13. Точка в пространстве

Фокас Владимир
А теперь внимательно присмотримся к положению «Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени правдиво: То, что внизу, аналогично тому, что вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что внизу, чтобы осуществить чудеса единого мира».

Казалось бы, чего проще? Особенно, если добавить: «что снаружи, то и внутри, и что было вчера, то будет и завтра, и  «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Узнали? Экклесиаст…Типичный пример безысходного линейного восприятия и линейного мышления. В жизни же все куда как сложнее…
 
Поэтому нам предстоит обратиться к некой «онтологической геометрии». Представим себе один из самых древних из известных человечеству символов - крест, одновременно являющийся и системой координат.

Он есть порождение точки, линии и пересечения, поэтому существует как минимум в трех измерениях; может лежать на плоскости, может быть установлен вертикально, быть частью некой сферы и, наконец, проекцией куда более сложной конструкции, проявленной в нашей реальности как частичное отражение.

ТОЧКА — абстрактный объект, не имеющий никаких измеримых характеристик, кроме координат. То есть это нечто такое, о чем мы не можем сказать ничего конкретного кроме того, что точка существует, и примерно представляем себе, где может находиться. Таков Всевышний,Бог Творец, Слово (Логос), Всеобщее Начало, точка сингулярности физиков и (в определенной степени) человеческое «Я».

ЛИНИЯ - граница поверхности, имеющая только одно измерение (длину) и определяемая как след движущейся точки или место пересечения двух поверхностей;

Воображаемая черта, соединяющая две точки или являющаяся границей пересечения двух объектов;

Протяжённый и тонкий пространственный объект либо цепь связанных друг с другом объектов. По выражению из «Начал» Евклида — «длина без ширины», то есть объект, имеющий одно измерение.

Это уже гораздо интересней. Ибо линия тоже есть некая абстракция, но уже доступная нашему пониманию через воображение. А так как она состоит их точек-объектов, то может восприниматься нами как нечто не имеющее ни конца и ни начала, неподвижное и молчаливо-скрытное. «Оживать» линия может лишь тогда, когда получает динамику внутреннего движения и некий смысл этого движения.

Так нить  нефте- или газопровода сверху кажется нам линией, однако при ближайшем рассмотрении оказывается «трубой», по которой передвигается нечто. Каждую частичку этого «нечто» можно сравнить с точкой как объектом, обладающим потенциальностью самоосознания.

Таково оптическое волокно – волновод с круглым поперечным сечением очень малого диаметра (сравним с толщиной человеческого волоса), по которому в единицу времени может быть передано множество электромагнитных импульсов, причем в обе стороны! И наша ассоциация со световым  туннелем, по которому души умерших отправляются в «мир Небесный», здесь не случайна.

То же самое  утверждает и тео;рия струн — направление теоретической физики, изучающее динамику взаимодействия объектов не как точечных частиц, а как одномерных протяжённых объектов, так называемых квантовых струн. Теория струн сочетает в себе идеи квантовой механики и теории относительности, поэтому на её основе, возможно, будет построена будущая теория квантовой гравитации.

Вне физики и математики (в философии, религии, психологии) принято говорить о линии жизни, линии судьбы, мировых линиях развития, наследственной линии, линии прогресса и еще немалом количестве чрезвычайно интересных вещей. При этом ни одна из линий, как и точка, не может познать себя как таковую; для этого ей придется ограничить себя и стать ОТРЕЗКОМ.

Таким образом она получает условные начало и конец и хоть какое-то (тоже условное) осознание собственного существования. В этом плане легко представить себе человеческую жизнь как некую линию, составленную из определенных отрезков. Мы воспринимаем их как единое целое и в то же время у каждого отрезка своя жизнь, свой смысл, своя правда и свое предназначение.

С отрезками вообще можно делать множество вещей; например, знаменитое «золотое сечение» - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему целому.

В древнем Египте "золотое сечение" демонстрировалось как набор из трех камышовых тростинок разной длины. А  уже далее из этого простого геометрического утверждения рождается его духовное и эстетическое прочтение.

Золотое сечение — это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло.

«Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное  чувствование Истины". (Иван Ефремов, "Лезвие бритвы").

Далее линия начинает экспериментировать с формой, превращаясь из прямой  (кратчайшее расстояние между двумя точками) в кривую, ломаную, тонкую, жирную, пунктирную, т.е. превращается в черту - существующую или воображаемую линию, определяющую предел и границу. А может и отказаться от последних и замкнуться сама на себя, превратившись в круг.

Затем начинается еще более интересное. Либо сама линия (как общность связанных друг с другом объектов), либо один из этих объектов начинают осознавать: за пределами их самих находятся и другие точки, и другие линии. А значит, возможно как их слияние, как движение параллельное, так и пересечение.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ, точка или множество точек, общих для двух или более фигур (объектов). Две непараллельные линии в одной плоскости пересекаются в одной точке; две параллельные плоскости имеют общую линию. Пересечение двух МНОЖЕСТВ  - это новое множество, состоящее только из элементов этих двух пересекающихся множеств.

Следующим шагом в пространственном самоосознании становится выработка СИСТЕМЫ  КООРДИНАТ – т.е.  величин, определяющих положение точки на плоскости и в пространстве. На плоскости это положение чаще всего определяется расстояниями от двух прямых (координатных осей), пересекающихся в одной точке (начале координат) под прямым углом; одна из координат называется ординатой, а другая — абсциссой.

При переходе от плоскостного к пространственному восприятию положение точки определяется расстояниями от трёх плоскостей координат, пересекающихся в одной точке под прямыми углами друг к другу, или сферическими координатами, начало которых находится в центре сферы. Переход от плоскостного к пространственному осознанию являет собой огромный эволюционный шаг.

Он позволяет «отрезку» снова ощутить себя линией, а линии - понять условность отрезка. В составе множества линий она начинает ощущать себя как БЕСКОНЕЧНОСТЬ  пространства, движения и жизни во всех ее проявлениях. Дело остается за малым - включением в эту всеобщую структуру фактора времени, в первую очередь как организатора вечного движения и всех необходимых перемен и изменений. А также понять и направление этого движения.

На плоскости мы видим две пересекающиеся оси, образующих 4 плана - условно левый, правый, верхний и нижний или две пары, составленных из левого (верхнего и нижнего) и правого - тоже верхнего и нижнего. Фактор времени присутствует уже здесь; мы можем вводить понятие «до» и «после», «вчера и сегодня», «настоящее и будущее».

Пространство поделилось на «то, что наверху» и «то, что внизу», и то, что "справа" и «слева». Если всматриваться внимательно, то можно увидеть еще, что есть «верхнее и нижнее «до», или «вчера», и «после», «завтра» - внизу и наверху.

Однако по-настоящему мы никогда не осознаем это, если не поймем предназначение Точки Перекреста, Центра и Начала всего, «через что все начало быть, и без чего  ничто не начало бы быть, что стать быть».

Эта точка - не физика и не математика; скорее философская трансценденция, т.е. то, что принципиально недоступно опытному познанию и выходит за пределы чувственного опыта; это переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного).

Это переход из сферы возможного опыта природы в сферу, лежащую по ту сторону его. Из этой точки ведут все дороги - и вперед, и назад, и вверх, и вниз, и вширь, и вглубь, и в прошлое, и в будущее, и во множество выше и ниже лежащих пространств.

Координаты на плоскости и в пространстве можно выводить бесконечным числом разных способов. Решая ту или иную математическую или физическую задачу методом координат, можно использовать различные координатные системы, выбирая ту из них, в которой задача решается проще или удобнее в данном конкретном случае.

А если мы имеем дело не с  физической или математической проблемой, а с  онтологической, психологической, социальной, религиозной или духовной? ТО ЖЕ САМОЕ! Изменится лишь суть пространства, представленного четырьмя квадрантами координат. Такие схемы в интегральной психологии предложны амер. исследователем К. Уилбером, в астрологии это единство четырех стихий, в христианстве - символ распятия.

КРЕСТ имеет центр вращения, правостороннего или левостороннего, в ходе которого точка в системе координат может попадать в разные плоскости существования (например, огонь, землю, воду, воздух, Дома и различные зодиакальные знаки).

Если эта точка - человек, то ему предстоит долгий и трудный путь через 12 астрологических реальностей. Однако это не будет означать окончания пути; он просто начнет осваивать следующую координатную систему - полярную, цилиндрическую, коническую, сферическую и т.д.

Так что скучать нашей точке вряд ли придется. Особенно если она находится в центре всего происходящего и имеет свое представительство-отражение во всех временах и пространствах.

Такая точка  можно бесконечно проваливаться вглубь самой себя и восходить из самой себя; бесконечно сужаться и расширяться. Ей дано понятие внутреннего и наружного; внутри себя она есть ВСЕ, но и Наружное - тоже есть ЕЕ ВСЁ. Однако она понимает, что «То, что снаружи - то и внутри» и то, что «внизу, то и вверху» тоже есть трансценденция.

Что организованный вокруг нее мир условен и подвижен, что он непрерывно меняется. Однако благодаря ДАРУ РАЗЛИЧЕНИЯ она понимает, ЧТО впускать в себя, а ЧТО нет; ЧТО оставлять внизу, а ЧТО брать с собой наверх. Ей дано право находиться в созерцательной неподвижности или деятельном движении, умение «собирать камни и разбрасывать камни».

Что же это за такой удивительный и почти непостижимый феномен? БОГ? СЫН ЕГО?  Может быть... Космос? Бытие? Истина? Человек? Душа? Наверное, лучше всего сказал об этом ап. Иоанн:

«В Нем (центре) была жизнь, и жизнь была свет человеков».

А еще ранее - Гермес Трисмегист:

«И станет Свет, который есть сила всяческой силы, ибо она побеждает всякую самую тонкую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь. Ибо так был сотворён наш мир и сотворяются иные миры».

Все изложенное позволяет нам считать, что и 5-я стихия, и 5-й элемент, и 5-я сущность античной философии, и точка начала любых координат и ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК.

Великий древнегреческий философ Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) – воде, земле, огне и воздухе.

Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент, который он противопоставлял остальным четырём. Аристотель считал 5 элемент сверхсущностью, которая не стареет, не подвержена разложению и обитает в высших слоях атмосферы - там, где живут боги.

Античные и средневековые философы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а 5 элемент – дух, продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни. А потом уходит туда, куда ему предназначено.

Говоря простыми словами, 5 элемент – это нечто совершенное и идеальное, которое безусловно существует, но бытие которого не может быть доказано никакими научными средствами.

Так что же тогда есть Вечный Человек Рабиндраната Тагора и что есть Вечный и Единый мир гностика? Скорее всего, многоярусное и многомерное Бытие, связанное взаимопереходами по горизонтали и вертикали, слепок с жизни, где все присутствует одновременно, дополняя друг друга. Именно поэтому извечное стремление к познанию есть максимальное приближение к Истине, хотя и не сама Истина, а нахождение единства в себе есть нахождения единства в мире.

Появление Человека как главного элемента знания и живого атома мира, постепенное движение его к вершинам жизни, разума, становления Знанием-Истиной - безусловный эволюционный плюс, а не минус.

Споры же о том, чья версия более истинна – дело бессмысленное и никуда не ведущее. Не следует забывать, что любое знание должно иметь практическое применение, дополняться, пересматриваться, вбирать в себя новые направления, - т.е. знание должно эволюционировать от малого к большему. Как делают это мир  и человек.

Все это и есть ЧУДО ЕДИНОЙ ВЕЩИ, ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА, АНТИЧНЫХ ГНОСТИКОВ И СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ОНА ЖЕ ЗАЛОГ ТОГО, ЧТО   «Таким образом,  ты приобретешь полноту  всех существующих миров. И тогда отойдет  от тебя всякая темнота».

***