Советское счастье

Капустин Избранное
   

                ( Из записей Марка Неснова)
               
                ...В жизни бедной, что богато   
                Все мы прожили когда-то...

Эти строки я написал много лет назад своей соседке тёте Паше Мордашовой, одному из самых светлых людей в моей жизни.

Мало кому из близких в бедные 50-е годы удавалось доставить мне столько радостных и ярких минут.
Она не только рассказывала нам, соседским детям, разные сказки и истории, но и всегда угощала нас самыми вкусными пирожками на свете.

Сегодня не каждый ребёнок ел бы такие пирожки.
Но в наше, не очень сытое и не очень богатое информацией время, и её пирожки, и её рассказы были окном в вечный праздник, которого все мы ждали и в который, без всяких сомнений, верили.

Но вечный праздник всё никак не наступал, и мы, уже взрослые, научились радоваться мелочам, которые сегодня ни у кого не вызовут никаких эмоций.

Ну, кто сегодня будет с гордостью и радостью поглядывать на себя в зеркало, оттого, что ему удалось достать палку копчёной колбасы и банку растворимого кофе?

А тогда!..
О! Это был настоящий подвиг.
И можно было долго себя за это уважать.
И быть уважаемым человеком, как говорил живой классик.

…Шел 1981 год.
Мы жили в небольшом северном городке, и о дефицитных продуктах могли только мечтать.

Без деликатесов, конечно, можно жить.
Но неумолимо надвигался день рождения моей жены, и поставить на стол только продукты из каждодневного рациона, значило бы превратить юбилейное торжество в обыкновенную пьянку.

Такая перспектива меня очень беспокоила.      

Но беспокойство на стол не поставишь, а потому всю свою изобретательность и энергию я сосредоточил на добывании чего-нибудь особенного, чтобы доставить радость и жене и друзьям.

Сегодня это уже кажется смешным и нереальным, но кто жил в те времена,
меня понимает и, наверное, мне сочувствует.


Жизнь, к тому времени уже научила меня такому важному понятию, как взаимопомощь, а потому я решил обратиться к своим многочисленным друзьям и приятелям, которых и сам выручал не раз.

Я стал обзванивать друзей и знакомых с просьбой достать что-нибудь вкусное и необычное.

День рождения решили праздновать в субботу, чтобы до понедельника все могли вернуться в нормальное состояние.

Наступило утро субботы, а у меня ещё ничего не было, кроме спиртного,
которого в советских магазинах всегда было в избытке.

Жена до  вечера дежурила в больнице, и все заботы о застолье лежали на  мне и  женщинах, которых  удалось уговорить мне помогать.

Первым позвонил мне мой механик Валера и сказал, что он прилетел из Пятигорска, где в ресторане купил четыре огромных огурца и палку варёной колбасы.
Значит салат «Оливье», без которого не обходилось ни одно советское застолье, уже есть, что не могло не радовать.

Через пару часов позвонили в дверь, и водитель начальника газокомпрессорной станции занёс в дом тушку глухаря килограмма на четыре.
Подруга моей жены Таня  принялась готовить из него птицу, фаршированную грибами и рисом.

Время было около часа дня, когда раздался телефонный звонок, и  председатель районного суда сообщил, что двое охотников застрелили медведя и везут мясо на тракторе в кооперативный магазин.
Он попросил оставить для меня 15 килограммов.

Это уже была заявка на изысканность, и я воспрянул духом.
Медвежатины ни я, ни большинство моих знакомых не пробовали.
Появилась возможность всех удивить, и я выехал в село Айкино, наш райцентр,
где  находился магазин.
               
Уже вернулась жена, и стали собираться гости, когда ввалились два  зубных врача из поликлиники и похвастались тем, что ездили на реку Печору браконьерить и привезли оттуда много сёмги свежего посола.

И они вывалили на кухонный стол три огромных куска рыбы, килограмма по четыре.

Уже не помню, кто принёс несколько десятков свежевыловленной рыбы хариус.

О тех продуктах, что были в магазинах, я не рассказываю, потому что всё это готовилось в соседней квартире нашего бывшего детского отделения, переоборудованного  под жильё для молодых специалистов.

Столы накрыли в коридоре, потому что гостей было много.
На севере в гости приходил любой, кто хотел.

Начался праздник, продолжавшийся двое суток.

Сегодня немногие могут представить всеобщий восторг и радость от наличия в изобилии стольких дефицитных продуктов.
Современную молодёжь мало чем можно удивить.
Дефицит закончился вместе с Советской властью.
И слава Богу.

Но вместе с уходом из нашей жизни дефицита, ушли и наши повседневные маленькие радости в борьбе с этим  вездесущим злом, который обязательно возникает при  централизованном  планировании.

У многих тоска по прошлому.
Дефицит давал возможность ежедневно одерживать маленькие победы.
Доставая или помогая что-то доставать,человек впадал в заблуждение,что это и есть умение устраиваться в жизни.

Появлялся иллюзорный повод  для самоуважения.


Сегодня для самоуважения нужно что-то другое.
Более важное и значительное.
Дефицита больше нет.
И дай Бог, чтобы никогда больше не было.