Глава 3. Дипломы

Ганя Менская
Итак, мои родители “поженились”. Впрочем, это слово не подходит, так как свадьбы в привычном понимании этого ритуала не было.
Оба были с временной пропиской и жили одним днём.

“Сторона невесты”-переселенцы. “Ни кола, ни двора”… какая тут свадьба…
Мамина зарплата мелкой служащей содержала троих человек. Баба Кася ни одного дня в своей жизни не работала “за деньги”. В Польше у нее было собственное хозяйство и она вела обеспеченную жизнь. А попав в СССР, уже была пенсионного возраста, поэтому ей не грозили “приводы за тунеядство”. Мамин младший брат учился. Как они сводили концы с концами - одному Богу известно!

“Сторона жениха” - тем паче, по существу были ”гастарбайтерами” и “студентами”.
Более пяти лет эти исконно деревенские жители - крестьяне в горниле городской действительности, как кусок раскаленного металла между наковальней и молотом, обретали иные формы сознания. Природная смекалка дедушки, многочисленные навыки и закаленный дух бывалого солдата без особых проблем вписали его в городскую действительность. А развитая интуиция бабушки, её несгибаемая воля и предпринимательская “жилка” сделали их тандем “непотопляемым” в бурных водах городских рыночных отношений.

Отец и сестры успешно заканчивали Вузы и обретали не только знания - они постепенно становились “городскими”. Театры, библиотеки, концерты, общение с однокурсниками постепенно формировали в них “интеллигентность”, как другое мировоззрение и отношение к жизни. Менялась речь, манеры, восприятие себя… Теперь сказали бы- “повышалась самооценка”. Так и было.

Старшая из сестер-“доярка”-за пять лет учебы превратилась в изящную, тонкого вкуса, красавицу. Сдержанную и благородную. У Лены был большой выбор кавалеров . На последнем курсе института она отдала руку и сердце без памяти влюбившемуся в нее молодому интеллигентному инженеру, который тут же увез ее из родительского дома. Сначала по распределению в Казахстан, потом в Башкирию…
Страна СССР, бесплатно обучив и выдав диплом, диктовала своим “подданным”, где им жить и в какой должности работать.
Союз этой пары, впрочем, никогда не бедствовал. Они были серьезными, целеустремленными людьми, прекрасными специалистами. Вскоре, лет через семь они вошли в советскую “элиту” , заслуженно получив высокие должности.
Он — главного инженера на солидном предприятии, она -ведущего экономиста в Министерстве нефтяной промышленности. К этому прилагались огромные по тем временам зарплаты и, соответственно статусу - трехкомнатная “сталинка” в центре столицы нефтяной республики. У них родилось две дочери- мои двоюродные сестры, которые вошли в состав шестерых внуков бабы Ксеньи, компанией отдыхавших на каникулах под ее присмотром.

Младшая из сестер-”свинарка”-с большим трудом отучилась на терапевта. Сейчас так в Вузах не преподают … и спрос со студентов не такой ... А в те годы уровень преподавания и требований к знаниям был очень высоким. Нина, “проплакав” на экзаменационных сессиях все пять лет, получила -таки свой “красный диплом”.
Помогали ей кто чем мог. Баба с дедом ходили на цыпочках, а мой отец штудировал с ней всю учебную программу. Позже на горизонте замаячила фигура одинокого принца “голубых кровей”. Интеллигент в “седьмом поколении”, изящный и воспитанный юноша. Он тоже учился в медицинском и парочка быстро нашла общий язык. После дипломов они поженились и ему, как лейтенанту медицинской службы-военврачу, дали в городе хорошую квартиру. Со временем Нина дослужилась до должности Главного терапевта города, а ее муж стал известным специалистом в области стоматологии и протезирования. Он имел частную практику и обширную клиентуру. В том же городе у них родились дочь и сын -будущие члены нашей летней “группировки”.

Обратно в деревенский дом с заколоченными окнами вернулись только дед и бабушка. Следом приехала на подворье сестра Ксеньи-Настя и они дружно стали “готовить продовольственную базу” для приема подрастающих внуков.

Таким образом, традиционного празднования свадеб не было ни у сестер, ни у отца. У деда и бабушки в то время не нашлось сбережений и они ничего не смогли своим детям дать, кроме родительского благословения…
Мой отец буквально “в чем стоял” пришел жить к теще и стал создавать “свое королевство”.
Много работал, пытаясь содержать семью в достатке, и тянул учебу на заочном. Мама никогда не “командовала” мужем, но однажды ему серьезно сказала: “Петро, так больше не может продолжаться. Тебе надо перевестись на очное отделение, сдать все “хвосты” и наконец заняться дипломом”. Отец подчинился. Семья создала ему все условия и в течение года он стал инженером нефтяной и газовой промышленности. Мне к тому времени исполнилось два года.

Отец сразу же получил распределение в республику Туркмения, в город Ашхабад, а оттуда на разработку нефтяного месторождения Небит-Дага, в пустыне Кара Кум…
…“Широка страна моя родная…”-неслось из всех радио-трансляторов!

Нефтяные инженеры нужнее всего были там, где бурились скважины и начинались нефтяные разработки. Недостаточно сказать, что таких специалистов было мало. Они были “сосчитаны на пальцах”, поэтому свежеиспеченного инженера с фронтовым прошлым “выклянчил” себе Туркменистан. Министерство обещало молодому специалисту “золотые горы”, выписывая его из центра “западной цивилизации” в средневековую и феодальную, по своему укладу жизни, “провинцию” Средней Азии. Отец согласился, при условии материального обеспечения всех членов семейства, включая тещу, и не был обманут.
Восток- дело тонкое…
Младший брат мамы к тому времени возмужал, отслужил армию, благополучно женился и переехал в квартиру к супруге.
Можете себе представить, что творилось в голове у двух “паненок”, когда их любимый муж и зять показал “вызов” на работу ?! Они едва освоились с языком, новым городским укладом и бытом, как предстояло срочно выезжать и неведомо куда.
Однако у главы семейства было столько жизненных сил и энтузиазма, что они не стали размышлять о своей участи, всецело доверив ему свои судьбы.

Так повелось с первого дня - отец решал все “внешние проблемы” семьи, а женщины отвечали только за детей и домашнее хозяйство. Причем “старшей” по хозяйству была пани Кася и у мамы было достаточно много свободного времени, которое она всегда уделяла мужу. Не было у нее ни подруг, ни “своих” каких-то интересов…
Отец был как всегда “уверен в себе”- его приглашали на должность руководителя объекта и ему не терпелось испытать себя в “полевых условиях”.
Через неделю мы пустились в путь по железной дороге, затем пересекли два моря: Азовское, за ним Каспийское, и уже почти в невменяемом состоянии ступили на землю, хранящую память правления древних персидских царей из династии Ахеменидов…