Глава 2. Брюсов о Баку

Алиева Эльмира
      В.Я. Брюсов , основоположник и вождь русского символизма, дважды приезжал в Баку, где выступал с лекциями о древнейшей восточной культуре. Каждый его приезд был отмечен стихами об Азербайджане.
      Дата создания стихотворения «В Баку» – 24 января 1916 г. В рукописи место написания обозначено как Кюр-Дамир (город в Азербайджане). Уникальность этого стихотворения не только в не типичной для Брюсова рифме (смежной), но и в кольцевой композиции.
     В первых катренах перед нами пейзаж, наблюдаемый с берега бакинской бухты:
                Стыдливо стучатся о пристань валы
                Каспийского моря,
                Подкрашенной пеной и выступ скалы,
                И плиты узоря.
     Но в мечтах поэта – другой, южный берег Каспия,  где такое же «волненье валов»:
                Сплетается ветер с январским теплом,
                Живительно-свежий,
                И ищет мечта в далеке голубом,
                Персидских прибрежий.
     Чем же влечёт поэта Персия? Конечно, Брюсову, знатоку древней восточной культуры, очень хочется побывать в Иране, который он называет «праотцом мира».
                Там розы Шираза, там сад Шах-наме,
                Газели Гафиза…
                И грёзы о прошлом блистают в уме,
                Как пёстрая риза.
     Проходит мгновение, и читатель, словно на могучих крыльях, вновь попадает на бакинский берег Каспия, где «гордо стоят нефтяные столпы на Биби-Эйбуте» (одном из мест добычи нефти).
     Cтихотворение  Брюсова «Баку» написано 25 января 1917 года, во время второго приезда поэта в Азербайджан. В этом стихотворении философская дилемма двоемирия ставится и разрешается в форме указания на темпы стремительного экономического  развития восточного города. Брюсов отстаивает историческое прошлое Баку в его освящённой веками неприкосновенности. Отсюда и такое необычное поэтическое сравнение с прошлым, как зов предков. Прошлое дано в облике диких первобытных зверей-монстров, живших на земле миллионы лет назад. Брюсов - символист показал стремление людей к возвращению в далёкое прошлое Азербайджана с помощью очень редко употребляемого приёма зоологизации. После комедии Фонвизина «Недоросль», где этот приём явился ведущим, можно указать лишь на несколько произведений русской литературы.
     В начале стихотворения перед нами образ ворчливого старика-исполина Каспия:
                Холодно Каспию, старый ворчит:
                Длится зима утомительно долго,
                Норд, налетев, его волны рябит,
                Льдом его колет любовница-Волга!
     Здесь же присутствует и романтика двоемирия:
                Всё здесь и чуждо и ново ему:
                Речки, холмы, города и народы!
                Вновь бы вернуться к былому, к тому
                Что он знавал на рассвете природы!
     Старик сетует на стремительные шаги бакинской индустриализации и мечтает вернуться к стародавней жизни, когда всё было просто и гармонично. В его воображении возникают картины непроходимых лесов, где деревья застилают путь человеку. Старая жизнь ассоциируется с вымершими животными:
                Видеть бы лес из безмерных стволов
                А не из этих лимонов и лавров!
                Ждать мастодонтов и в глуби валов
                Прятать заботливо ихтиозавров!               
     Конечно, мечты исполина бесплодны, но они показывают характер старожила древней земли Азербайджана. Символический гнев исполина Каспия стал главной темой этого стихотворения.