Однажды в мае, в Камергерском переулке. Ч. 2

Лариса Бережная
                http://proza.ru/2020/05/31/2035

    С этого момента спектакли посыпались, как из рога изобилия. Уже на 46-й день карантина  опять давали Островского, и актёры «Мастерской Петра Фоменко» с блеском доказали огромной теле аудитории, что  классику можно ставить нескучно и без «Летки-Енки». Я с упоением следила за историей развития взаимоотношений двух пар  «Волков и овец»  в исполнении Полины Кутеповой  - Карэна Бадоева и Галины Тюниной – Юрия Степанова. Последний дуэт своей искромётной  игрой заставлял нас  по ту сторону экрана то и дело  дико хохотать.  А гамак, на котором  они разыгрывали вечную комедию, до сих пор раскачивается у меня перед глазами…

    Дальше – больше, и пошло и поехало: сразу два Сирано вышли друг за другом на подмостки Театра Армии и Московского Художественного театра. Трудно сказать, кто был лучше – Александр Домогаров или Сергей Безруков. Оба превосходны:  брутальны, остроумны и оба влюблены до смерти в умопомрачительных Роксан.

    Затем последовала сборная солянка вахтанговцев,  которая потрясла сценой  из «Игрока» Фёдора Достоевского. Людмила  Максакова гениально просадила  в театральном казино  всё до последнего рубля. Режиссер Римас Туминас обеспечил народной артистке подходящую  пластичную чёрную свиту, почти по-балетному заполнившую  всё театральное пространство.( спектакль «Пристань», 2011г.)

     «Три товарища» Ремарка( куда ж без них) представил нам  легендарный «Современник». Чулпан Пэт Хаматова провела нас  над бездной любви и смерти по тоненькому канату жизни. И вместе с нами, затаив дыхание,  с небес следила за этим  балансированием судьбы  Галина Свет Борисовна Волчек…

    Жизнь в карантине стала приобретать какой-то новый  смысл, весь мой дневной распорядок подчинялся теперь театральному  графику.  Все домашние дела нужно было завершить к двум часам пополудни, чтобы ничего уже не отвлекало от просмотра очередной премьеры.

     Англосаксы  говорили: « Мой дом – моя крепость». Я же начертала на своём щите: «Мой дом – мой Театр». В принципе, в  пандемической осаде я могу теперь очень долго продержаться за своими театральными стенами. И год, и два – пока не изобретут вакцину или что там ещё нужно изобрести для победы над  COVID-19.

   Первую  декаду завершил спектакль «Амадей» всё того же МХТ  - настолько давнишний, что я не сразу даже вспомнила, что в начале нулевых я несколько раз звонила в кассу  театра, пытаясь выяснить,  как можно купить билет на это представление. Но, не смотря на данные кассиром рекомендации, перекупщики билетов не оставили мне тогда никакого шанса на успех. И вот теперь, спустя почти двадцать лет, я наконец-то смогла насладиться зрелищем вечного противостояния Гения ( Безрукова-Моцарта) и Злодейства (  Табакова-Сальери).

     Театральный марафон продолжался, и каждый божий день я спешила в театр к 14.00. И если бы я не была  литературной черепахой, а прыгала бы быстрым зайчиком с сайта на сайт, или, нет, лучше – пушистой скорой белочкой, тем более что в этом образе есть некая сумасшедшая двойственность. Так вот, будучи шустрой литературной белочкой, я бы строчила восторженные или, наоборот, гневные рецензии ежедневно. Но, увы: рождённый черепахой не может летать, как белка.

    Уже в следующий понедельник мы из Москвы  перенеслись ненадолго в северную столицу, где Большой драматический театр предложил  нам товстоноговскую версию чеховского «Дяди Вани».  Мы увидели шедевр шедевров! Судите сами:  доктор Астров – Кирилл Лавров, профессор –  Евгений Лебедев и,  наконец,  дядя Ваня  - Олег Басилашвили. Роль профессорской жены Елены филигранно исполнила Наталья Данилова   ( это актриса, сыгравшая Варю Синичкину в сериале « Место встречи изменить нельзя»).  С замиранием сердца  мы всей семьёй следовали за героями трагедии, которая разворачивалась  сначала в настоящем саду, а потом – в старинном дворянском особняке. Это был настоящий фильм, снятый по всем законам фирменной установки света на «Ленфильме».

    Во вторник начался День Сурка – нам опять показали пьесу « Дядя Ваня», но уже в трагикомической   интерпретации Андрея Кончаловского  и талантливо разыгранную силами Театра им. Моссовета   ( Домогаров,  Филиппенко,  Деревянко).  После БДТ это действо воспринималось почти  как фарс, но оторваться было невозможно…

  Тот же спектакль повторился и в среду, и  в четверг. Прошу прощения у Владимира Вдовиченкова  и  Сергея Маковецкого, но их диалоги на   сцене Театра Вахтангова я слушала, весело пританцовывая, то пронося выстиранное бельё на балкон, то – убегая на кухню в импровизированный буфет, чтобы выпить чайку, не дожидаясь антракта. Впрочем, эту телевариацию на тему потерянных навсегда надежд,  молодости и любви, я уже внимательно смотрела несколько лет назад.

    Скажу сразу, что переиграть питерцев не смог никто.  Особенно это касается образа жены профессора, созданного божественной Натальей Даниловой.  Не зря всё-таки ей и в фильме «Отцы и дети» по Тургеневу доверили роль Анны Сергеевны Одинцовой. Последующие Елены просто померкли в свете её очарования и таланта.

     Все Астровы были по-своему привлекательны и индивидуальны, а все дяди Вани вызывали жалость и сострадание, а их роли я выучила наизусть,  но  тем не менее,  когда и на пятый день пустили «Дядю Ваню», я не смогла отлипнуть от экрана до самого финала, так как «все жизни, все жизни, все жизни» не угасли как водится, а вернулись, куда им и следовало вернуться - на круги своя, а именно: в Камергерский.

      Я прямо приросла к дивану, когда в роли профессора Серебрякова  на веранду деревянного дома-трансформера вышел лучезарный и неподражаемый Лёлик Табаков, сразу выплеснув в зал всю волжскую  силу своего обаяния.  Соню – профессорскую дочь, влюблённую в доктора  Астрова, неожиданно  сыграла Ирина Пегова. Мир ещё не знал такой красивой и цветущей дурнушки. Ну, а Астров – кто? Конечно – Дмитрий Назаров.  Как стреноженный кентавр, появлялся он в тесных декорациях для очередного монолога. И такой проникновенный инопланетянин - Войницкий Иван Петрович в трактовке Бориса Плотникова.

        Маэстро Шехтель, затворяя за нами  двери, шёпотом пригласил нас вновь и вновь приходить в виртуальный  Высоко-Художественный театр, который он спроектировал на века для всех поклонников пьес его друга  Антона Чехова….  Напоследок,  запрокинув головы, рассмотрим  же хорошенько знаменитое панно Анны Голубкиной, перетекающее серо-голубой гипсовой  волной из прошлого в будущее, минуя наш зыбкий  2020 год.
 
     У памятника двум великим театральным комбинаторам в залихватских шарфах мы опять приостановимся, и я риторически продекламирую свой насущный вопрос

  - А что, Остап Ибрагимович, самоизоляция от самосохранения сильно отличается? Как там на вашем судьбоносном плакате было написано: « Спасение утопающих дело рук самих утопающих»?

  - Извините! - Ответят хором Немирович со Станиславским, -  вы нас с кем-то перепутали, у нас другие были постулаты.


    - Ну и?! – Возопит читатель. – И зачем всё это нужно? Что мы сами не можем включить  телевизор и смотреть нон-стоп старые спектакли? В чём здесь суть?

     - А в том, что у каждого театрала  есть неистребимое желание поделиться своими впечатлениями с первым  встречным, и лучше всех этот порок отразил поэт Саша Чёрный. И хотя строки его затёрты до дыр, я не откажу себе в радости их здесь процитировать:

  Вчера он торчал на концерте –
  Ему не терпелось до смерти
  Обрушить на нервы мои
  Дешевые чувства свои…

      И в подтверждение этих слов -  маленькая зарисовка из нашей допандемической жизни.

      Прошлой осенью  ехала я вечером домой. Вдруг на «Чеховской» в вагон заходит молодой человек, который сразу обратил на себя моё рассеянное внимание своим необщим выражением лица и какой-то особой повадкой, не свойственной пассажирам московского метро.  Юноша этот был полон искреннего добросердечия  и, казалось, что он готов заключить в объятия всё человечество. Он присел на одну из свободных  скамеек  напротив меня, но уже на следующей остановке  вскочил, уступая своё место вновь вошедшим, с ними же бедняга пытался заговорить, так как у него явно была ценная информация,  которую он хотел передать  людям прямо сейчас.

     Еще через остановку освободилось место рядом, и я настояла, чтобы наш доброхот и человеколюб не мельтешил, а сел и рассказал  в конце концов, что же такого замечательного произошло в его жизни. И парень с удовольствием поведал мне, что он только что побывал на спектакле в «Ленкоме»  и что сегодня сбылась мечта всей его жизни: он увидел  живьем Александра Збруева. Я узнала также, что он недавно приехал в Москву учиться, а заодно устроился на хорошую работу, и это позволит ему обойти все московские театры, о которых он так грезил у себя в губернии.

   Вскоре он вышел, попрощавшись со мной в своей  душевной филантропической манере, а наш вагон, наполненный сплошь мизантропическими личностями, сиротливо покатился дальше… Интересно, как  теперь поживает этот вдохновенный театрал и успел ли  он до пандемии посмотреть все желанные постановки. А, может быть, так же, как я теперь, в два пополудни он спешит в домашний театр.  Хотя сейчас для продвинутых пользователей многие театры предоставляют бесплатно онлайн трансляции самых популярных спектаклей

  - Ну, ладно, - смягчится после сценки в метро протестный читатель. – Что там у вас ещё?! Выкладывайте!

   -  О, как вы великодушны! Я коротенько:

  Значит так, после  пятикратного « Дяди Вани» наступила шекспировская неделя. И начали её в понедельник опять «Фоменки» комедией «Двенадцатая ночь». На сцену вышли те же «волки» и « овцы», но в «иллирийском» обличии. Теперь между собой мы называли их запросто по именам: Ксения, Полина, Галя и Юра.

   Пусть поздно, но я всё же открыла для себя ярчайшую звезду  театральной Москвы – Галину Тюнину!  Я уже прогулялась виртуально по Набережной Тараса Шевченко, где находится новое здание  «Мастерской», полюбовалась роскошными  вечерними видами с огнями гигантских сталагмитов  Московского Сити, вырастающих за спиной театра на противоположном речном берегу.  Но как только закончится теперешний вирусный кошмар,  и театры распахнут свои двери, я выберу спектакль с участием этой талантливой актрисы и решительно отправлюсь туда. Офлайн!

     Шекспировский сет завершился нешуточными литовскими страстями с бурями, штормами, рвущимися парусами. И всё это сопровождалось грандиозными свето-шумовыми эффектами. Вот откуда пришла в Москву такая стилистика! Интриги Яго на фоне катастрофической  сценографии казались просто детскими шутками. И когда переводчик с литовского с облегчением произнёс сакраментальную фразу Отелло: « Молись!», мы тоже выдохнули: «Финита ля трагедия!»

    - Вот и славно!- Откинется на спинку своего кресла мой преданный читатель. – Всё хорошо, что хорошо кончается.

   - Это ещё не всё! Четвёртую неделю домашнего театрального сезона, я так и быть, пропущу, но по закону жанра мне положен маленький финальный монолог!

     - Валяйте!

     - Итак, вернёмся к пассажу про черепаху! Мне кажется, что я не до конца раскрутила этот образ.

       Предположим, что эта самая черепаха всё же способна летать. Пускай не так, как птица или белочка, а как-то по-своему, по-черепашьи. Тогда, как, спрашиваю я Вас, будет называться такая редкая черепаха?

      - Ну, не тяните! Как?!

      - Крылатая! И не прошло и пяти черепашьих лет, как я придумала себе прекрасный псевдоним!



                Дорогие читатели, спасибо вам за внимание!

                Ваша Крылатая Черепаха.

                (76-й день н.п.э.)