1. Развивается ли мир?

Фокас Владимир
Физика реального и метафизика вероятного  с виду кажутся понятиями несовместимыми, однако и то, и другое ведет к единой цели. Можно сказать и так: тропы, дороги и магистрали разные, а путь один. И не стоит считать, что с путем этим нам все ясно и понятно, хотя бы потому, что он бесконечен. И не просто бесконечен, а еще и бесконечно разветвлен, непрерывно изменяем, не равен самому на любом отрезке и в любой момент времени, умножен и отражен в других.

У огромного большинства людей восприятие пространства-времени линейно, последовательно, подчинено логике и жестко детерминировано. А раз так, то очень и очень многое остается как бы "позади" и теряет "качество жизни". Жизни именно в таком виде, к которому мы привыкли и приспособились. Поэтому давайте начнем со старой, но ныне почти забытой вещи - диалектики.

Согласно общепринятому определению, ДИАЛЕКТИКА (греч dialextice - вести беседу, спор) - суть  учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Различают объективную диалектику, изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику, т.е. закономерности диалектического мышления (диалектику понятий).

Диалектику можно считать методом, противоположным формальной логике. Именно это учение  позволяет понять развитие, поэтому в нем допустимы такие положения, которые недопустимы в  логике формальной.

В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А, и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития всего непрерывно изменяющегося.

Основой диалектики служит триада «тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. Эта триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие.

Рано или поздно любое взаимодействие порождает синтез, т.е. некое новое явление, которое вбирает  в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие - и все начинается вновь, пока Абсолютный Дух, или Абсолютная Идея, не познают сами себя через человека.

Законов диалектики  всего три: Закон единства и борьбы противоположностей, Закон перехода количественных изменений в качественные и Закон отрицания  отрицания.

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое  представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика» Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из них в другое называется СТАНОВЛЕНИЕМ. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется ВОЗНИКНОВЕНИЕМ. Переход бытия в ничто в становлении есть ПРЕХОЖДЕНИЕ.

Постепенно происходит «снятие становления» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качества, называют «налично (безусловно) сущее» или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Таким образом, ДИАЛЕКТИКА – это теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии.

Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности. Диалектический метод до сих пор является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само  же слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников  могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями.

Здесь стоит обратить самое пристальное внимание на понятии ДИАЛОГ (диа- двое, двойное, логос - знание, слово). Согласно М. М. Бахтину, диалог в своём универсальном значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие.

Второе производное от слова диалектика есть ДИАЛЕКТ - (от  греч. ;;;;;;;;; — «наречие» и ;;;;;;;;;; — «говорить, изъясняться») — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными  схожими территориями обитания.

Для лингвиста и философа не существует  «правильной» или «неправильной» формы знакового общения. Зачастую информация из языка искусства, религии или психологии оказывается  не менее важной, чем из языка физики и математики. 

Отсюда следует важнейший вывод: диалектика - это всегда общение, диалог, дискуссия, в основе которых лежит поиск компромисса. И не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Это диалог не только человека с человеком, народа с народом, одной разумной цивилизации с цивилизацией другой, но и диалог тела и разума, души и духа, человека и Бога, человека и Космоса.

Для истинного диалектика  нет языковой несовместимости, есть лишь РАЗНЫЕ ДИАЛЕКТЫ ОДНОГО ОБЩЕГО ПРАЯЗЫКА. Нет жесткого и фатального разделения на «живую» и «мертвую материю», общение между которыми невозможно в принципе.

Именно в этом диалектика значительно отличается от МЕТАФИЗИКИ - способа мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. В то же время метафизика значительно отличается и от господствующего ныне метода научного познания.

На Востоке диалектика определяла теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей, направляя его  на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, поиск разумного основания их взаимоопределяемости. В центре большинства из них оказалось противопоставление  мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего и иллюзорного.

Запад же пошел по совершенно иному пути - в центре его действия быстро оказался Человек Познающий, Человек Действующий, Человек Творящий.
Дальнейшее развитие науки  породило новое, весьма перспективное и плодотворное направление - гуманистическую диалектику развития.

Существуют и другие “модели диалектики”, разнообразие которых выявляет сложность, многогранность и неоднозначность всех факторов мирового развития. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума.

Так, СИНЕРГЕТИКА – современная теория развития неравновесных систем – вскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных преобразований в науке.

К безусловно диалектическим можно отнести и современные интегральные направления - интегральную философию, интегральную психологию и интегральную (супраментальную)  йогу и весьма немалое количество научных направлений. И в то же время диалектику нельзя считать полностью понятым и принятым учением.

Не случайно один из известных философов конца Х1Х века заявил следующее: «Диалектика – это понятие, смысл которого не то что не всем, а скорее даже никому не ясен до конца. Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре: «Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно».

Исторически диалектика оказалась тесно связана и с другим, не менее важным принципом всеобщего  развития - теорией эволюции.

ЭВОЛЮЦИЯ есть вид изменения, в котором  каждое новое состояние по отношению к предшествующему мыслится как более совершенное в количественном или качественном отношении, т. е. оно сложнее, ценнее, значительнее предшествующего.

Отличие эволюции от простого изменения заключается в том, что первая предполагает единство субъекта, в коем происходит изменение, второе же мыслимо и без этого единства. В процессе развития новое состояние заменяет собой предшествующее в том же самом субъекте, т.е. новое состояние представляет собой как бы новую ступень бесконечного восхождения. 

Человеческая мысль, движущаяся от частного  к общему,  расширила это понятие от природного, биологического до глобального, космического  достаточно рано. Однако в человеческой истории такая  восходящая  последовательность прослеживается далеко не во всех аспектах.

Развитие нравственных начал многими подвергается сомнению, умственное же, культурное и духовное  постоянно прерывалось периодами упадка, утратой всех достигнутых ценностей и даже гибелью целых цивилизаций. Поэтому уже в начале ХХ века начали говорить не о развитии, а о ПРОГРЕССЕ - научном, технологическом, социальном.

И все-таки мысль об эволюции как о прогрессе может быть защищена  сильными доводами, ибо только представление об истории, которое допускает идею прогресса, может указать на смысл самого исторического процесса.

Главным же императивом к перенесению понятия эволюции  из области живого мира в область материи, в космогонию и космологию  послужило философское требование рассматривать все сущее как единое целое  с точки зрения одного объединяющего принципа. Отсюда родилась острая  потребность в преодолении границы между живым и мертвым, материей и духом, жизнью человеческой и жизнью всеобщей, разумом земным и разумом  космическим.

Однако для этого пришлось решать две сложнейшие проблемы -  возникновение жизни из мертвой материи и наоборот, мертвой материи из материи живой.

Далее диалектикa Гегеля охватывала собой  не только природу, познание и общество, но и включала в себя новую интерпретацию «надрелигиозной» связи Бога и человека. Он писал: «…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность, обретая совершенно иную форму и содержание».

Таким образом, к концу ХХ века  сложилась ситуация, когда принципы диалектики и теория всеобщей эволюции  могут  быть применены практически в любой сфере человеческой деятельности и человеческого существования, в том числе и в сфере религиозного чувства, мышления и сознания. Хотя то же христианство и православие в первую очередь, позиционирует себя  как ПРИНЦИПИАЛЬНО АНТИЭВОЛЮЦИОННОЕ.  Однако здесь есть некое лукавство: не признавая эволюцию, оно признает ИНВОЛЮЦИЮ - регресс, откат, страсть  к саморазрушению.

Истинным же движением христианство считает возврат назад, к Началам, истинным ценностям и временам Эдема, к восстановлению единства Бога и человека. Здесь мы видим достаточно интересный парадокс: прошлое превращается в будущее, а, двигаясь «назад», мы начинаем двигаться «вперед». Иными словами, провозглашаем принцип «обратимости времени».

А что же наука? Еще одним из парадоксов  конца ХХ века, наряду с «альтернативной историей», стал достаточно жесткий конфликт физиков с эволюционистами.  Суть его в следующем.

«Закон энтропии будет господствующим порядком в последующем периоде  истории и покажет свою законодательную силу. Альберт Эйнштейн говорил, что этот закон – первый закон всех наук. Сэр Артур Эддингтон же писал о нем как о высшем метафизическом законе Вселенной.

Второй закон термодинамики гласит, что естественные условия всегда приводят к неупорядоченности. В таком случае теория эволюции является научно
не обоснованным сценарием, полностью противоречащим этому закону. По этой  же причине осуществление такого процесса как эволюция априори невозможно ни на одной из предполагаемых стадий».

У нас нет сейчас ни времени, ни желания углубляться во все тонкости и сложности возникшего противоречия. Скажем лишь, что это отнюдь не традиционный спор эволюционистов  дарвинского и более позднего образца с креационистами и не извечный конфликт научного и религиозного мировоззрения. Все куда как сложнее…

Уже говорилось о том, что гегелевская диалектика оказалась неким подобием вершины айсберга и, видимо, до конца так себя и не исчерпала, зато у образованных людей того времени нашла самую широкую поддержку. Появилось  даже такое философское направление - ГЕГЕЛИАНСТВО (или ГЕГЕЛЬЯНСТВО) как синоним некого философского и религиозного вольнодумства.

Далее, как это всегда бывает, оно разделилось на левых, правых и центристов. В конце концов победили левые; их кредо изложил  Карл Маркс еще в Х1Хвеке:

«Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Ну а дальше… Родилось целое поколение, чьим девизом стало: «Мы диалектику учили не по Гегелю», а  единственной допустимой формой диалектики стал приснопамятный ДИАМАТ (диалектический материализм), к попыткам творческой интерпретации  которого относились с большим подозрением. 

После распада СССР материалистическая диалектика в значительной степени потеряла своё значение, хотя ряд исследователей  продолжал  оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев, А. Ф. Лосев, З. М. Оруджев, Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин и другие.

Возможно, это и так, однако среди большинства современных ученых все еще преобладает материалистическое понимание мира. Отсюда и склонность к некой «научной религиозности» с ее многочисленными догматами, аксиомами, абсолютными законами (тем же вторым законом термодинамики), своими «праведниками», «ересиархами» и «святыми».

Подобное мышление не допускает и мысли о том, что мир живой и неживой природы - это разные миры; что даже в мире материального могут существовать миры и целые вселенные с совершенно иной физикой пространства-времени и иными принципами развития; что даже человечество не есть нечто раз и навсегда заданное, а суть непрерывный процесс трансформации и усложнения.

Тем не менее, компромисс между релятивистами и эволюционистами был найден, благодаря чему появилась синтетическая, или всеобщая теория эволюции, а эволюционные процессы, наблюдаемые в самых разных областях нашего существования, получили автономность и право самостоятельного развития по заранее избранному сценарию.

И все же, подводя итого столь долгого и сложного разговора, нельзя не отметить его некой незавершенности и недосказанности. Не совсем ясно также, КАК перевести язык философских абстракций в сферу четких, конкретных и практических действий. И не случайно уже  наш современник, известный исследователь  эволюционной теории и проблем диалектики Н.Гартман в своей книге «Проблемы духовного бытия» писал следующее:

«В диалектике есть что-то тёмное, непрояснённое, загадочное. Тех, кто были в ней сильны, во все времена было совсем немного, это были единицы. В древности — три или четыре мыслителя, способных к умозрению. В Новое время их не стало больше — по крайней мере таких, которые создали бы что-нибудь заметное… Определённо существует нечто вроде диалектического дара, который можно развить, но которому нельзя научиться.

Примечательно, что и самые диалектически одарённые исследователи не могут раскрыть тайную суть этого учения. Они владеют и пользуются методом, но передать то, как они это делают, не могут. Наверняка они сами этого не знают. Это — как творчество  поэта или художника. Сам творящий не ведает закона, по которому творит; но он творит по нему…

В области философских систем Гегель явил нам поучительный феномен высокого стиля. Многократно оспоренная диалектика — внутренняя форма его мышления — выходит к нам из его творений и захватывает пронизывающей  силой. При этом знание о её сущности всегда было и осталось ограниченным. Он воспринимал её как высший модус «опыта», но эти скупые указания не открывают нам тайны самого опыта. Мы должны искать её в предметных исследованиях, то есть в целостности всей нашей жизненной работы».

***