Глобализация и как я ее понимаю

Евгений Смотрицкий
2005


Стремительный прогресс стал возможен благодаря научным и техническим открытиям. Они позволили осваивать ресурсы планеты в глобальном масштабе. Даже если эти ресурсы и далеки от исчерпания, то сегодня понятно, что они все же не бесконечны. Также понятно, что невозможен бесконечный рост человеческой популяции. Понятно, что национальный эгоизм в отношении природных ресурсов больше неприемлем, а принципов совместного равного использования их фактически не существует. К их выработке призывал ещё Теодор Рузвельт в начале ХХ века, об этом писал Сванте Аррениус почти в то же время. Понятно также, что в этих условиях обостряется политическая борьба за господство над ресурсами. Рано или поздно всё человечество будет втянуто если не в борьбу, то в процесс перестройки и социальной реорганизации.

Я 10 лет читал обзорные лекции учителям и студентам по глобалистике. Структура лекций была примерно следующей.

1. Понятие о глобальных проблемах
(1) Постановка проблемы: между опасностью  самоуничтожения и жаждой жизни;
(2) Этимология термина «глобальный»;
(3) Этимология термина «Человечество»;
(4) Специфика глобальных проблем и критерии для их выделения в особую группу:
• угроза всему человечеству,
• угроза планете,
• невозможность решения усилиями отдельных стран;
(5) Осознание проблемы. Работы «Римского клуба».
2. Глобальные проблемы современности
(1) Глобальные проблемы общественно-политического характера
• Вопросы войны и мира, предотвращение войны с использованием ОМП
• Преодоление экономического отставания развивающихся стран. Проблема «Юг - Запад»
(2) Глобальные проблемы в сфере отношений общества и природы
• Экологическая проблема
• Сырьевая проблема
• Энергетическая проблема
• Освоение космоса
• Освоение мирового океана
• Проблема пищи и обеспечения продовольствием
• Демографическая проблема
(3) Глобальные проблемы в сфере взаимоотношений между личностью и обществом
• Обеспечение основных прав и свобод человека
• Рациональное и гуманное использование достижений НТР: новые виды оружия, эвтаназия, клонирование, ГМО, торговля человеческими органами
• Борьба с голодом, инфекционными болезнями и неграмотностью
• Социальная патология: терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, социальная, духовная и нравственная деградация
3. Новое мышление
(1) Исторический обзор
• Идея ноосферы (Бергсон, Вернадский, Леруа, Тейяр де Шарден);
• Благоговение перед жизнью (Альберт Швейцер);
• Манифест Рассела – Эйнштейна;
• Борьба Андрея Сахарова
• «Римский клуб» (Печчеи, Медоузы, Месарович, Пестель, Ласло);
• Михаил Горбачев и идеи нового гуманизма.
(2) Принципы нового мышления
• Единство мира
• Многообразие как богатство
• Противоречивость глобальных процессов
• Примат общечеловеческих ценностей над национальными и государственными
• Демократия: pro et contra при решении глобальных проблем
• Возрастание роли прогноза социального развития. Основные виды прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки.
4. Перспективы человечества
(1) Антиутопии и реальность
(2) Устойчивое развитие как желаемая модель социально-экономического развития
(3) Спорные вопросы и их обсуждение;
• Рио-92 (экологическая проблема)
• Рио+5 (Нью Йорк – 1997, устойчивое развитие, работы Девида Кортена)
• Каирская конференция по демографии (1995, отсутствие единодушия)
• Киотский протокол (проблема климата)
(4) Духовная ситуация времени
• Цивилизационный слом
• Осевое время (К. Ясперс)
• «Закат Европы» (О. Шпенглер)
• Экзистенциальный вакуум и отсутствие положительного образа будущего (Виктор Франкл).
• «Одномерный человек» Г. Маркузе.
(5) «Мир после капитализма» (Девид Кортен)
(6) «Третья волна» (А. Тоффлер)

Таким образом, последние 15 лет глобализация находится в поле моих научных интересов. Честно сказать, об экономической стороне глобализации я думал меньше всего. Отчасти потому, что это лишь один аспект глобализации и он сам собой разумеется, а меня интересуют возможные культурологические и экологические следствия этого процесса. Ведь выступления антиглобалистов – это выступления не против экономики как таковой, а против экономики, разрушающей нашу жизнь. Собственно, экономическая сторона глобализации, по-моему, хорошо описана ещё В. Лениным в работе «Империализм как высшая стадия капитализма».
 
В целом я вижу проблему глобализации как проблему самоорганизации человечества в абсолютно замкнутом, ограниченном пространстве. Народы всегда воевали между собой. Всегда шла война за оазис, за пресную воду, за золотую жилу, за нефть и т.д.  И всегда была проблема организации общества в замкнутом жизненном пространстве: долина реки, склон горы, берег моря. Границы устанавливала либо природа, либо соседи. Если экстраполировать эти два процесса (борьба за господство над жизненным пространством и организация жизни в этом пространстве) на глобальный уровень, то возникают качественно новые проблемы. Их то и необходимо исследовать, чтобы осознавать происходящее и свести к минимуму стихийные процессы.
 
Мне проблемное поле глобалистики видится следующим образом.

1. Английское «огораживание»: глобальный вариант.
2. Пространство глобализации:
• Многомерность: экологическое, экономическое, политическое, этническое, культурное, информационное, правовое
• Границы: виды, функции, свойства
• Открытые и закрытые пространства
3. Глобализация и человеческие экзистенциалы:
• Мировосприятие и самоидентификация человека в условиях глобализации
• Свобода, страх, надежда, вера, любовь, жизнь и смерть,
• Родина, патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность, традиции
• Ценности, добро и зло,
• Социализация, карьера, успех, идеал
• Брак, семья, любовь, дети
• Глобальное одиночество
• Личность и права человека в глобальном обществе, инакомыслящие
• Новые «кочевники»
• «свой» и «чужой»
4. Глобализация и государство
• Субъект истории, суверенитет государства,
• Власть, порядок и контроль, безопасность
• Демократия и её возможные альтернативы
• Духовное и материальное воспроизводство
• Образование, идеология, социализация человека
• Государство и транснациональные корпорации: конфликт интересов
• Глобализация и война: исторические параллели, субъекты схватки, специфика войны в абсолютно замкнутом пространстве
5. Локальные «глобализации»:
• Pax  Roma
• Русский мир
• Греческий мир
• Арабский мир
• Еврейский мир
• Тюрки
• Европейская колонизация
• Архаические племена и их культура
6. Физика глобализации:
• факторы, скорость, интенсивность, затраты, результаты
• глобализация как фазовый процесс I и II рода
• глобализация как адиабатический процесс
• параметры состояния и критические точки
7. Культурология глобализации: возникновение новых качеств, структур в процессе диалога культур, народов, государств
8. Биология глобализации:
• Межвидовая борьба и биологическое разнообразие
• Внутривидовая борьба и её социальные формы
• Естественный и искусственный отбор: принципы, механизмы, возможные результаты
• Взаимопомощь как фактор эволюции
9. Социология глобализации
10. Синергетика глобализации (глобализация как самоорганизация в неравновесной системе)
11. Духовная глобализация:
• буддизм, христианство, ислам, бахаизм, духовные искания современности
• спекуляция на духовном и борьба за власть
• спекуляция на духовном как форма бизнеса
• экономическая функция религии
• нетрадиционные культы и секты
12. Средства и цели глобализации
13. Движущие силы и механизмы глобализации
14. Диалектика глобализации: деглобализация, регионализация, части и целое, количество и качество, явление и сущность, эволюции и революции
15. Глобализация: процесс и состояние (глобализация и после…)
16. Метафизика глобализации
17. Подходы к глобализации:
• исторический,
• синергетический,
• культурологический,
• экологический,
• политический,
• экономический,
• системный,
• моральный,
• правовой.
18. Глобализация и прогресс:
• Социальная динамика
• Социальная стабильность
• Конец прогресса: от цивилизации к культуре
19. Глобализация и общество:
• Социальная структура и иерархия
• Иерархия власти и субординация
• Идеология, социализация, ритуал
• Безопасность, террор, контроль
• ОМП
20. Глобализация и структуры повседневности:
• природа человека: биологические, психологические и социальные предпосылки человеческих потребностей
• материальные структуры
• духовные структуры
• процессы
21. Глобализация и деньги:
• Деньги как оружие разрушения общества
• Принципы контроля над властью денег.
22. Системообразующие факторы глобализации:
• экономический интерес
• борьба за власть
• человеческие ценности и страсти
• экологический императив
23. Глобализация и образование.
24. Глобализация и устойчивое развитие


Особый интерес для меня представляет моральный аспект глобализации. Именно в этой сфере происходит слом культуры, культурологический разрыв. В новых условиях жизни девальвируются сложившиеся веками ценности, теряют эффективность механизмы их  поддержания, поскольку жизнь требует другого. Можно сколько угодно говорить о самоценности человеческой личности и жизни, но опыт показывает, что на практике  в условиях кризиса общество "утрачивает" мораль, разрушаются основы законности и даже легитимности законов, а преступление и наказание становятся трудно различимыми. Опыт Европы показывает, что на практике общество должно пролить много своей и чужой крови, чтобы обрести стабильность. Если экстраполировать европейскую модель на весь мир, то понятно, что понадобиться проделать то же самое в ещё большем масштабе. Но проблема усугубляется тем, что такой масштабный перенос придает процессу новые качества, а исход его – непредсказуем для всего человечества. Главная причина девальвации морали – распад старых социальных структур, в которых поддерживалась и функционировала эта мораль. Если глобализация порождает новые структуры и разрушает старые, значит будет идти процесс выработки новой морали и «отмены» старой. Границы, которые будут разделять людей, будут проходить прежде всего не в государственном, этническом или религиозном пространстве, а между новыми структурами. Если нет способа выжить иначе, чем стать частью какой-то структуры, то, во-первых, все члены этой структуры становятся «своими», значимым и вырабатываются новые принципы отношений внутри и вне структуры. Люди же, которые по тем или иным причинам выпадают из структур – обречены на вымирание. Но согласны ли они тихо покинуть этот мир? Сегодня мало шансов стать пиратом или казаком. Эти люди создают свою мораль. Каковы возможные следствия? В первой половине XVI в. в Англии было казнено 72 тыс. человек. Это цена Английской перестройки. Можно приводить другие примеры и цифры. Но если немного изменить форму вопроса: что, если в разряд «лишних» попадут целые народы, государства, культуры?

Другая важная проблема состоит в том, что сегодня на роль субъекта истории начали претендовать транснациональные компании. У них есть для этого много причин. Тогда можно без натяжки сказать, что «родиной» может стать  человеку транснациональная компания. Поскольку нельзя родиться членом компании (по крайней мере пока), а без принадлежности к крупным структурам нельзя выжить, то жизненный вектор человека будет определятся процессом «социализации в ТНК». Этот процесс будет порождать новые ценности и новые отношения между людьми, новую мораль и новое право. Эту тенденцию можно обнаружить уже сегодня, и она нуждается в анализе. Например, многие крупные фирмы имеют свои кодексы чести (мораль), свою символику, свою службу безопасности, свои учебные подразделения, своих летописцев, свои масс-медиа и PR . Но фирмы не смогут жить  без внешнего экономического пространства. Какой будет диалектика отношений «внешнее - внутреннее»?
 
Буржуазное общество породило состояние аномии (Э. Дюркгейм). Что добавит к этому глобализация? Когда в одном физическом пространстве соседствуют и пересекаются различные социальные пространства, различные культуры, с различной моралью и ценностями, то любое случайное напряжение в обществе может привести к взрыву. А если в этом кто-то заинтересован, то можно искусственно вызывать кризисы. Люди с разными ценностями, люди вообще без ценностей, вряд ли найдут общий язык между собой. Но они вынуждены, как предполагается, сосуществовать вместе. Ситуация требует глубоких размышлений, социальных и психологических исследований.
Мне небезразлична проблема влияния глобализации на восточно-европейский регион.  В связи с этим важно проанализировать тенденцию к интеграции в этом регионе, возможные последствия и отклик социально-философской мысли на этот процесс. Россия и Украина предоставляют сегодня большой материал для анализа, как печатных источников, так и интерне-ресурсов на русском языке по проблеме глобализации. Но заслуживают также внимания и работы по евразийству, которые имеют богатую традицию в русской философии.

Безусловно, экологический аспект глобализации сохраняет для меня интерес. В культурологическом плане это поиск модели культуры для глобализированного мира, позволяющей сосуществовать человечеству и природе. В политическом и правовом плане необходим поиск альтернатив национальному эгоизму и безликому, интернациональному экономическому интересу в отношении природных ресурсов. Кто, по какому праву, на базе каких ценностей и с какими целями будет распоряжаться природой. В социально-экономическом плане – это осмысление альтернатив рыночной экономике, которая вступила в конфликт с природой, а значит и с культурой. Социально-экономическая стабильность, которая обеспечивается ростом потребления несовместима с естественной конечностью планеты.

Важная тема – глобализация и образование. Во-первых, система образования выполняет не только образовательную функцию. Сегодня это вообще механизм социализации человека. Значит возникает вопрос, к какому обществу готовить человека, какую идеологию проповедовать. А в традиционном плане – какие знания, кому и с какой целью передавать. Образование требует средств, знание – сила (власть). Проблема, т.о., ясна. Другой аспект – глобализация поднимает на новый уровень интеллектуальную конкуренцию, а значит и качество интеллекта человечества. Но обратная сторона этого процесса – снижение интеллектуального уровня во многих государствах, из которых «вымываются мозги» в традиционно сложившиеся интеллектуальные центры. Это естественно ведет к ослаблению государств и общества в целом.
 
Глобализация вызывает обоснованную тревогу тем, что стирает культурное разнообразие и унифицирует, стандартизирует нашу жизнь. Мне эта проблема видится в двух уровнях: эмоционально-психологическом и рационально-объективном. Можно говорить о сущности и явлении относительно этого процесса. Сам по себе процесс противоречив. Но проблему я вижу в неадекватном понимании и употреблении самого термина «культура». Если говорить об этнографической стороне культуры (язык, одежда, быт, традиции), то мы имеем положительные примеры сосуществования мощной экономикиб включенной в иеждународное разделение труда, и национальной культуры. Например,  в Японии. Если говорить о культуре как механизме сосуществования природы и общества, то в условиях глобализации мы нуждаемся в новой культуре, о которой пока трудно что-либо сказать. Но если речь идет о выживании, то никакие альтернативы этому неприемлемы. И если понадобиться унификация, то  выхода нет. Но понадобиться ли она? Если сказать о явлении и сущности процесса унификации, то мне кажется уместным пример Украины. В Киеве я видел много ресторанов, которые называются «Швидко». Это аналоги европейских ресторанов «Бистро», которые появились после первой волны русской эмиграции. Функциональная и экономическая сущность у этих ресторанов одна, а национальная кухня, эстетика и дизайн – явление – разные. То же можно, пожалуй, сказать о китайских ресторанах, которые соседствуют с Мак-Дональдсами, но никто против этого не выступает.