9. Творчество

Фокас Владимир
Есть ли в нашей жизни нечто такое, что хотя бы приближало нас к ответу на множество нерешенных вопросов? Наука? Техника и технология? Новая Религия и Новая философия? Социология и психология? Да, но далеко не только это.

Еще (обязательно!) творчество и творческое воображение. Здесь следует резко разграничить безудержное фантазирование, строительство "замков из песка" с истинной интуицией и особо острым переживанием мира.

Творчество - это не только полет и озарение, не только радость бытия и счастье постижения - это и неудачи, и падения, и муки несовершенства, и тяжкие сомнения. Это серьезный, долгий и кропотливый труд с источниками истинного знания, далеко выходящий за пределы обычного литературоведения, культурологии и сценического анализа. Учиться видеть тут надо многое, как и развить способность к выделению особых, скрытых акцентов.

Так в заповеди: "Возлюби ближнего своего как самого себя" можно сделать три акцента: на каждом из определений "Возлюби", "Ближний" и "Себя", или понятии "Я". В результате получатся три весьма несхожих религиозно-философских направления, во многом конкурирующих между собой. Но и этого мало! Ибо постулат этот мало чего стоит без предыдущего: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь".

Однако и здесь мы видим Единое, предлагающее нам три направления, три пути, три субъекта веры: сердце, душу и разумение (которое отнюдь не есть разум!).

А вот еще один источник: Книга "Бытие". Принято считать, что люди там появляются только на шестой день... Точно так же мы думали, что жизнь человеческая начинается с физического рождения, а воссоединяется со своей первопричиной лишь после крещения.

И лишь с середины ХХ века открылось, что мы (точнее, человеческое самоосознание и память самосуществования) ведут свой отсчет буквально с первых дней после зачатия! Сегодня это основа всей психологии развития, палеопсихологии, психологии трансперсональной и целого ряда наук и научных направлений!

Более того: вся  первая глава книги "Бытие" от первой и до последней строчки есть тщательно зашифрованное описание РОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА! От "Вначале сотворил Бог Небо и землю" и до "И вот, увидел Бог, что все, что Он создал, хорошо весьма". В современных теориях есть все это - и пребывание в Эдеме, и "грехопадение", и изгнание из рая, и пророчество "В поте лица будешь добывать хлеб свой и в муках рожать детей своих".

Все же остальные главы есть описание множества человеческих жизней, среди которых неизбежно есть и твои. При таком понимании вполне можно обойтись без концепции реинкарнации и много другого. По-иному может быть воспринята и история Иисуса. Бесконечно глупо спорить о том, был ли он женат, жил ли в Индии, умирал ли на кресте или это сделал за него кто-то другой, ИБО ОТ ЭТОГО НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ.

Ибо история Иисуса, Сына Божьего и Сына Человеческого, давно стала принадлежностью  не земного времени, но ВЕЧНОСТИ. Не случайно Шри Ауробиндо, автор теории духовной эволюции и создатель супраментальной йоги, на вопрос "Кем был Иисус Христос?" отвечал так: "Несомненно, был тем, кем и считал себя - Сыном Божьим".

Библия воистину неисчерпаема... Казалось бы, знаешь ее почти наизусть, и вдруг наталкиваешься на то, что повергает тебя в немыслимое удивление и восхищение.  Например, слова: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: ПРИОБРЕЛА Я ЧЕЛОВЕКА ОТ ГОСПОДА».

Здесь каждый может найти и Имя Бога своего, и Учителя своего, и Имя свое, и историю мира, и историю свою... И заодно может вспомнить, КТО говорил: "Создадим его по нашему образу и подобию"... Есть это и у К. Юнга, и Ст. Грофа, и К. Уилбера.

Объединить все это огромное и противоречивое множество в единое живое целое, значит, вырастить в себе библейские Древо Жизни и Древо Знания... И вырастить не где-то "ТАМ", а ЗДЕСЬ, вырастить в течение короткой и сумбурной человеческой жизни. Не больше и не меньше. Одновременно это и будет началом Высшего творчества.

Идея о том, что творчество есть высочайшая способность человека к постижению и преобразованию мира, красной нитью проходит через всю человеческую историю. Она отражена не только в самых разных сферах нашего существования - она  есть главная созидающая сила вселенной.

Об этом столь много говорено и написано, что часть этой истины превратилась в общие слова, даже банальности; часть стала некими догматами и установками, провозгласив свое главенство над другими, часть сохранила себя в Пропастях и Безднах, куда редко кто рискует погружаться.

Творчество несказанно изменило мир и самого человека, став залогом непрерывного совершенствования и развития людского рода, однако до сих пор не имеет четкого и однозначного  определения. Если же исходить из некого «общего», то оно будет выглядеть примерно так:

«Творчество - это процесс деятельности, создающий материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от ремесленничества и производства — уникальность его результата. Результат созидания невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме мастера, не может получить в точности такой же результат, если создать для этого другого ту же исходную ситуацию.
 
Таким образом, творчество - это процесс одарения и одушевления, в ходе которого человек вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логической формуле возможности, выражая в конечном результате какие-то аспекты своей личности, души и духа.
 
Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс».
 
Итак, ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК. Он неординарно мыслит, чувствует, воспринимает и действует.  Он - ученый, изобретатель, исследователь, инженер, поэт, музыкант, художник и философ. Именно этот дар возносит его над необразованной и  невежественной толпой на много ступеней вверх. 
 
Правда, ступени этой "лествицы" (термин Иоанна Лествичника) самые разные и ведут к тоже разному. Поэтому главная задача - это всемерно поддержать творческую личность, ободрить и похвалить. Лезть со своей критикой и тем более оскорбительными замечаниями НЕДОПУСТИМО И БЕЗНРАВСТВЕННО.
 
Далее начинается профессиональный уровень. Тут все иное. Иные требования, оценки, одобрение и осуждение. Неизбежен и вопрос: "А СУДЬИ  КТО?". Отсюда и два варианта - впадение в полную зависимость от критиков, издателей и читателей или борьба за право принципиального отрицания ЛЮБОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА в индивидуальный творческий процесс и каких-либо его оценок. И тот, и другой вариант почти никогда не ведут к намеченной цели...
 
Думается, что так обстоит дело не только в нашей земной реальности. Тем не менее, как уже много раз говорилось,  прямой перенос нашего понимания творчества  и творческих проявлений вообще на более высокие уровни мироздания совершенно недопустим. Здесь знание земных реалий явно недостаточно.

И если мы не знаем и не хотим знать ничего, выходящего за границы наших земных представлений, то и тогда придется признать: ТВОРЕЦ, АКТ ТВОРЕНИЯ и СОТВОРЕННОЕ есть факты, которые мы отрицать не можем. И тогда  окончательно становится ясно: Психический Мир и Мир Душ, о которых мы сегодня так много говорили - это не просто иерархия, но ИЕРАРХИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ, а души, пребывающие там, по-прежнему ОСТАЮТСЯ ЛЮДЬМИ...
 
В народе говорят – знаю и ведаю. Ведать означает "видеть суть вещей и управлять ими". Человек, который только знает, но не ведает, не может быть творцом. Необходимо особое восприятие мира, пространства и времени, гармоничное сочетание знания и умения, логики и интуиции, духовного чувства и веры для того, чтобы действительно стать им.

Церковь, выдвинувшая постулат изначальной греховности (недосотворенности)  человека, определив его статус как «раба божьего» и заявив: «Не может быть ученик выше Учителя своего»; «Не может тварь (т.е. сотворенное) творить подобно Творцу своему»  права во многом.

И в то же время мы прекрасно понимаем, что Творец всего сущего НЕ ЛИШАЛ ЧЕЛОВЕКА ДАРОВ, ИЗНАЧАЛЬНО ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ИМЕННО ДЛЯ НЕГО - ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. КАК НЕ ЛИШАЛ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ. ОН ПРОСТО ОПРЕДЕЛИЛ УСЛОВИЯ, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ  ТРУД ЧЕЛОВЕКА СТАНОВИТСЯ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНЫМ.

А что думает об этом церковь уже ХХ1 века? Архимандрит Георгий (Шестун) пишет:

«Согласно христианскому вероучению, духовный человек стремится к творчеству и одновременно понимает, что не может творить реальность из ничего, даже если это реальность художественного произведения. В этом смысле он не творец, мы призваны соработать Творцу, творить  вместе с Ним.

В основе любого художественного произведения лежит духовная реальность, она определяется тем уровнем духовного состояния, на котором находится автор. Основой художественного произведения может быть мечтательность, фантазия или лично пережитый опыт. «Грезы наяву» или, выражаясь святоотеческой терминологией, «парение ума», есть ложное движение. «Не высокомудрствуйте, – писал апостол Павел, – но последуйте смиренным; не мечтайте о себе».

Природа воображения, если его рассматривать не как форму, не как средство или прием, а как содержательную основу художественного произведения заключена  в определенном строе идей и замыслов, в их развитии, в их укорененности в душе человека. Сама их природа  духовна, однако духовность может быть самой различной. Одно дело - Мир Духа и другое - мир духов. Обращаясь к миру падшему, пусть духовному, человек подвергает  себя большой опасности быть  плененным и завороженным этими силами.

Потеря умственного и духовного различения приводит к потере личной, а точнее личностной, жизни. И чем глубже погружение в эти запредельные реальности, тем более оно  уводит человека в измененные состояния сознания, уводит от собственного «Я», из реальной жизни и всеобщего бытия. Именно поэтому каждой своей мыслью, чувством, поступком, каждым созданным произведением автор отвечает на извечный вопрос: «Быть или не быть?».

Выход из себя или уход от себя, переход разума и сознания в мир измененной реальности – всегда весьма опасная затея. Силы и персонажи тонкого мира не способны ни к творчеству, ни к творению. Поэтому православное христианство и считает: мир, который человек пытается создать на их территории, как правило, оказывается нежизнеспособен. Никакие усилия пусть даже гениального и несущего добро творца-человека здесь бесполезны, а инобытие никогда не в силах заменить бытие, предназначенное людям.

Человеку искусства очень повезет, если его будут окружать чистые, светлые и праведные люди, чье мнение для него будет очень важно. Но и здесь воссоединение не будет полноценным. Стать таковым оно может лишь в том случае, если человек выстроит храм в своей душе, но не отринет и храм, возведенный на земле именно для него.

Возвращение к себе, попытка разобраться в своем внутреннем мире, открыть в себе пробуждающийся духовный мир, осознать пережитый опыт порождают особый жанр произведений, который можно назвать исповедальным. Это может быть книга о жизни, о бытии, о пережитом и передуманном, это может быть описание собственных духовных поисков, покаянная автобиография или автопортрет, с которого автор всматривается в себя. Не всегда он открыто себя изображает, но в художественной форме свидетельствует о своей жизни. В названии таких произведений мы часто встречаем слова «исповедь», «откровение», «покаяние».

Художник-живописец в соавторстве с Творцом становится иконописцем. Творческая деятельность приобретает род особого служения. Художественное произведение становится феноменом мировой культуры, так как его содержание находится за рамками времени и истории. Творчество всегда порождает радость бытия, радость не всегда покаянную, не всегда духовную, но радость от жизни, Богом данной, от жизни, с которой не во всем соглашаются, но и не отказываются от нее.

Всякая личность, всякое духовное существо есть некая исконная тайна, некое чудо, превосходящее все наши понятия. В подтверждение этого тезиса приведем слова архимандрита Платона (Игумнова):

«В свете догматического учения Церкви личность как запечатленный в человеке образ Божий недоступна всеохватывающему и исчерпывающему познанию. Личность не может быть объектом научного изучения в той же полноте и объеме, как предметы внешнего мира. Она всегда остается непостижимой в своей конечной глубинной сущности. В недоступно-сокровенной жизни и в своем проявлении личность всегда пребывает оригинальной, своеобразной, неповторимой и потому единственной во всем мире духовной структурой, не сводимой ни к какой другой бытийной реальности».

Безусловно, найдется немалое число творческих людей, во многом не согласных с выдвинутыми тезисами. Хуже иное - лишь одно упоминание об авторе этой статьи как представителе духовенства автоматически выводит его за рамки дискуссионного процесса. Ибо о каком творчестве вообще может говорить церковь?  Это не ее дело и никогда ее делом не было… Таким людям надо просто напомнить о существовании таких  вещах, как ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ХРИСТИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

А вот высказывание, весьма далекое от религиозных представлений, но свидетельствующее о том же:

«Для вхождения в мир истинного творчества должна быть высокая готовность и осознанная необходимость, зрелость более низкого уровня и его искреннее стремление к постижению, а затем и творчеству. Поэтому столь важным представляется восходящий этап развития как человечества, так и каждого его представителя.  Именно в ходе этого процесса он все более и более познает себя, раскрывает свой ум, душу и сознание, пробуждает глубинную память, осознает  стремление к творчеству как важнейшую задачу.

Первое, что он должен понять-на этом этапе основным объектом, (а не субъектом) творчества должен стать он сам. Однако никакого успеха не будет, если его стремление не будет поддержано свыше. И только после этого можно будет думать о Мире и Вселенной как об объектах будущего строительства.  Без постепенного, зачастую мучительного и долгого похождения этого этапа нисхождение любой созидательной силы будет или бессмысленно, или извратиться настолько, что превратится в свою противоположность». (Шри Ауробиндо. «Супраментальная эволюция»)

А вот размышления одного из основателей психологии творчества Э.Нойманна:

«В очередной раз меня попросили высказаться на столь обширную тему, что я не могу избавиться от ощущения собственной неадекватности. Творческая трансформация: каждое из этих двух слов включает в себя таинственный неведомый мир. А если мы обратимся к прилагательному "творческая", то разве сможем мы избавиться от ощущения абсолютной безнадежности? С одной стороны, образ творящего Бога и творения; с другой стороны, образ Творчества, который, находясь в самом начале Книги Перемен, подчеркивает первичную связь трансформации и творения.

Но между этими двумя великими образами - творящего мир Бога с одной стороны, и самотрансформирующегося божественного мира с другой - возникает человеческий творческий мир, мир цивилизации и творчества, который делает человека человеком и делает его жизнь в мире достойной его.

Насколько же беспредельно царство, называемое “трансформацией"!  Оно включает в себя любую перемену, усиление и ослабление, расширение и сжатие, каждое движение вперед, любую смену установки и обращение в новую веру. Любая болезнь и выздоровление связаны со словом “трансформация. Переориентация сознания, все измененные его состояния одним представляются прогрессивной трансформацией личности, другим - болезнью личности, ведущей к ее распаду.

Каждое из многочисленных направлений в религии, психологии и философии, не говоря уже о геополитике и идеологии  толкует трансформацию по-своему. И если мы понимаем, насколько ограниченны и относительны все эти точки зрения, то где тогда  взять критерий, который даст возможность что-нибудь сказать о простой чистой трансформации, не говоря уже о трансформации творческой?

Мы сталкиваемся по большей части с частичными изменениями, частичными трансформациями личности и, в особенности, сознания. Подобные частичные трансформации ни в коем случае нельзя считать незначительным явлением. На протяжении веков развитие человека от ребенка до взрослой личности, от примитивной цивилизации до цивилизации сложной, было связано с кардинальными трансформациями сознания.

В наше время творческий принцип и творческий символ живут уже не в символизме культурного канона, а в индивидууме. Он почти перестал жить в святынях, в предназначенных для него местах и временах или в получивших соответствующий сан людях; но он может жить везде, где угодно, в любой форме и любом времени. Именно потому, ныне творческий принцип  скрылся  в анонимности, мы погрузились в духовную нищету, о которой идет речь в еврейской легенде о мессии, в лохмотьях нищего сидящего в ожидании у ворот Рима. Чего он ждет? Он ждет тебя.

Где бы мы не нашли творческий принцип, в Великой Личности или в ребенке, в больном человеке или в простой повседневной жизни, мы почитаем его, как тайное сокровище, укрывшийся в неприметной форме фрагмент божества. Если ветхозаветная концепция человека, сотворенного по образу Божьему, может восприниматься как живая реальность, то лишь потому, что человек является не только созданием, но и требующей реализации творческой силой.

Где бы эта творческая сила не проявилась, она обладает характером откровения. Творческий принцип настолько глубоко укоренился в самом глубоком слое  нашего бессознательного, что  все лучшее, что есть в нас, мы можем осознать только как итог всей жизни индивидуума».

***

Столь глубокое и действительно многомерное восприятие творческой личности, творческой силы да и самого творчества - задача, пока запредельная для нашего рационального и прагматического разума. Сегодня почти все можно объяснить, прибегая к достижениям науки, психологии, философии и т.д. Однако во многом это будет поверхностное и малоубедительное объяснение. Есть множество сложных и неудобных вопросов и к религии, и к науке, и философии с психологией.

Особо следует призвать к предельно осторожному, взвешенному и бережному отношению к религии и религиозным ценностям. Нужно немалое время и серьезные усилия, чтобы научиться видеть, понимать и чувствовать ее. Воссоздать в себе ее образы, звучания, события, слова, откровения; научиться понимать ее символический язык и таинственные, полные скрытого смысла пути.

Открыть, что каждый святой источник есть НАУЧЕНИЕ ЖИЗНИ В САМОМ ПРЯМОМ И НЕДВУСМЫСЛЕННОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА; ЧТО ОБРЯДНОСТЬ, РИТУАЛЬНОСТЬ И ТРАДИЦИОННОСТЬ – ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЯ РЕЛИГИЯ; ЧТО ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ ИГНОРИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ РАЗЛИЧИЙ И ПРИВЕДЕНИЕ ИХ К НЕКОЕМУ «ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ» НИЧЕМ  ХОРОШИМ НЕ КОНЧИТСЯ. И не только потому, что "религия есть духовная реальность", но и потому, что стоящее НАД религией или ЗА ней гораздо больше ее самой.

Сегодня с религией и церковью  можно спорить, вступать в дискуссии, активно взаимодействовать, проверять на прочность отдельные ее догматы, но есть определенный порог, переступать который для людей думающих крайне нежелательно, а для многих и просто невозможно. Ибо есть такая вещь как духовная интуиция, существенно ограничивающая наше стремление к рационализации и упрощению.

Она и подсказывает нам, где просто НЕОБХОДИМО ОСТАНОВИТЬСЯ, иначе рухнет все мироздание, исчезнет Закон, Порядок, избудут себя Начала и прервется Связь Времен. Останется лишь бездушный, холодный, неживой  и быстро ржавеющий  механизм. Поэтому остается только признать существование подобного порога и не стараться переступать его. Сама же тема творчества воистину неисчерпаема; говорить об этом можно до бесконечности. Поэтому я с удовольствием предоставлю право голоса  другим…

***

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёю, незримые оку.
Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!
Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву,
Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных?

Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который,
В германской одежде, но в правде глубокой, вселенской,
С образом сходен предвечным своим от слова до слова.
Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,
брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов,

Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,
Рушенье светлых миров в безнадежную бездну…
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нём есть сочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,

Будь одинок ты и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака всё ярче цвета, осязательней формы,

Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье…
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолётное помни виденье!

А.К. Толстой, 1856.

*** 

Чтобы увидеть мир в песчинке
И счастье  в диком мире,
держи его в ладони своей руки,
и пусть он будет в тебе.

Уильям Блейк.

*** 

Только индивиды, то есть люди, одаренные «субтильным телом души» (anima celestis), способны подняться над рациональным сознанием».

Е.Головин.

*** 

«Человек как духовное существо всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовет его к совершенству. Он, может быть, и не знает, что это за голос и откуда он… Он, может быть, чувствует бессилие своей мысли и своего слова каждый раз, как пытается сказать, в чем же состоит это совершенство и какие пути ведут к нему. Но голос этот внятен ему и властен над ним; и именно желание отозваться на этот призыв и искание путей к совершенству придают человеку достоинство духа, сообщают его жизни духовный смысл и открывают ему возможности творить настоящую культуру на земле».

И. Ильин.

*** 

«Творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм и способов его жизни, проявлением его индивидуальности. Таким образом, личность есть не субстанция, а творческий акт. Творческий акт же всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы и воли к совершенству».

Н. А. Бердяев

***

«В основе творчества лежит иррациональный, метафизический императив познания себя и мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает этот процесс, превращая его в движение за  горизонт событий».

В. Н. Дружинин.

***

«Создание нового или необычного является делом не интеллекта, а особого влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами и сущностями,  которые он любит. Включая и человека».

К. Г. Юнг.

*** 

«В игре, а возможно, только лишь в игре, ребёнок или взрослый обладает свободой творчества. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (высшее «Я», духовное ядро личности, свою глубоко скрытую божественную сущность. Творческая деятельность — вот то единственное, что обеспечивает здоровое состояние человека».

Д. В. Винникотт.

*** 

«То, что проявляется как творчество — суть  процесс, в котором достигается единство личности и мира.  Творчество — это то, в чём человек может осуществлять свободу своего, и только своего выбора, организовать правильное взаимодействие с мирозданием, осознать свое высокое  предназначение и осуществить его».

Р. Мэй.

***

"Основной мотив моей жизни - не прожить ее даром, а продвинуть человечество хоть немного вперед. В науке, в образовании, впереди труда, мозга и рук, идёт труд Души. Труд Души. Для чего? Вот самый главный вопрос! Кто не умеет мыслить, учиться, сострадать всему живому, что бы это ни было: дерево, собака, человек — не имеет права работать в науке познания. Научиться любить всё живое — вот первая наука; без этого никакая наука не нужна...

Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль...

Невозможное сегодня станет возможным завтра... Проникни люди в Солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн Океана...

Нет сознательного существа, которое бы не пожелало счастья всему живому Космосу, то есть себе. Счастье, совершенство и могущество мироздания-  вот цель всякого существа, вот предмет наших стремлений, деятельности и осуществлений. Вселенная никогда не умирает, не угасает, не исчезает, вечно горят её огни, вечно живут её существа, Господствует над всем Высший Разум...

Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.    Ни один атом Вселенной не избегнет ощущений Высшей разумной жизни. Каждое существо должно жить и думать так, как будто, оно всего может добиться рано или поздно.
Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую смелость, но это очень драгоценное свойство людей".   

 К. Э. Циолковский.          

***

«Все, что живет, живет не одно, не для себя.  Нет различии; между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, завораживающий вечный танец, бесконечный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.

Перемены начинаются в сердце. Начиная изнутри и двигаясь наружу, выражая свою любовь и свои ценности, мы улучшаем собственную жизнь, чувствуем себя лучше, и мир в целом становится здоровее. Именно из-за необходимости снова и снова делать выбор, истинное творчество исключает позицию жертвы. Когда жизнь кажется несправедливой, на вопрос «Ты хочешь что-то сделать с этим?» правильный ответ всегда будет — «Да».

Уильям Блеи;к.

*** 

И, наконец, последнее:

«Чем большее бремя мы на себя взваливаем, чем более ограниченными чувствуем себя, тем более уязвимыми становимся перед лицом творческих неудач. При виде слова «совершенство» дух спонтанности вылетает в окно. Начинаешь думать, что нельзя считаться великим композитором, если позволишь себе сочинить простенькую колыбельную, дурачиться, импровизируя на фортепиано или сочиняя посредственные стихи.

Мы так преклоняемся перед «высоким» искусством, что всегда, хронически недооцениваем себя. Мы так беспокоимся о том, сможем ли принять достойное участие в этой Великой Игре, что перестаем играть вовсе.

Все, что стоит делать и хочется делать, нужно делать, пускай вначале даже неважно. Чем сильнее ваше влечение ко всему необычному, чем более авантюрный набор творческих «отмычек» окажется в ваших руках, тем больше у вас шансов взлететь над плоской равниной мира.

Если вы хотите посетовать на нынешнюю жизнь, пожалуйста. Не всегда удается отогнать плохие и темные  чувства волевым усилием, да это и не нужно. Жалобы, если вы жалуетесь правильно, — здоровый и естественный способ справиться с этой напастью. Дайте себе десять минут и прокричите все самое ужасное, что думаете о себе и своей жизни. Попросите друзей послушать и поаплодировать. Или напишите тому, кому доверяете.  Будьте невыносимы. Рычите и войте. Проклинайте и просите прощения.  А потом прекратите. Потому что у вас есть дела поважнее».
 
***