Глава 9. Уста мудрых распространяют знание

Владимир Константинович Белодед
Всякое лицо, будь то лицо неба или земли, лицо Божие или лицо человека, имеет органы, через которые выражает себя знание и даёт себя в пищу людям.

Уста – это орган, через который вкушается и изрекается слово. Уста Божии изрекают Слово истины, уста человеческие – человеческое. Устами мы вкушаем пищу со стола Господнего и насыщаемся Его мудростью и любовью.

Уста, как и любой другой орган духовного (внутреннего) человека, – это знания. Но как органы физического тела имеют своё предназначение, а вместе с тем и присущие только им способности, так и органы внутреннего человека имеют свою специфику и выполняют только им присущие функции.

Если глаза – это знания, которыми человек видит и различает добро и зло, то уста – это знания, которые открывают и выносят себя, чтобы быть явными. Через уста обнаруживается та сущность, которая живёт в вас, ибо это она открывает уста свои, чтобы явить себя другим.

Откройте Книгу Псалтири или Притчи Соломоновы. Сколько мудрости рассыпано в них и для любящих мудрость, и для тех, чьи уста не выносят из себя ничего, кроме пустословия и всякой неправды!

«… Господь даёт мудрость; из уст Его – знание и разум…» (Пр. 2:6).

«В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга. Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель» (Пр. 10:13,14).

«Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума» (Пр. 10:21).

«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращённое» (Пр. 10:31,32).

«От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его» (Пр. 12:14).

«Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Пр. 12:22).

Итак, на этот раз мы рассмотрим слово «уста». Я приведу много изречений из Писаний и покажу вам содержание этого слова со всех сторон. Напоминаю вам, что в своих лекциях я не ставлю задачу исчерпать каждое слово Писаний до дна, я лишь показываю, как открывается сей чудный ларец. И вам самим надлежит много потрудиться самостоятельно, чтобы извлечь из него пропитание для своего ума.

«Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности» (Пс. 77:2).

Всё Писание – как притча, и в этой притче спрятан хлеб для ума. Каждая мысль Священного Писания таит в себе внутреннюю жизнь. Глубокие мысли содержат и жизнь глубокую, в мелких мыслях и жизнь течёт мелкая.

Чтобы открыть уста в притче, надо иметь в себе уже то, чем наполнить этот сосуд, ибо притча в Писании – сосуд драгоценный для хранения мудрости. Господь говорит притчами, ибо Сам хранит в Себе высокую мудрость и всякое знание. Чтобы произнести гадания из древности, надо открыть мудрость, лежащую в преданиях старины. А для этого надо также обладать знаниями, в которых обитает Премудрость.

«И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?
Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4:10-12).

А у Луки Господь говорит такие слова: «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» (Лук. 21:14,15).

Итак, Господь Сам даёт человеку уста. Что это значит? Конечно, это не так, чтобы вот кому-то Господь дал уста, и тот, будучи невеждой, стал изрекать мудрые речи.

Иисус Христос три с половиной года ходил с учениками Своими и всё время давал им уста, давал им знания, которыми бы уста их были всегда наполнены. Готовя их к высокому делу – благовествовать после Себя Царство Небесное – Он много учил их, объяснял, сеял в них жизнь Божию, чтобы не они, а эта жизнь, в которой обитает Дух Отца, могла бы изливаться через уста их.

Человек ничего не может сказать, если в голове его живут всего две-три мысли, ибо из уст выходит то, что живёт в разуме: будь то мудрость или глупость, доброе или худое. Не вы, но жизнь мысли, которая поселилась в разуме вашем, выносит себя через уста.

Слово Живое, поселившись в разуме вашем как семя, открывается внутрь вас жизнью Божией. И если эта жизнь в вас есть и она растёт и приобретает силу, то вам не надо думать, о чём и как вам говорить, ибо благодать Божия потечёт с уст ваших. Не вы, но Слово, живущее в вас, открывает свои уста и говорит.

В Евангелии от Матфея написано: «Увидев народ, Он взошёл на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их…» (Мф. 5:1-2).

Когда Иисус Христос увидел, что есть те, которые могут услышать духовное содержание Его проповеди, Он взошёл на высокое знание и отверз уста этого знания, Он открыл в него двери. Слово – живое, и если оно видит, что разум способен понять и услышать его, то оно открывает уста свои и изливается внутренним смыслом. Но если вы слышите только внешнее содержание проповеди, то это значит, что уста духовного знания, лежащего в ней, закрыты для вас.

«И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего…» (Быт. 4:11).

Всё имеет уста: и небо, и земля, и Слово. И земля, как и Слово, может отверзать уста свои. Всё, что выносится, выносится из уст. Земля производит, земля произращивает – она открывает уста свои и выносит из себя всё как рождённое на ней. Она вынесла из уст своих пар и прах, произрастила всякое растение, произвела всякую душу живую.

И всё, что земля выносит из себя, растёт и развивается, и приносит плоды, а потом увядает и снова возвращается в землю, но уже обогащённое, чтобы стать удобрением для новой жизни. Так взрастают в вашем разуме сначала одни знания и дают вам плоды свои как новые умения и способности, а потом эти знания умирают и становятся почвой для роста других знаний и их плодоношения.

Земля в этом процессе постоянно обогащается, и это происходит, пока она не станет пригодной принять дожди небесные и произрастить плод от Бога.

У Бога всё так мудро устроено, что всё временное, достигнув зрелости, умирает, разлагается на свои составные части и возвращается к своим источникам, чтобы обогатить их. И то, что произошло от земли, обратно возвращается в землю; и всё, что вышло от Бога, снова возвращается к Нему.

Что же возвращается к Богу? К Нему возвращается Его дыхание, но уже возросшее, более сильное и окрепшее.

Каин нарушил этот порядок: кровь убитого Авеля (его неокрепшее дыхание жизни) ещё не достигла зрелости. В Писании она называется невинной, и по закону её нельзя проливать на землю, ибо не может она произвести на этой земле новую жизнь.

Когда же земля принимает в себя зрелую кровь, то она совершенствуется, продвигается вперёд, ибо зрелая кровь даёт ей новое дыхание и новую жизнь.

Таким образом, Каин, нарушивший Божественный порядок, получил проклятие от Бога и был выведен из процесса создания в землю изгнания, где всё разлагается, чтобы стать не удобрением для нового плодоношения, а исходным материалом.

Земля, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь Авеля, – это разум Каина в том его состоянии, когда он совершил грех. А совершив грех, земля потеряла силу для дальнейшего роста и стала землёй изгнания; это значит, что разум Каина оказался поверженным в более низкое состояние, и ему надо было начинать всё сначала, как изгнаннику, на земле своей.

В книге «Числа», где рассказывается о том, как Господь погубил Корея и всё сообщество его, восставшее на Моисея, есть такие слова: «И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и всё имущество» (Числ. 16:32).

Моисей, как мы с вами уже знаем, руководствуясь во всём законами и постановлениями, данными ему непосредственно от Бога, и выводя израильский народ из Египта, создал единый Божий народ. Но Корей и вместе с ним множество именитых мужей Израилевых восстали против Моисея и Аарона. И чтобы не допустить разрушения того общества, каким уже был Израиль, Бог повелевает Моисею отделить народ от людей Корея, чтобы они отошли от шатров нечестивых людей и не прикасались ни к чему, что принадлежит им. И Моисей исполнил повеление Господа.

Народ отошёл, а Корея и его людей вместе с их домами и имуществом поглотила земля.

Что значит и как понимать духовно описанное событие?

Народ не сам по себе отошёл от Корея, но его отвёл тот закономерный процесс, который совершался в Израиле по воле Божией. Сам порядок религиозной жизни, который преподал Бог через Моисея, со временем соединил Израиль в общество Господнее.

Замыслы же повстанцев и их программы, основанные на неверии в Божий промысел и подпитываемые их корыстью, разрушились без поддержки народа и погребли под собой и их носителей.

Земля Божия создана так мудро, что она удерживает на себе только то, что сама производит и чему сама даёт жизнь. Она не терпит на себе чужеродное, поэтому земля рассеялась, разверзла уста и поглотила всё, что нарушает положенный в неё порядок, чтобы искусственно созданное из праха снова стало прахом.

В Книге Судей есть такие слова: «… положи руку твою на уста твои…» (Кн.суд. 18:19).

Есть уста истинные и есть уста лживые, и как написано в Притчах: «Смерть и жизнь – во власти языка…» (Пр. 18:21). Когда язык не воздерживается и выносит к устам смертное, надо положить на уста руку. Рука – это вера, и поэтому, если сказано положить руку на уста, это значит: всё, что выходит из уст твоих, должно быть подчинено вере. Чтобы всё, что вы говорите, было рождено в добродетели, рассудительности, в воздержании, в терпении, в благочестии, в братолюбии и любви. Пусть в вашей речи всегда присутствуют эти качества веры, с нею согласовывайте всё, что сходит с уст, дабы не было в ваших речах пустословия и сквернословия.

«Я – Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их» (Пс. 80:11).

Для того, чтобы быть принятым вами, Слово жизни должно войти в уста ваши, ибо в устах ваших оно должно быть разжёвано. А разжёвывается оно верою, ибо у неё есть средства, которыми она растворяет всякую мысль, к ней пришедшую. И это делает лишь вера живая, вера Божия. Слепая вера ничего не может.

«Открой уста твои, и Я наполню их», – то есть прими Слово, прожуй и съешь его, наполни им сердце своё, и оно будет твоим сокровищем. Когда ваш ум наполнен жизнью и знанием, то у вас на всякий вопрос есть ответ, и вы можете стать глазами слепому и ушами глухому и положить посох на лицо умирающего.

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста… Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:34,36,37).

Эти слова Господа обращены к фарисеям и книжникам, когда они обвиняли Его в том, что Он силой бесовской изгоняет духов.

«От избытка сердца говорят уста…» То, что положено в сердце, – это уже твоё, оно прожито тобой, а не вычитано из книг, и оно говорит. Праздное, пустое слово идёт от неразумного сердца. Фарисеи кичатся своими книжными знаниями, а сердце их пусто; и слова, которые они говорят, их и осуждают, потому что в них всё показное, в них лицемерие и ложь, и нет в них жизни.

«Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня…» (Мф. 15:8). Эти слова Господа сказаны о тех, кто преступает заповедь Божию и устраняет её ради предания старцев, кто чтит лишь имя Его, но учит заповедям человеческим.

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст…» И когда Пётр попросил изъяснить эту притчу, Иисус сказал: «… Ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит… злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека…» (Мф. 15:11, 17-20).

«Всё, что входит в уста, проходит в чрево…» Всё, что вы видите, слышите, прочитываете – вы вкушаете это, берёте в уста свои, чтобы растворить верою. И сначала разум берёт для своего пропитания всё внешнее, то, что доступно ему, и потом всё отправляет в ум. А ум берёт уже всё внутреннее, ум – тело духа, а дух и есть плод ума вашего. И всё, что вы сложили в уме своём, то уста и выносят, ибо говорят уста духа. Высокий дух выносит из уст своих высокое, а низкий – выносит из себя всякую скверну.

Чрево – это мышление; размышляя вы берёте то, что пригодно для жизни, а то, что не пригодно, вы выбрасываете вон.

Фарисеи и книжники, священники и старейшины, законники разного толка прочно обосновались в букве и складывали в сердце своё всё нерастворённое. А такое сердце далеко отстоит от Господа.

У Давида в одном из псалмов, когда он, находясь в тесноте своей, воззвал к Богу, сказано: «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий…» (Пс. 17:9).

Слово Божие полно благодати и истины, и оно же есть огонь всепоядающий. Когда вы говорите пустое и смертное и ваша неправда пышным цветом уже покоряет неопытный ум, то Слово Божие, прозвучавшее из уст знающего, как огонь поядающий, сжигает все ваши заблуждения и притязания, обнаруживая несостоятельность и пустоту вашей речи. Там, где неправда громко кричит о себе, Слово истины приходит как огонь поядающий, исходящий из уст Божиих.

В Третьей книге Царств написаны такие слова: «… Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3Царт. 19:18).

Ваал – имя языческого божества. Поклонение Ваалу и идолослужение было обычным для евреев грехом, который не поддавался искоренению. Имея Бога Живого и закон Божий, они поклонялись мёртвым богам и им приносили хвалу и жертвоприношения.

Но были в Израиле и те, кто колен своих пред Ваалом не преклонял и устами своими его не лобызал. Лобызание святое – это великое таинство общения священнослужителя с Господом во Святая Святых храма. Когда это таинство совершается, священники стоят в общем зале и ожидают, когда выйдет из Святая Святых первосвященник и передаст им то, что сказал ему Господь. И когда он открывает им тайны Божии, это называется лобызанием святым.

Семь тысяч мужей, названных в Писании, понимали, что тайны Вааловы, равно как и всякое волшебство, чародейство и гадание, – мерзость пред Господом и безрассудство. Поэтому они не преклоняли пред ним колен и не лобзали его.

Песня Песней Соломона начинается словами: «Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих!»

Невеста (душа) любит жениха своего (Слово) и ждёт, когда же оно откроет уста свои, чтобы излить на неё любовь. Но Слово не открывает уст своих для лобзания: или невеста ещё не созрела и уши её не способны услышать, или другая причина мешает Слову излиться всей полнотой любви своей.

Лобзание души и духа – это процесс постижения небесной любви и рождения жизни от Бога. И душа ждёт того часа, когда из Святая Святых откроются уста и изольётся на неё благодать Божия.

Лобзание духа – это таинство слияния духа и души, когда высший дух изливает своё знание в низший: Бог – Отец Небесный – изливает семя Своё в душу. Христос – Жених Небесный – изливает семя в невесту Свою и жену-церковь. Это духовное общение человека с Господом. Господь ваш – Слово, полное благодати и истины, и, когда вы любите Его и молитесь Ему, Он раскрывает Свои уста – и вы пьёте благодать Его, и Отец, Который находится втайне, даёт вам явно. Вы не видите, как Он открывает уста Свои, но видите, как льётся в вас благодать, льётся знание, и это радует вас, и это есть Его целование, Его лобзание.

Есть в Писании и слово «целование». «… целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22:48), – говорит Господь Иуде, когда тот предаёт Его на суд первосвященникам и старейшинам.

Иисус Христос, когда Он наедине передавал ученикам Божественные тайны, давал им целование Своё, и они это целование принимали и носили внутрь себя, как великий дар, ибо целование и лобзание – это посвящение в тайны Божией воли, в тайны, сокрытые под покрывалом притчи.

Иуда Искариот вместе с другими учениками причащался тайн Господних и знал, что то, о чём поведал Господь наедине, будет воспринято священством иудейским как страшная ересь и послужит сильным доказательством для Его обвинения.

Предательство Иуды заключается в том, что он передавал священникам те сокровенные беседы, которые Господь вёл с учениками, и сделал это так, чтобы сами речи Господа обвиняли бы Его в ереси. Таким образом, целование Господнее Иуда сделал орудием своего предательства.

При святом общении участники его говорят «уста к устам». Но выражение «уста к устам» имеет и другое значение. Говорить уста к устам – это значит иметь близкое общение и понимать друг друга. С Моисеем, как мы уже знаем, Бог говорил уста к устам, и это значит, что Моисей слышал Бога, понимал Его и исполнял всё, что Бог повелевал ему.

Работая с пророками, Бог снисходит к человекам и говорит с ними согласно их духовного возраста, чтобы Его понимали. Но не всякий пророк правильно понимает и исполняет сказанное Богом, и это делает общение Бога с человеком односторонним, без обратной связи. О таком общении уже нельзя сказать, что оно «уста к устам».

В Третьей книге Царств рассказывается о том, как на совете Господнем решалось, как склонить Ахава, «… чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском», выступил пред лицом Господним один из духов и сказал: «Я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его».  И Господь попустил его и сказал: «Пойди и сделай так» (3Цар. 22:20,22).

Что значит сделаться духом лживым в устах пророков? И как это Господь попускает лживым духам? Не надо искать здесь какую-то крамолу на Господа, ибо Господь есть истина, и всякая ложь противна Ему.

Здесь необходимо понять, что происходит со Словом, когда оно произносится. Пока Слово Божие не произнесено, оно истинно, но когда его произнесли – его одели в словесные формы, в покрывало. А слово внешнее уже есть ложь, и в нём вы найдёте лишь подобие истины.

Поэтому и говорят, что мысль изречённая есть ложь, потому что в мысли произнесённой или написанной всегда поселяется дух лжи. И если вы получаете пророчество и прочитываете его буквально, то буквальное понимание совращает вас и побуждает к безрассудным действиям.

Когда Иов, оставленный Богом, сам себе уже ставший в тягость, плакался перед Богом, говоря: «Зачем Ты поставил меня противником Себе?», – Вилдад, друг его, говорил ему: «Долго ли ты будешь говорить так? – слова уст твоих бурный ветер!» (Иов 8:2).

Воздух – это просто мысли, которыми дышит человеческий ум. Ветер – это уже мысли целенаправленные, а бурный ветер – неспокойное учение, которое ничего не созидает, но, наоборот, разрушает: в нём нет Бога, нет любви, нет истины; ибо Бог пребывает в тихом веянии ветра.

Иов был наполнен мыслями, которые несли ему разрушение и ещё больше удаляли от Бога, ибо эти мысли открывали уста свои, как бурный ветер.

И далее Иов, беседуя с друзьями своими, говорит такие слова: «Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста» (Иов 21:5).

Что такое перст? Рука – это вера, а пальцы – качества живой веры. Перст – указательный палец, второй от большого. В вере вашей покажите добродетель – большой палец, в добродетели – рассудительность – перст.

Итак, положить перст на уста, значит, говорить в рассудительности. «Рассудите правильно жизнь мою, – просит Иов, – как же вы хотите утешать меня пустым?»

Вспоминая свою прежнюю жизнь и её достоинство, Иов говорит: «Когда я выходил к воротам города… князья удерживались от речи, и персты полагали на уста свои…» (Иов 29:7,9). Тогда Иов ходил во свете и милость Божия была над шатром его, даже знатные люди не смели в его присутствии говорить пустые речи, но были рассудительны или совсем умолкали.

В одной из последних глав в Книге Иова есть ещё такие слова: «Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его» (Иов 37:2).

Гром – это совершенный ум, и когда он говорит, то словно гром гремит на небесах. гром с небес – это голос Бога. Но есть и среди людей те, что, будучи во плоти, духом своим живут на небесах, и когда они говорят, то голос высокого ума слышится, как гром. А грому всегда предшествует молния, потому и сказано о пришествии Господа: «…. как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лук. 17:24).

У Исайи написано: «И соделал уста Мои, как острый меч…» (Ис. 49:2). В откровении тоже есть похожие слова: «Из уст же Его исходит острый меч…» (Отк. 19:15). А в Послании к Ефесянам Апостол Павел пишет: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие…» (Еф. 6:17).

Бог есть Слово, полное благодати и истины. И когда оно открывает уста свои и говорит с нами, то одни слышат его, как тихое веяние ветра, а другие – как гром с небес или как ураган, который всё сметает с лица земли, очищая её от всякой грязи.

Для праведника Слово – хлеб жизни, а для делающих зло – как меч обоюдоострый. Бог влагает Слово Своё в уста пророка Исайи как острый меч; и оно звучит к царям, к князьям и всему народу Израиля, пронзая и поражая все те беззакония и дела нечестивых, от которых сокрушается и распадается опустошённая земля.

«А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст…» (Пс. 37:14).

Как может открыть уста человек, у которого нет знаний? Он немой. Уста у него есть, но они не могут открыть Слово, потому что для того, чтобы Слово открылось, нужен ум, способный принять, сохранить и исполнить сказанное Словом. Когда Господь открывал уста немых и давал зрение слепым, Он давал им знания, которые позволяли увидеть духовное, и наполнял уста их мудростью Божественной.

Так вот, немой – это тот, кто не открывает уст, потому что Слово не открылось ему, и нечего ему сказать. Слово лежит в нём, как семя в неподготовленной почве, и оно ещё не произросло жизнью, которая могла бы явить себя.

Моисей о себе говорит: «Я тяжело говорю и косноязычен». Некоторые исследователи, восприняв эти слова буквально, полагают, что у Моисея были дефекты речи. Но его косноязычие совсем иного порядка.

Моисей, как мы знаем, получил своё духовное образование в Египте и там получил великое посвящение. А египетские знания имеют другие корни и передаются совсем в ином ключе, чем знания Израиля, идущие от Адама, Эноха, Авраама, Исаака и Иакова.

Поэтому Моисей, воспитанный на языке египетских мистерий, был косноязычен для народа Израиля, имеющего свой духовный язык и своё учение.

Язык, которым выражался Моисей, был понятен только брату его Аарону. И то, что Бог говорил Моисею, он передавал Аарону, а Аарон уже говорил к народу, переводя сказанное ему на еврейские понятия. И благодаря великой вере в Бога Израилева, такое косноязычие Моисея не помешало ему стать величайшим из пророков и вождём Его народа.

«По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих» (Пс. 118:88).

Откровение уст Божиих – это то, что Бог даёт человеку для его взрастания. И если человек не исполняет Слово Божие, то он и не растёт. Хранить откровение – это значит исполнять его в своей жизни, чтобы наставления Божии дали ему силу и жизнь и умножались.

Народ Израиля не понимал жизни Слова, он выбросил из него жизнь Божию и наполнил его своей человеческой жизнью. Откровение уст Божиих, или Слово уст Его, имеют в себе дух и жизнь. А если вы храните букву Слова, то вы в смерти пребываете, и вас надо оживлять.

Христос сохранил откровения Отца Небесного и передал их Своим Апостолам, но со временем буква вытеснила из них дух. И теперь настало время снова наполнить Слово жизнью, открыть в нём источники воды живой.

«Господи… огради двери уст моих…» (Пс. 140:3).

Христос сказал: «Я есмь дверь», – и Христос есть Учение, значит учение есть дверь. Кто только не рвётся в эти двери, чтобы засорить, запачкать, опустошить учение Божие! И когда Давид говорит: «Огради двери уст моих», – то он просит Господа, чтобы учение, которое он принял верою от Авраама, Исаака, Иакова, сохранилось в чистоте и святости.

И когда вы, обращаетесь к святым Писаниям, то говорите как написано, и не прибавляйте к Слову Божию своё, ибо Слово, сказанное от духа, хранит в себе откровение небес. Учитесь бережно обращаться со Словом, дарованным нам как величайший дар.

В откровении, которое даёт Господь Иезекиилю, есть такие слова: «Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе: не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе… напитай чрево твоё и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мёд» (Иез. 2:8, 3:3).

О каком действии говорится здесь у Иезекииля? Иезекииль – пророк Божий, и Господь даёт ему пророчество. В какие уста оно даётся и как?

Пророчество принимает дух, и он умом своим, имеющим уста, должен скушать этот свиток, содержимое взять в себя. Когда вы слушаете меня, вы кушаете Слово, которое я вам говорю. А когда вы его кушаете, вы исполняете его, и оно влечёт вас к действию. Так и Иезекииль: Слово пророческое, которое шло к нему от Господа, он обязательно должен был съесть, чтобы понять его внутреннее содержание и пророчествовать духовное.

Слово Господнее не всегда выражено словесной речью, оно может быть выражено в других формах, поэтому важно взять всю полноту духовного содержания, которое положено в откровение, усвоить умом своим и точно передать другим.

«В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои…» (Дан. 10:2,3).

Вино – это мудрость, жизнь слова, открытая в уме, а мясо – это тело слова. Даниил со своими товарищами не ел мяса и не пил вина, но Вавилонские цари Навуходоносор и Валтасар находили в нём Дух Божий и великую мудрость от Бога.

Он имел ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы, ибо Даниил был пророком Божиим и Бог даровал ему знания и разумение всякой книги и мудрости.

«Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Иоан. 19:29:30).

Вы знаете, что всякую мысль можно наполнить содержанием, и содержание может быть прекрасным (духовным) и ядовитым (буквальным). Мысль, как губка, может быть пропитана тем или другим.

Уксус по Священному Писанию – это испорченное, неправильно приготовленное, прокисшее знание, и оно противоположно живой воде. Уксусу уподобляется знание, которым обладал синедрион и Израильское священство в то время, когда благовествовалась истина.

Иисус Христос, как живая вода, пришёл оживить закон; они же мысли, взятые из закона, напоили ядом и поднесли их к устам Того, Кто Сам есть Живое Слово, чтобы умертвить Его. Но Христос есть вечная жизнь; мёртвый в букве, Он воскрес в учениках Своих, чтобы воскрешать к вечному бессмертию всё погибшее.

Апостол Павел говорит, что если он и знал когда Христа по плоти, то больше не знает, потому что кто во Христе Иисусе, тот новое творение.

Всякий, принявший Христа в себя и давший Ему в себе место, сам становится Христом. Христос в нём рождается, растёт, достигает зрелости. И вам уже не может повредить смертоносное. Вам дают яд, а вы берёте жизнь, потому что знаете, что одна и та же мысль несёт в себе и жизнь и смерть.

«Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих…» (Псл. 118:108).

Жертва уст – это дух сокрушённый и сердце обновлённое. И то и другое Бог не отвергает. Если вы из сердца выносите хвалу и благодарение Господу, это приятно Богу.

Господь наш – самый высокий мудрец, и Он любит уста мудрые и рассудительные. И когда вы говорите Ему: «Благослови жертву уст моих», – то вы как бы говорите: «Ты, мудрый и любящий, внимательно слушаешь и понимаешь нас, а мы слушаем и понимаем Тебя, и мы с Тобой как одно целое: Ты – в нас, а мы – в Тебе. Ты благослови слова мои, чтобы я говорил от чистого сердца и с любовью, а Ты бы понимал меня и отвечал мне».

И я учу вас: отдавайте уста свои Господу, чтобы Господь всегда был при устах ваших Духом Святым. И сами бодрствуйте у уст своих, чтобы не давать вам отчёта за праздное слово в день суда.

Мудрый всегда стоит у уст своих, чтобы не пролилось из них нечистое и пустое слово. И вы учитесь воздержанию и рассудительности, много не мудрствуйте, но учитесь жить.

Итак, мы рассмотрели с вами много выдержек из Писания со словом «уста». И теперь подведём итог всему сказанному.

Запомните, что всякое учение как система духовных знаний имеет своё духовное тело. Это тело – живое, и оно в соответствии с телом физического человека имеет свои органы: руки, ноги, голову, глаза, уши, уста, язык, сердце, желудок и так далее. И чтобы вам не заблудиться в Писании, вы должны знать, что не о физической плоти говорит Слово Божие, а о плоти духовной, которая составляет образ мышления внутреннего, духовного человека.

Иисус Христос как совершенное учение содержит в Себе всю полноту Божества телесно, Его духовное тело совершенно, как совершенна жизнь, обитающая в нём. И когда тело жизни Христовой в вас пребывает, оно хранит уста ваши, и это оно открывает в вас уста свои, чтобы пролиться светом и любовью для других. Тело Христово, когда вы имеете его внутрь себя, оно для вас – сторож и хранитель, искупитель и спаситель, и оно – жизнь ваша. А если его нет, кто будет оберегать вас в мире сём?

Бог имеет в Самом Себе всякое ведение и всякое знание, и Он полон очей спереди и сзади. Вы созданы по образу и подобию Божию, по образу и подобию Его ума и созданы так, чтобы Слово Его могло в вашем разуме поселиться, расти и достигать Божия совершенства.

Так дайте же Слову место в вашем разуме, окружите его заботой, поливайте его водами чистыми, и оно откроется в вас Божественной мудростью и любовью. Тогда уста ваши будут источать только доброе и будут распространять истину. Да благословит вас Господь! Аминь!