12. Существа Духовного Мира

Фокас Владимир
В жизни есть немало удивительных и загадочных историй. Например, сегодня мало кто помнит, что все мировые религии являются первооткрывателями такого удивительного феномена, как иные формы жизни.

Если отбросить извечные споры эволюционистов и креационистов, то истинным можно признать следующее: в процессе космической динамики рождались, развивались и сходили с исторической арены самые разные формы доразумной, разумной и надразумной жизни. Всегда были эволюционно старшие и младшие, и никогда не было такого, чтобы они возникали одновременно. Существовали одновременно - да, такое было. Особенно на Земле. А вот вне Земли…

Первое, что вспоминается сразу - это ангелы как особые формы нематериальной, или духовной жизни, однако способные принимать человеческое обличье. Удивительно, но в книге «Бытие» об истории создания Богом ангелов и ангельского мира подробно не говорится. Однако сама концепция Создателя (Творца) подразумевает факт того, что все сущее было создано Единым и из Единого.

Прямые указания в Библии на время, когда появились ангелы, отсутствуют. Большая часть священнослужителей считает, что ангелы появились задолго до зарождения вещественного мира.

Существует и противоположное мнение. Например, блаженный Феодорит говорит о том, что ангелы появились в одно время с появлением вещественного мира. По мнению Феодорита, вестники ограничены пространством (местом), а оно, в свою очередь, появилось одновременно с миром вещей.

В мире ангелов существует строгая иерархичность, связанная с различными чиноначалиями - престолами, господствиями, началами и властями. Литература,  посвященная этим формам жизни, весьма многочисленна. Однако все-таки стоит начать с труда свят. И. Бренчанинова «Слово об ангелах». Интересен и эпиграф, предшествующий основному тексту: «Не для удовлетворения праздному любопытству или врожденной  любознательности, но единственно с целью спасения нашего».

К сожалению, интерес современных людей к этой теме как раз и состоит в  удовлетворении «праздного любопытства». В ангелах и духах не видят реальных представителей невидимого мира, воспринимая их лишь как метафорические литературные образы, олицетворяющие начала добра и зла. Другие же хотя и верят в реальность невидимого мира, но считают, что он существует как бы отдельно, обособленно от мира людей, а значит, и знание этого мира для нас не важно, поскольку ни на что не влияет.

Конечно, это не так, и дело вот в чём. Человек и как личность, и как душа, и как социальное существо давно стал ареной борьбы между несколькими противостоящими началами и множеством сил. А поскольку принцип детерминизма  не допускает любого человеческого действия или бездействия без соответствующих последствий, то человек не может не быть вовлеченным в это противостояние и вынужден участвовать в нем всю свою жизнь.

Об этом можно спорить - и спорят уже многие тысячелетия. Потому и само понятие - иные формы жизни - оказалось достаточно широко и неравномерно представлено в совершенно разных субкультурах - научной, философской, социальной, культурной и религиозной. Концепция же Единого Мира основывается в первую очередь на гегелевском принципе: «Всё действительное разумно и все  разумное действительно».

Это означает, что Идея неотделима от реального и действительного бытия, причем реальное, или действительное, есть саморазвитие Идеи, и наоборот. Гегель пояснял, что данное положение придает философскую форму тому, что говорит религия, когда утверждает: «Миром правит Божественное провидение»..

Далее «провидение» сменилось научным детерминизмом - учением о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрине о всеобщей причинности. Развитие этой доктрины оказалось тесно связанным с общей и специальной теорией относительности А. Эйнштейна. Вот что пишет об этом А. Азимов:

«Принцип неопределенности в версии Эйнштейна сыграл очень полезную роль, поскольку он показывал, что в мире фундаментальных частиц закон сохранения энергии может нарушаться.

С его помощью также удалось объяснить некоторые необычные явления в мире субатомных частиц, исходя из того, что в условиях нарушения закона сохранения возможно появление из ничего частиц, которые исчезают ещё до того, как их удаётся зафиксировать, и которые поэтому называют виртуальными частицами.

Принцип неопределенности напрямую связан с философской проблемой причинности (то есть причинно-следственной связи). Однако в науке судьба этой идеи оказалась иной, чем предполагали. Нередко можно прочесть, что принцип неопределенности показывает принципиальную невозможность получить точные научные ответы на то, что в действительности происходит в окружающем мире, и что все человеческие знания получены лишь благодаря непредсказуемым причудам Вселенной, когда следствие не определяется причиной».

И, наконец, появилась некая альтернатива детерминизму (интетерминизм) предполагающая: не всё в мире имеет причину. Базовые законы природы существуют благодаря принципу вероятности. Случайность есть равноправная, фундаментальная сущность, с помощью которой можно объяснить эволюционный характер природы. Также индетерминизм может служить доказательством  самодостаточности природы, а с другой стороны, настаивать на божественном происхождении мира.

Для нас же непосредственно это значит, что мы имеем полное право основываться сразу на трех основных принципах: провидении, закономерности и случайности. Поэтому в понятие «иные формы жизни» мы можем вправе включать и ангелов, и духов, и иные разумные цивилизации, и их объединения, и энергоинформационные  структуры, и все уфологичекие феномены, и ряд  древнейших цивилизаций Дальнего Космоса, и многое другое.

Ненаучное, или духовное знание всегда основано на образе, звучании, тональности, великом разнообразии вложенных друг в друга смыслов; это всегда проникновение в суть вещей, в котором главным является не форма, а содержание. Последнее же есть отражение всего того, ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В МИРОЗДАНИИ ИЛИ СОДЕРЖАТЬСЯ МОЖЕТ.

Возьмем, к примеру, ангельскую иерархию. Мы можем видеть в ней  религиозную конструкцию, а можем - онтологическую феноменологию, описывающую горизонталь и вертикаль Разумного Космоса. И в ней чрезвычайно много общего с метафизикой Аристотеля, гностицизмом  и неометафизикой Хавье;ра (Ксавье;ра) Суби;ри, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера.

Все они отстаивали первенство чувственного(духовного) постижения перед рассуждающим логосом (знанием). Первичное постижение актуализирует  (актуализация – превращение возможностей (потенций) в действительность) вещи, поскольку они реальны. Логос же представляет собой последующий («позднейший») модус постижения, позволяющий выразить единство, целостность и упорядоченность мира в понятиях реального или того, чем все вещи представлены «в реальности».

Такую же метафизику мы находим в каббалистической философии, мистике Э. Сведенборга «О Небесах, мире духов и аде», эзотерической «Розе Мира»  Д. Андреева и, наконец, в описании мироустройства современного исследователя А. Глаза. Поэтому есть смысл ознакомиться и с религиозным прочтением этой особой   супрафизической мировой структуры.

Итак: «Все ангелы разделены на три сферы в зависимости от близости их к Творцу и выполняемым им обязанностям. Никакой зависти, никакого деления на высших и низших, никакого подобострастия и чиноугодничества.

На Небе этого быть не может этого. Чины и степени ангельские – это как бы различные тона одной и той же гармонии, различные краски единой картины великого Художника–Творца. Различие ангелов – это различие звезд на небе голубом, различие цветов благоуханных на лугах зеленых; различие ангелов – это различие голосов в хоре стройном – различие, создающее гармонию, величие, красоту.

Разумам, пребывающим ниже Божественного, трудно представить себе такое невероятное существо, как Бог,  и тем более полюбить его. Поэтому мы говорим здесь о любви как о Неугасающем Священном Огне, освещающем вселенную. Таковы  Серафимы - пламенногорящая Любовь к Создателю. Однако для Херувимов Бог – светящаяся Премудрость; для Престолов Он – Царь Славы.

Для Господств (четвертый  ангельский чин) Бог есть Господь-Промыслитель. Преимущественно перед всеми другими чинами Господства созерцают Бога именно как Промыслителя, воспевают  Его попечение о мире: «усматривают и в море путь, и в волнах стезю Его крепкую».

Созерцая Бога как Промыслителя – Строителя мира, Господства научают людей  самоустроительству; открывают нам собственную душа, научают  заботиться о ней, промышлять о ней и воспитывать ее;  учат, как человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками и помыслами, утеснять плоть, давая простор духу.

Пятый чин ангельский – Силы. Преимущественно перед всеми другими чинами этот чин ангельский созерцает Бога как творящего многие силы или чудеса. Для Сил Бог – Чудотворец .

Шестой чин ангельский – Власти. Принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога как Всемогущего, «всякую власть имущаго на небеси и на земли».

Седьмой чин ангельский – Начала. Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». «Творец и Строитель мира Бог, – говорит учитель христианский Афинагор, – поставил некоторых из Ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нем, и над их устройством.

Восьмой чин – Архангелы. Этот чин определен для научения. Архангелы – это учители небесные. Чему же они учат? Учат они людей, как жизнь им свою устраивать по-Божьи, т. е. согласно с волей Божией.

Разные пути жизни предложат они человеку: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные роды службы. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы. Им открывает Творец волю Свою о человеке. Архангелы знают посему, что ожидает известного человека на том или другом отрезке его пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны; поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь, пригодный лишь для него.

Последний, девятый чин – Ангелы. Это самые близкие к нам Существа. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, направляют его на указываемый Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют и падающего поднимают.

Ангелы столь близки к нам, что почти слиты с нами и неотделимы от нас. Отовсюду нас окружают, отовсюду на нас смотрят, за каждым шагом нашим наблюдают.

Из числа Ангелов Господь, с момента нашего рождения, а потом и крещения, приставляет к каждому из нас еще особого Ангела, который называется Ангелом-Хранителем. Как правило, это Молодой Ангел, которому впервые поручается столь ответственная миссия. Живет он, подобно человеку, тоже как бы впервые.

Этот Ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Ангел-Хранитель – присный друг наш, незримый тихий собеседник, умелый и ласковый пресладостный утешитель. Одного лишь каждому из нас он желает – спасения души; к этому все заботы свои направляет он. И если видит нас пекущимися о благе и стремящимися на Небеса, радуется, если же видит во грехе и нас в нерадении, скорбит и плачет. Он же сопровождает нас на пути в Царствие Небесное и он же отчитывается за своего подопечного перед строгими наставниками». (Св. Денисий Ареопагит).

Пока отставим в сторону религиозные убеждения. Не потому, что они плохи, отсталы, неубедительны или негодны в реальной жизни. Просто посмотрим на это несколько с другой стороны, ибо истина, как и всегда многолика, а в мире нет ничего невозможного.

Итак, перед нами три сферы нематериальной жизни - Верхняя, Средняя и Нижняя. В нашем сегодняшнем понимании Первая - это Древние, могущественные формы жизни, Цивилизации Дальнего Космоса; Вторые - Цивилизации Галактические и их объединения и, наконец, Солярные Эгрегоры, миры Солнечных Систем.

Согласно христианскому учению, духовные формы жизни не обязательно схожи с человеком; по-настоящему это можно сказать только об Ангелах. Еще есть Огненные Колеса (Престолы), Шестикрылые Серафимы и антропоморфные существа с птичьими головами. Каждый вид этой жизни исполняет свои обязанности во благо всего обитаемого мира, однако самое главное - ЭТО ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ  ТВОРЦА.

Сразу вспоминается знаменитый роман О. Стеблдона «Создатель Звезд», в котором автор утверждает: «Никогда не поверю и никто не убедит меня в том, что во всем огромном космосе существовала хотя бы одна раса разумных существ, не имевшая  никакого представления о Боге- Творце. Более того, я абсолютно уверен - у каждой разумной формы жизни был свой собственный Иисус».

О «сатанинских» формах жизни здесь говорить не будем. Главное, что их не отрицают ни мифология, ни религия. Что же касается космических форм жизни и их объединений, очень рекомендую ознакомиться с книгой А. Зорева «За окраиной мира, бытия и сознания».

Согласитесь, все это чрезвычайно интересно. И не просто интересно, но и весьма полезно. Особенно, если мы при произнесении слов религия, Бог, ангелы, а заодно и «цивилизации Ближнего и Дальнего Космоса» перестанем скептически улыбаться, а попробуем разобраться в сути вопроса. И тогда подумаем:

Почему, говоря об ангелах, мы должны опираться лишь на религиозное и эзотерическое? Почему не поискать этих Хранителей в истории земных цивилизаций, в нашей генетической памяти, в реальной жизни среди людей, друзей и родственников, сестер и братьев; в мирах искусства и культуры, в самых странных и загадочных обстоятельствах наших встреч и расставаний? И даже среди представителей «второй реальности» - тонких миров Земли?

Не могу удержаться от того, чтобы не привести весьма памятный разговор, имевший место в 2003 году.

«Возможно, мы  пришли сюда когда-то и откуда-то, но за многие тысячелетия настолько срослись с Землей и земным человечеством, что стали с ним единым целым. У нас теперь единая судьба, и мы чувствуем себя здесь более «своими», чем с прежними «своими», ставшими для нас «чужими». Поэтому мы очень хорошо знакомы с тем, что «ниже нас», но значительно хуже с тем, что «выше» нас.

Начиная с определенных уровней, мы становимся  вашими друзьями, единомышленниками; если хотите, братьями, родственниками, но чем выше вы поднимаетесь, тем труднее нам быть проводниками, учителями, наставниками. И, возможно, наступит такой день, когда вы перестанете слышать нас. И все же мы останемся с вами потому, что вместе идти намного лучше, чем по отдельности. И расти будем тоже вместе. Не потому, что это наша обязанность, и не потому, что мы используем вас в собственных целях, но потому, что так устроен мир.

И когда вы (а, значит, и мы) дорастем до более высокого сознания, у нас всех появятся Учителя, относящиеся к области истинных Светлых Сил. Однако любовь наша останется с вами и пребудет в вас вечно, ибо мы так устроены или кто-то устроил нас именно так, а не иначе…

Это верно, что эволюция может идти только на Земле, но это лишь до тех пор, пока Земля, ее «тонкие планы» со всеми их обитателями, и человек не станут единым целым. Пока не поверят друг другу и не полюбят друг друга.
По-настоящему, а  не так, как это делается сейчас в человеческом мире. И еще потому, что на Землю всегда сходили аватары, предтечи, предстоятели, а потом появлялись такие, как вы — их потомки.

Для нас, обитателей «тонких миров», как вы говорите, такие люди, научившиеся жить в нескольких мирах одновременно, большая радость и великая надежда. А все неприятности, недоразумения, сомнения и колебания, большие и малые падения, которые с вами постоянно происходят — это не более чем болезни роста…

Так что, дорогой наш брат-человек, передай душе своей, чтобы она так не беспокоилась за тебя, а просто помогла пережить самые тяжелые времена. А мы всегда помогали ей и будем помогать и далее. Ведь она наша младшенькая,  поэтому и самая любимая… Если не понял, о чем речь - перечти свой «Один день души»…

Все вышеизложенное уже  не вопрос веры или знания; это прямой опыт; однако это то, что можно увидеть либо с запредельной высоты, либо погрузившись в столь же запредельные глубины. Да что там говорить…

Вот Братья наши меньшие. Они явно предшествовали нам; они эволюционно старше (как и ангелы), мы просто ПОШЛИ ДАЛЬШЕ, а они либо остановились, либо продвигаются слишком медленно. Однако не исключено, что в случае глобальной катастрофы именно они, эти МЕНЬШИЕ, и примут у нас эстафету жизни.

Знание это содержится  во многих древних источниках; например в каббале мир Ецира, третье царство, третья корона представляет собой Хайот Ха Кадош - Священные Животные. В то время как человечество, Ишим, является самым последним в цепи миров! В человеческой истории это воплотилось в анимизме и тотемизме (тотемизм - феномен, под которым чаще всего подразумевают одну из древнейших форм первобытной религии).

Этим термином обычно обозначают деление племени на группы, связанные родством по мужской или по женской линии, причем каждая из таких групп верит в свое родство с тотемом - животным (сыновья койота, сыновья ворона и пр.), реже растением (сыновья кукурузного початка), неодушевленным предметом или даже природным явлением (дети Огня, дочери Тихой Воды, сыновья Грома) и т.д.

Но и это не все!  В системе каббалистических миров 10 составляющих третьего  мира, мира Ецира, становятся духовным миром Зодиака, находящимся за видимой лентой созвездий. А уж там «священных животных» предостаточно!

Поэтому и «Сыновья Большой Медведицы» - не только те, чьим тотемом является животное Медведь, но в первую очередь дети духа Великого Созвездия. То же и Дети Ориона и его главной звезды - Сириуса. Есть такое центральноафриканское племя - дагоны. Они обладают совершенно невозможными и невероятными космическими знаниями, ничуть не уступающим современным. Объем этих знаний таков, что никакого разумного объяснения этому феномену не существует. Сами же дагоны абсолютно убеждены в том, что Сириус не только их духовный покровитель, но и истинная родина…

Родовой тотем обычно запрещено убивать и употреблять в пищу (иногда даже избегают встречаться и как-либо соприкасаться с ним), он считается мистическим покровителем данной группы, на него можно воздействовать с помощью определенных магических приемов.

Для нас главным здесь является  духовно-мистическая составляющая, в которой сохраняется и поддерживается память о временах Единого Мира, известного нам под именем Эдема, а в современном прочтении - Мира Радуги. Еще мы знаем, что в Эдеме не было ни убийств, ни пожирания плоти, ни старших или младших братьев. Не было и жертв.

Все это появилось лишь после изгнания людей на Землю. И какая-то часть животных, птиц, рыб и гадов стала жить сама по себе, какая-то рядом с людьми, а какая-то, сохранившая верность древнему завету «Мы одной крови, ты и я»,  остались вместе с людьми. Стала помощниками, соработниками, хранителями и защитниками.

Возможно, именно поэтому в любом фантастическом произведении, в том числе и ЛИТРПГ, непременно присутствуют ПЕТЫ - питомцы, любимцы и воспитанники. Они остаются сами собой и в то же время получают  все то, чего им в земной жизни так не хватало… Можно сказать, что человек одаривает их частью своей души, своего разума, а еще - НЕРАСТРАЧЕННОЙ ЛЮБОВЬЮ. И не потому, что так принято, а потому что одаривать, любить и воспитывать - важнейшая потребность человека Единого Мира. В Изумрудной Скрижали об этом сказано так:

«Каждая вещь должна породить Единое через его принятие и к нему приспособление. Ветер носил её в своём чреве, Земля её кормилица, Огонь - ее пища. Сила её остаётся цельной (неизрасходованной), когда она превращается в то или иное».

И не надо задирать голову к небесам, чтобы увидеть и позвать наших древних братьев по крови и праву рождения. Вот они, рядом с нами, удивительные и загадочные существа, Священные Животные, долг наш перед которыми все растет и растет… К счастью сегодня это понимают очень и очень многие.

Как понимают и другое - принципы всеобщей взаимосвязанности, взаимоопределяемости и преемственности ставит перед нами задачу объединения всего разрозненного в единое целое. А далее уже сам Единый Мир будет искать (и находить!) для решения своих задач представителей всех разумных форм жизни, и не только людей.

Что же касается эволюционистов и креационистов… Сошлюсь на мнение виднейшего представителя  когнитивных наук проф. Т. Черниговской: «Когда Гагарин полетел вокруг Земли, его спрашивали: «Бога видел?». «Ну вот, Бога нет, потому что его Гагарин не видел». А как Он должен был явить себя человеку? Он что, должен был сидеть на облаке, Еву лепить? Что Он должен был сделать такого, чтобы ему поверили?

Вам мало того, что на атомы и молекулы все не разваливается, а продолжает существовать в единстве и во множестве? Вам что еще надо? А то, что эта вселенная разумно функционирует и продолжает развиваться - это не чудо? Какие вам нужны еще чудеса? А эволюцию вообще кто запустил? Главное — включить, а дальше — пускай развивается. Вроде самостоятельно, и в то же время под контролем и наблюдением»…

Чтобы понять это, не надо быть великим мыслителем, ученым или поэтом. И у каждого может наступить просветление или озарение. Или момент истины. Просветление — это сознание, воспринимающее себя как единое целое. Оно осознает, что является совокупностью всего. Что индивидуальное - часть  Общего, единого с ним, как едины течения воды в океане. Между ними нет разницы
 — вода везде одинакова, но течения нельзя перепутать, хоть это и всё та же вода.

Господа психологи трагически ошибаются, возводя непреодолимые стены между сознание индивидуальным, внутренним и всеобщим, наружным. Поэтому и считают, что все, происходящее во внутреннем мире, каким бы странным и невероятным оно ни казалось, есть исключительно его суверенное, личное дело. И чтобы выйти за его пределы, надо ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КАК-ТО И КУДА-ТО ВЫХОДИТЬ.

Это традиционный, чисто механический подход, прекрасно работающий в физическом мире. Вот я здесь и сейчас, в этой стране, городе, собственной личности. А вот я взял билет и поехал, например, в Египет, где все по-другому, все  не так, не то и не о том.

И не задумываюсь о том, что я все равно остаюсь в пределах общего, т.е. единой земной реальности. То же самое в отношении индивидуального, коллективного или космического сознания. Нет ни малейшей надобности искать научное доказательство существования второго и третьего; нет необходимости гадать, происходит то или иное «на самом деле» или мною придумано. Все дело в установке; как только она изменяется, изменяется и спектр реальностей, и время, и движение, и его скорость, и его направление. Ибо такова суть Единого Мира.

И не надо бесконечно искать, не надо «уходить, чтобы возвращаться», не надо открывать то, что давно в тебе и что есть ты сам. Нынешняя интеллектуальная традиция утверждает: «Есть только реальность осознанности, внутри которой возникают и растворяются явления, процессы, события, складываясь в потоки, как подводные течения в морях и океанах. Течению никогда не надо открывать в себе воду — оно уже вода и всегда ею и было».

Суть движенья и время покоя -
Не надмирность…
Чтоб знать и творить,
Мало выжить и
выйти  из  боя,
И уйти, и опять всё забыть…

Жизнь торопит. Не время прощаться…
Всё есть вечность – огонь и вода,
Дух и небо… Куда возвращаться?
Надо БЫТЬ. ПРОСТО БЫТЬ. НАВСЕГДА.

И в то же время духовная интуиция подсказывает нам, что подобное безликое восприятие существенно уменьшает наши возможности и не позволяет идти дальше. И если мы присмотримся к той же воде, то окажется, что она не просто течения, океаны и реки. Это живая основа всеобщей жизни, но не личная, а  надличная.

Люди пытаются понять эту тайну многие тысячелетия, постоянно пребывая между личным и безличным, Богом Человеческим и Богом Трансцендентным. И именно осознание неистинности этой двойственности существования послужило причиной введения «третьей реальности» - Бога Святого Духа. Остается только поражаться  этой невероятной интуиции и горевать о том, что ныне все профанировалось и  существенно исказилось.

Поэтому и вполне закономерной и своевременной явилась идея выхода за пределы обычного пространства-времени с их пониманием и переживанием жизни и смерти, а трансценденция времени открыла путь в вечность.

Поэтому пришлось отказаться от самоопределения через утверждение «с этой точки зрения…», «эта сторона бытия», «согласно этой позиции», «согласно этому учению» и т.д. А заодно перестать декларировать: «Я как убежденный материалист, ученый, эзотерик, христианин, поэт, мыслитель, музыкант, композитор, математик, экономист, политик и прочее). Потому что это ФУНКЦИЯ,  А НЕ ИСТИННАЯ СУТЬ. ЭТО МАЙЯ, НО НИКАК НЕ ЛИЛА, о которых мы говорили в прошлой главе.

И как только вы «обозначите себя», как только примете одну из сторон за всеобщее, как только примете какую-либо позицию, вы немедленно подвергаетесь самоограничению, вы теряете свободу, вы перестаете мыслить и - (в определенной степени) - существовать. Вы уже не творец, а раб, арендатор или наемный рабочий.

Как устроено наше восприятие и его умственная интерпретация? Подобно микроскопу: вот мы настраиваем инструмент на определенный уровень восприятия и видим что-то одно. Все остальное как бы перестает существовать, хотя безусловно существует. Вот меняем настройку – и перед нами последовательно проходят целые пласты реальностей, которые (опять-таки!) есть одна–единая реальность.

Однако охватить все единым взором наш разум просто не в силах; он привык разделять, анализировать и лишь потом «собирать» все заново. И не просто собирать, но и неизбежно добавлять нечто свое. Для понимания же Единого необходимо иное умение, иная способность - мгновенного всеохватного, многопланового, многоуровневого проникновения в «суть вещей». Происходить это должно не на уровне разума (ибо он на это не способен), а на уровне сознания.

Суть же расколотого мира основана именно на этом тотальном разграничении и разделении. Есть множество конкурирующих точек зрения, взглядов на проблему,  противостоянии систем представлений, догматов и символов веры. Нормальному человеческому разуму никогда не охватить всего этого!

Не увидеть во множестве единого; мир будет расколот на множество фрагментов. Разуму придется ограничить себя какой-либо одной стороной существования или принять постулат «В мире нет ничего невозможного». Что согласно герметической философии означает: «А значит, и возможного нет тоже». ИБО «Всё двойственно, всё имеет полюса. Всё имеет свой антипод. Противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Все истины ни что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить. Крайности соприкасаются и переходят одна в другую».

Этот участок пути - один из самых сложных и опасных. Малейшая ошибка - и вы попадаете в Колесо Сансары, замкнутое пространство или бессмысленную петлю времени, тот самый путь «Из Брешии в Брешию» Э.М. Ремарка. Именно так человек и приходит к концепции небытия. Из жизни в смерть, из смерти в жизнь - и так до бесконечности.

На самом же деле пары Жизнь-Смерть, существование-несуществование - это противоположности, при столкновении которых рождается не НЕБЫТИЕ, А ИНОБЫТИЕ. А это все в корне меняет…

Вот наш Дом. Для многих это место отдохновения, укрытие от жизненных невзгод, крыша над головой. Место, где мы спим, готовим  пищу, принимаем гостей. А вот как это выглядит с точки зрения Единого Мира:

«Мой Дом - это я! Это та часть всеобщего, которую я не просто взял взаймы или в аренду.

НЕТ, Я ЕГО СОЗДАЛ, Я ЕГО РОДИЛ И ДАЛ ИМЕНА ВСЕМУ, ЧТО НАХОДИТСЯ В НЕМ. Я ВДОХНУЛ В НЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ОН ДУШЕЮ ЖИВОЮ.

И КНИГИ, ЖИВУЩИЕ В НЕМ - ЭТО Я, И ИГРУШКИ, И КАРТИНЫ, И ВИДЕОЗАПИСИ, И СТЕНЫ, И ОКНА, И СУЩЕСТВА И СУЩНОСТИ, ПРИГЛАШЕННЫЕ ИЛИ ПРИШЕДШИЕ  СЮДА САМИ - ВСЕ ЭТО Я. ОДИН БОЛЬШОЙ И ЕДИНЫЙ Я.

И ДАЖЕ КОГДА ГОВОРЮ О ЗЕМЛЕ КАК О НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ, ТО ВСЕ РАВНО ЭТО Я, ОДИН И ТОТ ЖЕ Я. МЫ ЕДИНЫ И НЕРАЗДЕЛИМЫ; Я ЕСТЬ ОНИ, И ОНИ ЕСТЬ Я, И ВСЁ ЕСТЬ МЫ».

Великий суфийский мастер РУМИ говорил об этом так:

«О люди! Не осталось на свете влюбленных, кроме меня... Только меня можно назвать верующим, христианским отшельником, просветленным буддистом. Огонь вина, кравчий, философ и математик, поэт, арфа и музыка, свеча, кубок и радость бытия – все это я...

Семьдесят две веры и секты – это я! Земля и воздух, вода и огонь, тело и душа – и это я! Истина и ложь, добро и зло, легкость и трудность, знание и изучение, благочестие и вера – это я!

О люди, слушайте – даже небо и все, что есть на нем – ангелы, демоны, пери, джинны и все ушедшие люди – это я! Это все – один огромный я!  Ибо душа моя была опьянена вином бессмертия еще до того, как в мире появились люди, сады, виноградная лоза и вино жизни...»

Сегодня каждому образованному человеку знакомо понятие ноосферы. Обычно под этим понимается сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Вернадский исходил из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космической материи. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Концепция эта на протяжении почти ста лет пережила множество катаклизмов, принималась, отвергалась и дополнялась. Первоначально декларируемая как Сфера Разума, она впитала в себя и понятие био, и техно, и идео, и социосфер, а затем вынуждена была обратиться к феномену сознания и информационной теории.

Пожалуй, это была первая вполне успешная попытка преодоления противоречий между материалистической и религиозно-философской картиной мира, а также предположила ее особую динамику эволюционного развития. И когда мы говорим о ноосферной теории, мы должны отчетливо понимать ее прямое родство именно с концепцией Единого Мира.

Здесь акад. Вернадский выступает как МЫСЛИТЕЛЬ, как достойный представитель Сферы Разума. А она далека и от религии, и от оккультизма, и от субъективного идеализма и, безусловно, от  марксистско-ленинской идеологии. Для последней  же само понятие РАЗУМА уже представляет нешуточную угрозу. Хотите убедиться?

«Учение Вернадского о ноосфере» носит разрозненный, в основном социально-политический, иногда спекулятивный характер, без определённого концептуального стержня. Фактически это и породило ту легковесность, которая дала возможность  построения неких «иных  миров».

«Концепция Ноосферы как Общества Разума  по самой сути своей глубоко религиозна и поэтому  утопична».

«Учение о ноосфере утопическая и научно несостоятельная идея»

«Ноосфера как гармония — сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае на земле. В основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм».

«Квази религиозная и религиозно-политической идеология ноосферизма имеет тесные связи с оккультно-религиозным учением «русского космизма», а также  с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов»

«Ноосферизм есть сциентистская интеллектуальная традиция, канонизировавшая  личность покойного академика В. Вернадского» и ставшая одной из самой влиятельной из гражданских религий современной России».

Было бы понятно, если бы речь шла о предыдущих концепциях, например   
эволюционная модели Леруа и Тейяра де Шардена, развивающей идеи неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема остается одной и той же.

Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума, а оттуда в сферу Духа .

Нечто подобное утверждает и акад. В.Вернадский. Однако спорить с приведенными выше оценками бесполезно. Ибо все здесь до боли знакомо - и  этот казенный суконный язык, и линейное плоскостное мышление, и всевластие парткомов, хозактивов и научных советов, и особые «печати», которыми следует «заклеймить», «обуздать», «наказать»…

Слова-оскорбления: «религиозное», «оккультное», «идеалистическое», «интеллектуальное», «утопическое», «псевдонаучное» - быстро превращающиеся в серьезные обвинения с весьма опасными последствиями.

Еще раз - НЕ НАДО спорить об этом и изо всех сил доказывать свою правоту. А вот ЗНАТЬ об этом надо. Ибо - увы! - это тоже одна из сторон Общего мира, сторона темная, неразвитая, агрессивная. И тем не менее следует поучиться у духовного знания отличать греховность, неправедность и невежественность от одержимости и фанатизма любого толка.

***