

Мир, развитие, сотрудничество и взаимовыручка - вот лозунги современной эпохи. Перед лицом глубоких изменений в международной обстановке и с учетом объективной потребности в том, чтобы все страны мира объединили усилия, надо содействовать формированию международных отношений нового типа, ядром которых выступают сотрудничество и взаимное благо».

Однако современный глобализм - весьма неоднозначное и противоречивое явление. Вместо объединения он оказался направлен на господство, на поглощение одной силой всех других, на создание модели мира, в которой царит жесткая и нерушимая иерархия.

А вот позиция философии:

«Совершая ошибки, человек способен изменить свои представления об их природе и последствиях, обретая опыт ведения жизни. А процесс ведения жизни невозможен без познания, позволяющего изменять свое мировоззрение, что ведет к
обновлению и оптимизации условий деятельности и отношений с окружающим миром. Человек переходит на более высокий уровень организации своего мышления, понимания себя и круга необходимого для продолжения жизни в условиях изменяющейся многоплановой реальности».

Позиция психологии:

ВОСХОЖДЕНИЕ И ЖИЗНЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ЗНАЧИМОМУ СОБЫТИЮ КАК В ЕГО ВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ, ТАК И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ, ВСЕГДА ЗАВЕРШАЕТСЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ СМЫСЛОМ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

В нашем сознании заложен определенный механизм, который каким-то образом предшествует как эмпирическому опыту, так и любому другому. То внутреннее, что он воспринимает, что даже ПОКА еще не появилось в его жизни, но на что он настраивается, осуществляется в жизни рано или поздно.

С религиозной точки зрения, этому находится объяснение с позиции ВЕРЫ. Ведь МЕЧТЫ И ИДЕИ просто так не реализуются, даже во время самой активной деятельности по их достижению. Человек сам программирует так называемую «судьбу», ОДНАКО критерии успешной работы этой «программы» нам до сих пор неизвестны.

Но не стоит считать концепцию Единого Мира исключительно умозрительной конструкцией. Таковой она выглядит на самом нижнем уровне. Интуитивный, высокий, одухотворенный и Космический Разум - это совершенно иная линия мирового развития; это новое сознание и полное вхождение в пространство вселенского существования. Такому Разуму не пристало доказывать то, что для  обычной рациональности недоказуемо и непостижимо.

Ибо последняя  способна создавать лишь умственные спекуляции, не содержащие в себе ни капли жизни. Единство Мира - это синтез теории и практики, не
имеющей  никакого отношения к индивидуализму, эгоцентризму и волюнтаризму. В центре всего пребывает не эго, не личность, не социум, не Бог и даже не мир, а Единство мира и человека. Такой принцип был сформирован греческим философом Протагором  и звучал так:

«Человек есть мера всех вещей: существующих, если  они существуют, и несуществующих, если они не существуют».

Да, человек познает мир, измеряя все относительно себя (большое, маленькое, быстрое или медленное), и это естественно — мы все соизмеряем с собой, своим мнением, пониманием. Мы встречаемся с бесконечным разнообразием всевозможных мнений и «экспертных оценок», как нельзя лучше иллюстрирующих, что сказанное 2500 лет назад не потеряло своей актуальности и в XXI веке. Каждый считает свою точку зрения «истиной в последней инстанции».

А вот как ввести точку отсчета и начало системы координат для категорий нашего внутреннего мира, для этических понятий? Существуют ли абсолютные категории Справедливости, Красоты, Доброты и так далее?

Сократ выдвинул идею о существовании Истины вне зависимости от человека и его представлений, а Платон ставил в центр проблемы учение об Идеях, являющихся причиной всего мира вещей.

По этой аналогии мы можем предположить, что в мире ценностей, этических категорий существуют свои неизменные законы и свои «формулы» причинно-следственных связей. Их-то мы и открываем всю жизнь эмпирическим, опытным путем. От личных опытов и экспериментов мы переходим к поиску ориентиров, поиску созвучных людей, идей, учений, не только размышляя над категориями добра и зла, но и постоянно выбирая их.

Философское восприятие мира позволяет судить об открытых системах нашего внутреннего мира и именно поэтому не считает свое мнение «истиной в последней инстанции». Надо идти дальше, и тогда наша «мера вещей» разительно изменится.

Истина Единого Мира опирается на гуманистичекую традицию, т.е. такую,
которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни. Т.е. исповедует принцип «Все во имя человека, все во благо человека». Она признает высшей ценностью достоинство, благо, свободное и гармоничное развитие.

Однако Единое не собирается отказываться от религиозных и духовных ценностей. Они точно такие же реалии нашего существования, как наука, история и культура.  «Сверхъестественное» для него не есть «неестественное», а «действительно разумное»; "естество, продолженное и реализованное в иных планах мироздания, в ином пространстве, времени, и ином разумном и духовном существе".

В то же время это не есть священный принцип научного познания, согласно которому «все, что произошло, произошло естественным путем. В том числе и вселенная, и звезды, и жизнь, и человек». Однако "естественное" может иметь и другой смысл. Вспомним Т. Черниговскую:

«У меня нет никакой версии происхождения мира и человека. Я допускаю все возможные версии, включая акт Творения. Не вижу для этого никаких  препятствий».

В Книге Бытие эта истина выглядит так:
 
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле].

ВОТ ИМЕННО - ПО РОДУ ЕЕ. Поэтому не надо выталкивать человека туда, где ему не место, к чему он абсолютно не готов и чего воспринять не может. Не надо удивляться его способу восприятия действительности, не надо непрерывно его уговаривать и жалеть. Ибо в обычной рациональности ему не так уж и плохо. И он, действительно, создан «по роду и подобию» природного и естественного. Не по Замыслу и Духу, а «праху земному» и его собственной истине. Для тех же, кто хочет иного «рода и подобия», есть хорошее пожелание: «Вместивший да вместит».

И в то же время нельзя не видеть и другое. Человеческая цивилизация благодаря ноосфере быстро переходит от надежной, стабильной и устойчивой действительности в вероятную, условную и дополненную реальность. Однако это не совсем то, что появляется буквально перед глазами и сулит  блестящие и невероятные возможности процветания. Это то, что еще не рождено, еще не создано, но уже ЖЕЛАЕТ БЫТЬ СОЗДАНО. Надо войти в него, стать им, дать ему жизнь, превратить невероятное в вероятное, а невозможное в возможное.

А для этого придется трансформировать очень и очень многое. Например, идею либерализма, изначально считавшего права и свободы  человека высшей ценностью. И которая  потом переродилась в невежественные, агрессивные, лживые и предельно индивидуалистические буржуазные свободы. В том числе и в России.

Человечество должно научиться видеть в Свободе не самоцель, а управляемый  процесс освобождения от всего того, что РЕАЛЬНО ИЗЖИЛО СЕБЯ И СТАЛО ТОРМОЗОМ НА ПУТИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. ИЛИ ИЗВРАТИЛО ЭТОТ ПРОЦЕСС САМЫМ УЖАСАЮЩИМ ОБРАЗОМ.

То же и с религией. Для Единого Мира она никогда не была единственной и окончательной  истиной, но лишь абсолютным и закономерным этапом восхождения, давно воплощенным в принципе:

«НИКТО НЕ ПРИДЕТ К ОТЦУ МОЕМУ, КАК ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ МЕНЯ.

Что же касается примитивных, темных  и непросветленных областей оккультного, подсознательного и инстинктивного, то они никогда не ассоциировались с надежными путями человеческой эволюции.

Таким образом, СВОБОДА ВСЕОБЩЕГО - это непрерывное освобождение, разотождествление с прежним и отождествление с новым. Это не сознательная  жертва и не утрата чего-то безусловно важного как для человека, так и для общества и мира в целом.

Она есть высшее умение МЫСЛИТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ. В то время как нынешнее понимание свободы как раз заключается в полностью противоположном - воспитании самых примитивных  способов НЕ-МЫСЛИЯ, НЕ-ЧУВСТВОВАНИЯ И НЕ- ДЕЙСТВИЯ.

Свобода есть освобождение знания от невежества, истинного Слова от «парения разума» и «мудрствования лукавого», веры от идеологии, реальности от ее грубого искажения. Она не переносит споров, бессмысленных диспутов,  поверхностных рассуждений и пустой траты времени. Она учит различению и критике суждений, однако не считает себя Учителем Мира.

Видимо, здесь наступает порог, переступив который человек очень во многом перестает быть «существом от мира сего». У него иные цели, иные ценности, иные приоритеты, иное понимание богатства и благополучия. Он становится продолжателем универсальной интеллектуальной и духовной традиции, в которой бескорыстие и нестяжательство наряду с помощью и одарением становятся смыслом существования ЧЕЛОВЕКА ЕДИНОГО МИРА.

Поэтому вполне понятно его настороженное отношение к откровениям креативной психологии, уверяющей нас: «Изменение внутренней и наружной реальности, как и отношение к этой реальности, достаточно простое и доступное всем действие. Никаких сверхъестественных усилий, никаких поисков «конечной истины», никакого напряжения всех сил и никаких жертв для этого это не потребуется».

На самом же деле «борьба с реальностью» - (или даже  простой обыденностью) - самая опасная и бессмысленная вещь на свете. Учиться следует иному - безукоризненному исполнению законов каждого из видов реальности, умению ориентироваться в их пространстве и времени и еще при жизни стать здесь желанным гостем, его любовью и жизнью.

ТО ЕСТЬ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ЕДИНОГО МИРА НАДО САМОМУ СТАТЬ ЭТИМ МИРОМ.

Воистину достойное занятие для человека, желающего выстроить себя «по образу и подобию». Хотя доступно пока это лишь очень и очень немногим. Поэтому и звать за собой стоит  немногих. Ибо среди остальных распространено совсем иное  понимание и пути, и грани.

«Вот край, давай,
Заглянем за этот край,

Никто не сможет
запретить нам хотеть,
Упасть так упасть,
взлететь так взлететь!».

(А. Макаревич).

Что здесь перед нами? Психология пятилетнего ребенка, не имеющего никакого понятия о том, что ЕСТЬ НАСТОЯЩЕЕ СМЕРТЕЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ И ТАКОЙ ЖЕ СМЕРТЕЛЬНЫЙ  БЕЗУМНЫЙ ПОЛЕТ.

Да, «запретить нам хотеть» действительно никто не может. Однако за ДЕЙСТВИЕ УЖЕ ПРИДЕТСЯ ОТВЕЧАТЬ ПО ВСЕЙ  СТРОГОСТИ ЗАКОНА. СОВРЕМЕННЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ И УДРУЧАЮЩАЯ НЕРАЗУМНОСТЬ ОПРАВДАНИЕМ СЛУЖИТЬ НЕ МОГУТ.

Оптимистична ли сама концепция Единого Мира? Да. Или скорее да, чем нет. И это не научные  прогнозы - последние как раз однозначно пессимистичны. Дело здесь в особом опыте, которым обладает лишь небольшое количество людей. Если верить их рассказам, то после завершения физического существования они оказываются в бесконечной тьме безысходности, огромной, бессмысленной и всеохватной.

Она есть основное и всеопределяющее, а остальное видится только как крошечная точка над головой. Затем, если человек откроет принцип движения, то это уже «свет в конце туннеля» - радость ожидания, вера в будущее, надежда на лучшее.

И, наконец, МОРЕ СВЕТА, ОЩУЩЕНИЕ ВЕЧНОСТИ И БЕСКОНЕЧНОСТИ ЖИЗНИ, НЕВОЗМОЖНОЕ СЧАСТЬЕ И ОБРЕТЕНИЕ УТРАЧЕННОГО ЕДИНСТВА. То же, что осталось «внизу», воспринимается как крошечная точка, неправильная и искусственная конструкция.

То есть и вера, и безверие, и оптимизм и пессимизм есть лишь состояния нашей души, разума и сознания… Есть жизнь людей не как бесстрастных НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,  но непосредственных и вовлеченных УЧАСТНИКОВ. Но это уже ПОСЛЕ. А что ДО?  Грусть по далекому и прекрасному… Улыбка сквозь слезы… И житейская мудрость, которая всегда немного печальна…

Я вижу небо, в нем тишина.
Я поднимаюсь к небу, еле дыша.
И вдруг понимаю - это во мне  душа.
Странное дело, это моя душа…

Как нелепо жить вниз головой,
Когда такое небо есть надо мной.
И кажется звезды можно достать рукой,
Я и не ведал, что этот мир такой…

Боже какой пустяк,
Сделать хоть раз что-нибудь не так.
Выкинуть хлам из дома
и старых позвать друзей.

Но что-то всерьез менять,
И не побоясь в мелочах потерять,
Свободно только небо
над головой моей…

Я был богом в прошлую ночь,
Я отыскал дорогу и выбежал прочь.
Богом стать просто, если уже невмочь,
И не над чем плакать, дом покидая в ночь.

Но оказалось, что  даже тогда
Дороги к Небу чаще ведут никуда,
И даже тогда, когда под ногами блестит вода,
И Богу не нужно странником быть всегда…

Поднимаю свой воротник,
Ругаю дождь и слякоть, будто старик,
Бегу за толпой, видно уже привык,
И в памяти небо как нереальный блик…

Но однажды мне станет легко
И будет все неважно и далеко.
Меня примет небо в свой неземной покой,
И я стану просто облаком над рекой…

Ал. Иванов, группа "Рондо".

Ну что ж, может стать облаком - это совсем не так уж и плохо. Однако хочется думать, что Единый мир предуготавливает человеку куда более интересное будущее.

Что же пожелать на прощание?  Наверное, одного: несмотря ни на что, найти свой  и только свой Единственный Мир. Или создать его в себе. Что в принципе одно и то же…

***

Г. Набережные Челны, март-июнь 2020 г.