6. Жизнь, разум, сознание. А что дальше?

Фокас Владимир
Переход к этому разделу я бы предварил следующим:

«Движение эволюции всегда направлено вверх, однако это движение идет по медленно восходящей спирали, а не взлетает по прямой линии. Процесс производит впечатление серий подъемов и спусков, но всегда сохраняет вектор движения «вперед-вверх». И если движение на время останавливается или поворачивается вспять, то затем появляется в новых формах, адекватных новым временам и пространствам.

Неверно думать, что после серии мощных духовных переживаний и потрясений человек сразу становится совершенной личностью. Это значило бы выдвигать требование, удовлетворить которое природа не в  силах. Супраментальная и духовная жизнь - это постепенный рост, а не внезапное и необъяснимое чудо.

Идеал здесь - полная трансформация всей природы человека, совершенство, совершенное насколько это вообще возможно. Это обширное поле эволюции, огромное царство, потенциально более широкое, чем другие царства под ним и над ним, сотни областей, тысячи типов, стадий, форм, путей, вариаций духовного идеала и степеней духовного прогресса. Лишь осознав это, человек сможет понять Истинное в прошлом и Истинное в будущем». (Шри Ауробиндо).

Итак, жизнь и разум… Первое, о чем следует сказать: личность как индивидуальное сознание и социум как коллективное сознание выстроены по принципу иерархической пирамиды, на вершине которой неизбежно оказывается все самое сильное и жизнеспособное. Подчеркнем: самое сильное и жизнеспособное на данном эволюционном этапе. 

Основанием пирамиды служат архидревние структуры - инстинкты выживания, продолжения рода и различные приспособительные и регулирующие  механизмы - защиты, нападения, мимикрии. Есть БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ, но еще нет четко сформулированного понятия ВЛАСТИ.

Альфа–самец (или самка) - это еще не властная, а скорее силовая структура. Нет и не может быть ее передачи по наследству. Истинное понимание власти приходит только после пробуждения разума, когда власть становится самоцелью, самой желанной и всеобъемлющей потребностью. И почти сразу за исторически крайне малый срок власть эта удваивается или разделяется на две ветви: семейную, родовую, племенную, и предрелигиозную – власть жреца, шамана, друида, черного или белого колдуна.

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с описания мироустройства, основанного на восточной традиции. Следует подчеркнуть, что она имеет с западной (исторической) и современной (научной) космогонией чрезвычайно много общего, кардинально отличаясь от христианской модели.

Наука предполагает, что религии зародились не столько с анимизма, сколько  с мистицизма. Вера в необычное, сверхъестественное появилась 150-200 тысяч лет назад, а может быть, и куда раньше. Об этом свидетельствуют археологические находки: наскальные рисунки, бытовые предметы первобытных людей. Следующим этапом взросления человека явилось реализация в его сознании понятий  жизненного (витального) и разумного (ментального) принципов Универсума.

Собственно витал есть жизненная сила, действующая в рамках своей собственной природы, импульсов, эмоций, чувств, желаний, устремлений и сконцентрированная вокруг внешнего тела эмоций. В то же время существует и внутренний витал, которому присущи высшие или психические чувства, ощущения, эмоции или интуитивные устремления и импульсы души. .

Витальное следует отличать от разумного, хотя витальному и присущ определенный элемент разума. Витальность представляет собой жизненную природу, состоящую из желаний, ощущений, чувств, страстей, динамических энергий, реакций тела на определенные импульсы и целого комплекса собственнических и связанных с ним инстинктов, таких как гнев, страх, жадность, похоть и пр., принадлежащих к этой сфере бытия.

Разумность и витальность трудно разграничить на уровне поверхностного  сознания, хотя они и являются по сути совершенно различными силами. Лишь за пределами обыденного поверхностного сознания можно увидеть, чем они отличаются друг от друга, осознать их разницу и с помощью этого видения и понимания научиться отличать одно от другого.

Таким образом, первичная витальность призвана обеспечивать основные  потребности существования живого существа и лишь много позже приобретает форму ЖЕЛАНИЯ. Ибо для того, чтобы чего-то «желать», надо это желание осознать, осмыслить, спланировать и привести в исполнение. А это без помощи разума сделать невозможно.

Под высшим витальным обычно подразумевается союз витального разума и эмоционального существа. Последнее не просто аккумулятор той или иной энергии; это именно СУЩЕСТВО как составная часть реально существующего человека. Его реакции на различные ситуации и обстоятельства могут простираться от аффекта - психофизиологического процесса взрывного характера, характеризующегося кратковременностью и высокой интенсивностью до чувств и, наконец, эмоций.

Аффект обслуживает потребность, чувство - желание, а эмоция есть
уже психический процесс достаточной продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Причем эмоции эти могут быть пережиты еще ДО совершения
определенного физического действия, т.е. на уровне внутреннего витала и ментала.

Гораздо сложнее обстоит дело с понятием разума и разумности. Единого,  общепринятого определения этих категорий нет и, видимо, быть не может. Поэтому в интересах нашего исследования остановимся на следующем:

РАЗУМ – это процесс взаимодействия духовной сущности , жизненности  и физического ума, это область их совместной деятельности. Разум является коммутатором между духовной сущностью и физическим миром. Здесь он проявляет себя как способность к предметному, абстрактному, образному и речевому  мышлению. Морфологически разум «привязан» к центральной нервной системе.

Разумность определяется как способность души к управлению всем многообразием собственного существования и зависит от количества накопленной информации (опыта) не только своего личного, но и общего.

На уровне ментального сознания АТМАН как  вечная, неизменная духовная сущность, Абсолют, осознающий своё собственное существование, становится ментальным существом, Маномайя Пуруша.

ДУША, пребывающая в сфере РАЗУМА и использующая жизнь и тело в качестве своих орудий, не подчиняясь им и не попадая в зависимость от них, познает себя как ментальное существо, которое проявляет и выстраивает свою разумную жизнь с ее силами и образами на тонком ментальном уровне, в соответствии с его индивидуальным знанием, волей и динамическими импульсами, обусловленными его отношением к другим подобным существам и силам универсального разума.

Когда мы отождествляем себя с душой, то обнаруживаем, что представляем собой не разум, но ментальное существо, стоящее за всеми действиями и проявлениями воплощенного разума. ИНТЕЛЛЕКТ, или способность к пониманию, есть изначальный и доминирующий принцип ментального существа. Ментальное существо, принадлежащее миру Разума, является средоточием интеллекта и его проявлением как в плане восприятия, так и в плане самовыражения.

И, наконец, то, что завершает построение человеческой вертикали - Психическое Существо. Психическое существо – это особая  реальность, раскрывающая остальную природу истинному свету. Ум может раскрыться к своим собственным высшим пределам; может успокоить себя и расшириться в Имперсональное; может также одухотворить себя в некоего рода статичном освобождении, или Нирване. Но супраментальная истина, Истина-Знание, не может найти достаточного фундамента лишь в одном одухотворенном разуме.

Если глубочайшая сущность пробуждена, если есть новое рождение из просто ментального, витального и физического сознания в психическое сознание, тогда эта работа будет сделана. В противном случае (одной силой ума или какой-либо другой части) сделать это невозможно.

Если есть отказ от нового психического рождения  из-за  привязанности к интеллектуальному знанию, ментальным идеям, механическому конструированию или каким-то витальным потребностям, тогда в финале, скорее всего, ждет неудача.

Именно такая интерпретация психического дает нам куда больший простор для открытия природы мира, самопознания и самореализации, чем все нынешние психологические теории.

Теперь о сознании. В теории познания принято выделять индивидуальное и общественное сознание. Массовое сознание и общественное сознание есть необходимая и специфическая сторона социальной действительности; оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер. Это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности.

Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает  в качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и вообще все,  имеющие статус общественного сознания.

Индивидуальное сознание ; это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида.

Кроме того, оно есть глубокое историческое и культурное осознание, а онтогенез личности есть процесс социализации, основанный на присвоении социально значимых духовных ценностей. Это тот случай, когда ОБЩЕСТВЕННОЕ НЕИЗБЕЖНО И НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ СТАНОВИТСЯ СВОИМ, ЛИЧНЫМ.

Таким образом, индивидуальное сознание соборно в том смысле, что  пронизано, организовано, насыщено общественным сознанием. Однако индивидуальное
сознание в ряде случаев может быть куда тоньше, выше, «многомернее» и богаче, чем сознание общественное.

Оно способно содержать в себе такие новые идеи, представления, оценки, которые отсутствуют в содержании общественного сознания и лишь со временем могут войти в него. Общественное сознание, рассматриваемое в плане его содержания, фиксировано в "социальной памяти" как необходимое условие его "живого" бытия во множестве индивидуальных сознаний.

Одной из важнейших характеристик сознания является  идеальность. Эта характеристика основана на гносеологическом противоречии идеального и материального. Дело в том, что образ, создаваемый в голове человека, не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне человека, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу.

ИДЕАЛЬНОЕ – особая реальность, определяющая  способ  и закон существования объекта в психическом мире и принимающая самое деятельное участие в самых глубинных областях сознания человека. Сознание есть субъективный образ объективного мира. Когда мы говорим о субъективности сознания, то мы прежде всего имеем в виду, что оно представляет не искаженное отражение действительности, а то, что отражение идет в формах сознания человека.

Идеальное всегда обладает материальным носителем, в качестве которого выступает не только его нервно-мозговой субстрат, но и выработанные в процессе исторического развития человека феномены культуры (например, язык и другие знаковые системы).

В системе культуры и благодаря создаваемым ею продуктам (особенно продуктам искусства) формируются различные формы идеального, которые не зависят от индивидуального сознания, однако вне деятельности человека, способного их воспринимать и созерцать,  существовать не могут. Возникая и развиваясь в недрах социальной практики, идеальное не только порождается материальным, но и наоборот, т.е. способно активно его преобразовывать.

В теории духовной эволюции об этом сказано так:

«Сознание - это не только осознание себя и вещей; оно обладает  немалой динамической и творческой энергией. Сознание индивидуума - всегда часть Космического, но обычно оно ощущает себя как отдельное существо. Однако существенная часть того, что содержится в нем, приходит именно из Космического Сознания. Сломав разделяющую их преграду, человек начинает осознавать себя как Космическую Сущность, ибо в индивидууме нет ничего такого, ЧЕГО БЫ НЕ БЫЛО В КОСМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МАТЕРИИ.

Космичность Сознания - это особая нематериальная его сущность, по своей природе противоположная материальному миру. Возникающие на психическом плане образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может "вмещать" в себя все). Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи и независимая от нее. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить себе все).

Здесь надо сделать серьезную оговорку. Еще две тысячи лет назад было сказано: «Не все вмещают слово сие, но кому дано. Потому вместивший да вместит». То есть даже самое развитое человеческое сознание принципиально не может  ВМЕСТИТЬ В СЕБЯ ВСЕ. Например, такие реалии, как Вечность, Бесконечность, Истина, Бог, Жизнь Вечная, Пустота, Атман и Брахман, а  зачастую и смысл Пространства-Времени.

Иное дело, что мы способны  сформировать логичную и убедительную систему представлений либо изобрести сложнейшую знаковую систему, подобную математике.  Однако, какими  крепкими гвоздями мы бы не приколачивали к чему-бы ни было дощечку с описанием этого «чего-то», какие бы ни ставили обличающие печати - ненаучно, идеалистично, недоказуемо, реакционно - на внутреннюю суть самого объекта это никак не повлияет.

То же самое и с тезисом «человек может представить себе все». Многочисленные исследования, посвященные психологии и физиологии восприятия, давно и убедительно доказали: даже самая фантастическая форма, образ, процесс, представление будут состоять из фрагментов того, что УЖЕ есть в человеческом опыте или опыте других. Последнее чрезвычайно важно, ибо «нашего» в нас на много порядков меньше, чем «чужого», которое благодаря механизму психического присвоения автоматически становится «своим».

Тем не менее, сознание во многих случаях предшествует бытию. Или, точнее, материи, создаваемой либо преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности  воплощать в жизнь не только простые объекты, но и формировать в себе сложнейшие замыслы (образы)  живых существ и миров, основанных на иных  принципах и законах существования.

Полное осознание человеком собственного устроения способно вызвать глубокий шок. Ведь это не только то, что воспринято им и отражено в нем - ЭТО ОН И ЕСТЬ! Особым образом организованное пространство и время, материя и энергия, жизнь и память жизни, союз физического, витального, разумного и духовного. Причем все это происходит внезапно, непредсказуемо, как говорят сегодня, путем КВАНТОВАНИЯ. Еще атомные частицы, атомы, молекулы, ткани, органы и вот - уже ЧЕЛОВЕК, ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ДУША!

Даже тело, которое мы привычно считаем чем-то вполне физическим и материальным, ТАКОВЫМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! И когда мы слышим «Сознание, застывшее в форме, становится материальным объектом», то сразу понимаем: таков камень, кристалл, металл, но никак не огонь, вода, воздух, земля; не то, что создано и построено человеком и содержит память о нем самом. И не только, поскольку дом мой и Дом Отца Моего- разные вещи. Поэтому и вынуждены вводить понятия материального, физического, биологического, разумного и духовного .

Но и это еще не все!  Ибо наша идентификация не сможет полноценно состояться, пока мы не обратимся к теории отражения.

***