Митрофановна

Юрий Боганов
- Митрофановна! Да как же тебе не стыдно, кляча ты старая! Своего, что ли мало? – кричала толстенная Алевтина вслед убегающей с её огорода во всю свою старческую прыть Митрофановне. – Да, когда ж это уже закончится? В полицию на тебя, что ли заявлять?
Остановившись где-то на границе участков и поддерживая левой рукой передник с доброй горкой свежесобранных огурчиков, старушка вытянула в сторону Алевтины правую руку и выкрутила кукиш.
– А ты доканжи сначала! Доканзательств то у тебя нет! Ишь, пару огурчиков старушке пожалела! Тьфу, чтоб они у тебя погорели все! – и Митрофановна смачно плюнула в сторону Алевтининого огорода.
- Ну, что ж за наказание! – всплеснула руками Алевтина.
 Такие набеги старушка совершала с завидной регулярностью не только к Алевтине. Обносить забором сорок соток огорода в деревне - дело накладное – вот и пользовалась Митрофановна этим обстоятельством, чтобы «делать свой маленький гешефт». Добытые «честным» промыслом овощи, Митрофановна свозила в город и там приторговывала. Свой же урожай закручивала, отправляла детям, внукам, ела сама, но торговала только соседским. Знали об этом все, и поначалу, вроде как жалея старушку, не придавали особого значения. И живет одна, и муж был уважаем в деревне и возраст, всё-таки. Но когда посещения Митрофановны стали регулярными, это стало бесить. Уговоры не помогали. Капканы ставить не решались. Жить с этим становилось невозможно.
- И откуда у неё время берется? – удивлялись соседи. – И свой огород сажает и по чужим лазает!
Вот и стали думать да прикидывать как с этой напастью бороться. И решение, как это водится, пришло откуда не ждали.
Как-то раз в деревню пожаловали представители сельской администрации с проверкой придомовых территорий. Важные наманикюренные тети с папками и тетрадками в руках, ходили по домам, указывая домовладельцам на травку и деревья, которые растут там, где им расти совершенно не положено. Выписывали какие-то предписания и под роспись вручали хозяевам домов. Выписали такое предписание и Митрофановне.
- Милые, причитала Митрофановна, - и что ж мне теперь? Как же я? И сил то уж нет!
- Косильщиков наймите, не то оштрафуем! – грозно сказала наманикюренная, села в машину и укатила.
 Митрофановна еще долго смотрела вслед уезжающей машины, потом также долго на бумажку, потом на растущую возле забора траву, и соображала, что ей теперь с этим делать…
 Всю следующую неделю, как назло, лил дождь – теплый, летний, так что трава, и без того уже высокая, выросла еще больше. Митрофановна охала, всплёскивала руками, но сделать ничего не могла. Когда же погода восстановилась, соседи зажужжали своими бензокосами, и стали выполнять предписания администрации.  Старушка было сунулась к одному, другому с просьбой о помощи, но везде получила отворот-поворот. Обидевшись на весь мир, она заперлась в доме и целый день её никто не видел.
 На следующее утро к её дому подкатил автомобиль и из него выскочили два молодца.
- Ксения Митрофановна! – крикнул один через забор, и не дождавшись ответа, зашел в калитку.
- Чего надоть? – крикнула Митрофановна, выходя навстречу гостю.
- Администрация вот направила травку вам покосить. Здравствуйте, бабушка!
- Так, а это… Как же? А я и не заплачу… пенсия – вона, когда аж!
- А мы и не возьмем, - отшутился паренек, - картошечкой вареной с укропчиком угостите, и то – ладно будет.
- Так, а чего ж не угостить? Угостим! Вот счастье-то!.. А то ведь штрафнуть грозилася! А у мене откуда ж?
- Ну, так мы начнем? – улыбнувшись, сказал Витёк и развернулся было к машине.
- Милки! – оживилась старушка, - а может, вы мне и огород покосите? Дождь – вишь чаво натворил? Травища-то!
- Серёг! – обратился Витёк к приятелю, - огород покосим?
- Давай, - Серега безразлично пожал плечами, - Оплачено же!
 Митрофановна обрадовалась свалившемуся на нее счастью и схватившись за лопату, побежала в огород за свеженькой картошкой. Витёк остановил её.
- А давайте я, бабуль, - вызвался он, - вы мне только покажите где копать-то.
Митрофановна повела Витька в огород и ткнула пальцем.
- Вот тут, куста-три-четыре копни, а то и пять, - потом подумала и махнула рукой, - десяток копай. А я за укропчиком. – и пошагала сквозь траву к грядке с зеленью.
Огород был действительно заросший. Сил ухаживать за ним в должной мере у старушки уже не хватало, дети и внуки жили далеко и по большим праздникам навещали её пару раз в году. Тем не менее весь джентльменский набор у неё произрастал: и помидорчики, и огурчики и лучок с чесночком, и… бог весть еще что…
- Вот счастье-то, - громко рассуждала Митрофановна, - вот спасибо-то! Не забывают, значит. Ну теперь-то чистенько будет…
 Собрав в передник накопанную Витьком картошку, Митрофановна отправилась в дом, хлопотать по хозяйству, а молодцы принялись за работу. И работа у них, надо отдать должное, кипела. Заправив бензином косы, Серёга принялся за участок перед забором, а Витёк отправился в огород. Митрофановна поначалу то и дело выглядывала из окна кухни и довольно улыбаясь снова скрывалась за занавеской. Потом, включив телевизор, чтоб заглушить треск двигателей, увлеклась каким-то очередным сериалом. Закончив перед забором, Серёга присоединился к своему товарищу в огороде…
 Проснулась Митрофановна от стука в окно.
- Ксения Митрофановна, а где умыться-то можно? - спросил Витёк.
- А чего, всё, что ли? – спросила спросонок старушка. - Вот же молодцы! Так кран там – во дворе.
- А газом чего пахнет так? – поинтересовался Витёк, - плита у вас выключена?
- Батюшки! Забыла! – Митрофановна кинулась к печке, на которой стояла еще горячая кастрюля с картошкой.
 Кипящая вода, видимо залила конфорку и потушила пламя. Картошка так и осталась не сваренной. Пока Витёк умывался, Серёга помог раскрыть окна и проветрить кухню.
- Нельзя так, Ксения Митрофановна! Эдак и угореть недолго.
- Ой, как же вы вовремя, ребятушки! Ой, как же мне вас благодарить-то? Ой, пропала бы бабка! – причитала она.
- Ну, не судьба, значит нам картошечки-то откушать – вздохнул Серега. Может в другой раз, когда.
Умывшись, молодцы засобирались и вскоре уехали. Митрофановна вышла их проводить, долго благодарила, извинялась что так всё вышло, ребята отшучивались и в конце концов распрощались.
 Пока в кухне проветривалось, старушка внимательно оглядела скошенный участок перед забором и отправилась в огород…
 В огороде тоже было покошено. Всё…

***

 Серёга подъехал к дому своей тётки и вышел из машины.
- Тёть Аль, ну мы покосили там. Чистенько вроде.
- Ой, Сережка, езжай, пока она не увидела, что ты тут остановился. - Алевтина посмотрела в сторону Митрофановны. – Это ж скандалу будет!
- А доканзательства у неё есть? – передразнил Серёга Митрофановну. – Ладно, поехали мы. Бывайте!
 Скандала не было. Через какое-то время дочь забрала Митрофановну к себе, а еще спустя полгода в дом въехали новые соседи…