Воспоминания о пионерских лагерях советского союза

Виктор Бровков
В пионерские лагеря я начал ездить с пяти лет.
Моя мама работала в школах с 1949 года. Сначала пионервожатой в посёлке Муйнак в Каракалпакии, где я родился на берегу Аральского моря, а затем в разных школах города Ташкента преподавателем математики и физики. А с 1958 года и почти до самой смерти в школе № 53 города Ташкента, которую курировал Ташкентский аэропорт. Каждое лето учителя школы выезжали в пионерские лагеря в качестве воспитателей. У аэропорта в горох Чимгана было два пионерских лагеря на балансе. Это были пионерские лагеря «Имени Маресьева» и пионерский лагерь «Авиатор». Надо сказать, что это были замечательные лагеря, оборудованные всем необходимым, и расположенные недалеко друг от друга. Учителя работали по одной, две смены сменяя друг друга. И только директора лагерей работали все три смены по 28 дней. В силу того что меня не с кем было оставлять дома, так-как отец работал авиатехником и постоянно находился в командировках, то и я вместе с мамой ездил в эти пионерские лагеря. В первый раз я поехал в пионерлагерь «Авиатор» в пять лет в самую младшую дошкольную группу. Мама была воспитателем в старших группах и меня только изредка проведывала. Полная самостоятельность в пять лет. Класс! Я сам себя обеспечивал. И стирал свои майки и трусики и помогал это делать другим «Неумехам», до этого жившим под контролем своих пап и мам. А я это научился делать еще до лагеря. Конечно «Постирушки» были на контроле у воспитательницы и пионервожатой и под их непосредственным руководством. Но это уже были первые навыки  самостоятельного труда. Смена пролетала быстро. По горну-«Вставай-вставай, постели заправляй»- мы просыпались, заправляли свои койки, умывались в рукомойниках и бежали на общую большую площадку, где выстраивались все отряды для проведения физзарядки под руководством лагерного физрука, а затем проводилась ежедневная линейка. Где поздравляли с Днём рождения именинников, и зачитывался распорядок дня и проводимые в этот день мероприятия. Затем мы ещё раз мыли руки и спускались в столовую, располагающуюся на специально срытой в склоне горы площадке. Пионерский лагерь располагался на берегу горной речки на возвышенности среди деревьев с грецкими орехами и грушевыми и яблоневыми деревьями. А на спуске к этой речке, около которой был построен бассейн для купания и находилась столовая. Кормили очень вкусно и сытно. А готовили пищу нам дипломированные повара из аэропортовского ресторана и столовой. Потом были разные игры и спортивные соревнования Перед дневным «Тихим часом» обязательно купались в бассейне, с девчачьим визгом, мальчиковым хохотом, и обязательным плесканием водой друг в друга. Старшие группы почти каждый день ходили в походы в горы. Ох и завидовали же мы им!  И всё время уговаривали и наших воспитательницу и вожатую сходить в поход с нами. И уговорили!!! Однажды уже к концу смены две младших группы объединили. И под руководством физрука и двух пионервожатых мы пошли в гости в соседний пионерлагерь «Имени Маресьева». Ох и здорово там было. Мы встретились с друзьями из авиагородка отдыхавшими в нём. Провели шуточные соревнования, бег в мешках, эстафета с перепрыгиванием друг через друга как через козлика, и просто забеги на время. Болели каждый за свой пионерлагерь. Н о как всегда- «Победила дружба» Потом был совместный обед в их столовой с огромным яблочным пирогом, испечённым специально к нашему приходу. В общем было здорово  В конце смены никто не хотел уезжать из лагеря. Так там  было весело.. Режим дня, вкусная еда со свежими овощами и фруктами, и чистые горные воздух и вода давали заряд бодрости и здоровья на весь год!!!
Потом я каждый год до четвёртого класса с удовольствием ездил в оба эти пионерские лагеря, даже когда мама там не работала.
Для тех ребят, которые не попадали в загородные пионерские лагеря, на базе Парка Железнодорожников, и Клуба ГА в нашем авиагородке открывались городские оздоровительные пионерские лагеря. После четвёртого и пятого классов я отдыхал в них. Тоже было весело. Но за городом лучше. На ночь мы уходили спать домой. А ведь в загородных лагерях ночь была тоже весёлой, с разными приколами. Ребята рисовали зубной пастой на лицах спящих девчонок разные закорючки, а в отместку девчонки разукрашивали мальчишек. А утром все ржали друг над другом. И всё было без обид.
После окончания седьмого класса по рекомендации нашей школьной комсомольской организации я поехал работать помощником вожатого на одну смену в Международный пионерский лагерь имени В И Ленина, расположенный в предгорье Чимгана в курортном местечке Узун- Агач. Вот там я познал как тяжело работать с детьми, особенно, когда приболела воспитательница и мы с вожатым остались на 30 детей младшей группы одни на целую неделю. Но ничего. Справились. Дети в возрасте от 7 до 10 лет, не очень хотели слушаться нас, тем более, что я был всего на пять лет старше них, а вожатый на пару лет старше меня. Но мы старались и завоевали авторитет у девочек и мальчиков, и они затем слушали нас даже больше чем воспитательницу. Зато с какой гордостью я принёс домой свою первую официальную зарплату в 45 рублей. Мне даже предложили остаться на следующую смену. И я бы остался, но отец уехал в Киев учиться на инженера и мне пришлось вернуться в Ташкент.
Зато после окончания девятого класса по направлению ЦК ЛКСМ Узбекистана меня направили в этот же пионерский лагерь вместе с моей одноклассницей полноправными вожатыми на все три смены с заработной платой аж в девяносто пять рублей в месяц. Меня к мальчикам средней группы, а её к девочкам. Естественно все мероприятия мы планировали и проводили совместно, после одобрения дирекции пионерского лагеря. Мы даже один раз вывозили ребят в наш старый пионерский лагерь «Имени Маресьева» в горы Чимган с ночёвкой. Перед этим конечно договорившись с директором этого лагеря. А директором была моя мама.  Дети были в восторге. А все остальные дети из других отрядов просто завидовали  нашим. Но и отдыхали мы тоже не плохо. «В мёртвый час» по очереди плескались в минеральной воде бассейна. Вечером танцевали на дискотеках и со своими детьми и с другими вожатыми. А они все были старше нас, после второго курса Педагогического института, но разницы в возрасте мы не ощущали. Все помогали друг другу и проводили совместные мероприятия и походы по предместью Чимганских гор, и экскурсии по музеям Ташкента.
А дети были действительно со всего СССР и братских стран. У меня даже было два мальчика негра из Конго. И никакого расизма!!! Все были друзьями. У меня только были проблемы с языком общения с этими ребятами. Я в школе учил немецкий язык, а они говорили по французски, но мне сначала помогала вожатая из другого отряда, а потом мы научились общаться с помощью русского языка и жестов и хорошо понимали друг друга, а с ребятами они вообще сразу подружились.
Моя одноклассница после окончания школы поступила в Педагогический институт и тоже до пенсии проработала учительницей русского языка и литературы. Мы с ней и сейчас переписываемся.
Вот так отдыхали и работали в пионерских лагерях нашей Родины СССР.
Хорошее было время. И в памяти оно осталось на всю жизнь.
.