Глава 6. Город ветра В. Маяковского

Алиева Эльмира
     Всю свою жизнь Владимир Маяковский поддерживал тесные творческие связи с Баку, неоднократно бывал здесь. Ни об одном городе, кроме Москвы, Маяковский не писал так много и с такой любовью, как о Баку: «150 000 000» и «Мистерия-буфф», «Приказ №2 по армии искусств» и «Гулом восстаний…», два стихотворения с одинаковым названием «Баку» (1923 и 1927 г.), публицистические статьи «Прошу слова», «Подождём обвинять поэтов», «Вас не понимают рабочие и крестьяне», автобиография «Я сам», очерки «Америка в Баку» и «Рождение столицы», киносценарий «Не для денег родившийся».  Эти произведения или полностью посвящены Баку, или в них упоминается столица Азербайджана.
     Маяковский был в Баку 4 раза.Первое знакомство поэта с «городом нефти, который промелькнул силуэтами вышек», состоялось в раннем детстве, когда после смерти отца семья Маяковских переезжала в Москву. Тогда его привлекли пылающие нефтяные фонтаны: «Когда подъехали ближе, у вышек выросли огромные чёрные космы, ветер за эти космы выдрал из колодцев огонь, от огня шарахнулись тени и стали качать фантастический вышечный город» («Америка в Баку»). Для Маяковского Баку остался в памяти городом чудес, огня и света.
     Впервые по улицам Баку поэт прошёлся в марте 1914 года, когда приехал в составе трио «знаменитых московских футуристов» (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Каменский).  В Оперном театре он прочёл доклад «Достижения футуризма», иллюстрируя его стихами. Поэт нарядился в знаменитую жёлтую кофту и красную феску, все трое прикрепили на груди по пучку редиса, их лица были причудливо расписаны. Скандальные выступления футуристов сопровождались невероятным успехом.
     Когда период эпатажа публики кончился, пришла творческая зрелость. В феврале 1926 года приезд Маяковского в Баку был расценен как значительное событие в литературной жизни города. Маяковский жадно вбирал в себя новый Баку: осматривал улицы, новостройки, восхищался новым трамваем, заменившим унылую конку, побывал на строительстве новых нефтепроводов и, конечно, выступал с докладами, читал стихи. Только что вернувшийся из Америки, Маяковский сравнивал Баку с этой самой развитой страной мира в очерке «Америка в Баку». С гордостью за бакинцев он пишет, что они сами «ощупью, понаслышке конструировали машины, стоящие по Америке. А когда дорвались до американских, увидели, что наврали мало, а кой в чём и превзошли свои стальные идеалы».
      В последний раз Маяковский приехал в Баку через полтора года, в декабре 1927 года. На встрече с азербайджанскими поэтами он поинтересовался, бывают ли они на нефтяных промыслах и заводах: «Чёрт вас побери, поэтов! Вы живёте в таком мире, где что ни шаг, то поэма… Вот я один день побывал в Балаханах, видел там вышки, видел дыры, откуда прёт нефть… Многое видел, и то, что я видел за один день, об этом мне хватит писать на целый год» ( «Бакинский рабочий» 22 декабря 1927г.).
     Обо всех изменениях, произошедших в Баку за полтора года, поэт написал в статье «Рождение столицы», где так же, как и Горький, пользуется приёмом сопоставления старого с новым: «Я помню дореволюционный Баку. Узкая дворцовая прибрежная полоса, за ней грязь Чёрного и Белого города, за ней тройная грязь промыслов, с архаической фонтанной и желоночной добычей нефти. Где жили эти добыватели – аллах ведает, а если и жили где, то недолго. Пыльно, безлисто. Культура – «интернациональная». Язык – среднерусский…».
     Такую же картину старого Баку поэт описывает в стихотворении «Баку» (1927г.):
         На лужах
                и грязи,
                берег покрывшей,
        в труде копошится
                Баку плоскокрыший.
        Песчаная почва
                чахотит деревья,
        норд-ост шатает, веточки выстегав.
        На всех бульварах,
                под башней Девьей,
        каких-нибудь
                штук восемнадцать листиков.
     О новом городе в статье «Рождение столицы» Маяковский пишет: «Въезжаю в Баку. В первый раз в жизни читаю тюркские слова вывесок латинским шрифтом. Этот шрифт – культурнейшая революция, - это сближены пониманием начертания – четверти человечества… Это уже не сколок с московской культуры. Разница не количественная, а качественная. Это столичная культура – экономического, политического и культурного центра Азербайджана».
     Среди стихотворений Маяковского о Баку, пожалуй, самое лучшее - «Баку» (1923г.):
           Баку.
           Город ветра.
           Песок плюёт в глаза.
     Далее поэт говорит о пожарах и «полыхании Балахан», о ручьях – «чернилах нефти», о плосковерхих домах, но главное, о том, что Баку – это рабочий город, и здесь «никто не селится для веселья». С помощью метафор он рисует облик нефтяной столицы: «жирное пятно в пиджаке мира», «резервуар грязи».
     Несмотря на это, поэт «тянется любовью» к ставшему ему родным городу больше, «чем притягивает дервиша Тибет, Мекка – правоверного, Иерусалим – христиан на богомолье». Говоря о мировом значении города нефти, он опять использует метафоры, сравнения и авторские неологизмы:
         Воле города
                противостоять не смея,
         цепью сцепеневших тел
                льнут
                к Баку
         покорно
                даже змеи
                извивающихся цистерн.
     Заканчивается стихотворение лирическим объяснением причин оптимизма лирического героя:
                Если в будущее
                крепко верится
                это оттого,
                что до краёв
                изливается
                столицам в сердце
                чёрная          
                бакинская
                густая кровь.
     В одноимённых стихотворениях Маяковского «Баку» социально значимый материал воплощается средствами лирически страстного монолога о нефти, проблема двоемирия решается в реалистическом аспекте. Слово «нефть» приобретает сугубо идеологическое толкование как источник экономической мощи молодого советского государства, символ мировой классовой борьбы и глобального геополитического противостояния. Понятно, что ритмика обоих стихотворений, как, впрочем, и всего творчества Маяковского, нестандартна, глубоко индивидуальна. В огромном творческом наследии русского поэта нет больше произведений на нефтяную тему. Значит, бакинский цикл стихотворений как в проблемно-сюжетном, так и в ритмико-стилистическом отношении настолько обособлен, что фактически выбивается из общего строя других его сочинений. Вот почему в них ощущается большой эмоциональный напор, создающий экспрессию.