Вася, бей меня так, чтобы враги испугались

Саша Щедрый
  (отрывки из Повести о счастливом поколении)
         
             В воровской, бандитской среде, у различной шпаны, нередко бьют своих, чтобы и свои, и чужие боялись. Бывает, друг «врежет» другу. Хотя там, конечно, понятие дружбы зачастую несколько специфично. Иногда бьют с целью установления или закрепления главенства, для устрашения. А то и просто, чтобы братва знала своё место.
 
             В 60-х годах прошлого века в городах, особенно крупных, в каждом районе, были свои группировки среди молодёжи, с иерархией членов группы, и главарями.
 
             Однажды, дело было в Новосибирске, возвращаясь с работы Саша наблюдал такую сцену.
             В группе из четырёх человек он узнал главаря из их района, который разговаривал с двумя своими ближайшими соратниками. Сзади стоял пацан, шестерка, который вечно таскался за ним. Он, отвлекая босса от беседы, потрогал его по плечу, потом, вероятно желая что-то сказать, ещё раз ткнул в спину. Тому, вообще-то, достаточно было грозно рыкнуть на свою шестёрку, и он отстал бы. Но главарь, лениво повернувшись, двинул ему в челюсть. Парень упал на асфальт, босс вновь повернулся к своим ребятам. Кажется, он даже не прекращал беседы с ними. Выглядело так, будто он чуть отвернулся от собеседников, сплюнул на дорогу и продолжил разговор.

             Саша в юности был близко знаком с этой средой. Там могли поссориться, и без особой злобы подраться близкие приятели - не разлей вода.
            Но совершенно по-другому обстояло дело в предлагаемом вашему вниманию рассказе, между Сашей и его другом Васей, между двумя обычными ребятами.

             Сашину сестру Салиму, после завершения учебы в медучилище, направили на работу в совхоз «Сыртинский». Это был крупный совхоз, из нескольких отделений, и больницу построили большую. Приехали одновременно пять девушек, совхоз выделил им для проживания трехкомнатную квартиру.
 
            Саша стал часто приезжать к сестре из города, ему нравилось бывать там, у «медичек», как тогда нередко говорили ребята. Центральное отделение совхоза находилось в семи километрах от железнодорожной станции. В то время преодолеть такое расстояние в распутицу или зимой, когда везде лежит глубокий снег, было непросто, родные к девушкам почти не приезжали. Наверное, поэтому, приезд брата одной из них всегда радостно приветствовался.

            Все девушки были веселые, общительные, и каждая интересна по-своему. Нелля, Рая и другие девушки по-дружески относились в Саше. Больше всех он сдружился с Викой, черноглазой, чернобровой девушкой с тонкими чертами лица. Они часто, подолгу, беседовали. В неё, как рассказывали девушки, влюбился совхозный парень и старался, пока безрезультатно, завоевать её сердце.

             Вика, почему-то, нередко была грустна. Во время застолий, которые обычно устраивались в Сашин приезд, после одной-двух выпитых небольших рюмок её настроение резко ухудшалось, она становилась неразговорчивой, легко раздражалась. Иногда она ненадолго уходила, и потом возвращалась в отличном расположении духа, шутила, весело общалась со всеми. Саша упорно выпытывал у сестры, почему это так и, в конце концов, та открыла ему секрет. Оказывается, Вика пристрастилась к наркотикам, как это иногда бывает у медработников, имеющих доступ к обезболивающим средствам. Вот после принятия очередной дозы её настроение и улучшалось.

           История девушки имела хорошее продолжение. Парень, влюбленный в неё, добился её внимания, они поженились, создали прекрасную семью. Вика смогла побороть свою зависимость от наркотиков.

            В описываемые годы очень много писали и говорили о постепенном стирании разницы между городом и деревней. Во время одного из визитов в совхоз, жизнь наглядно продемонстрировала Саше пока ещё имеющуюся огромную разницу. На следующее утро, в субботу, у него разболелся зуб. Зубного врача в сельской больнице не было, а сильнейшие степные январские бураны замели все дороги, в город теперь можно было попасть только в понедельник, с местным поездом, звавшимся всеми «барыгой». Наверное, люди так выражали своё пренебрежительно-презрительное отношение к этому доходяге, который 50 километров до города тащился два часа. В первый рабочий день недели, утром, в огромные сани, изготовленные из цельных брёвен, грузились жители совхоза: все, кому нужно было к этому поезду, и мощный гусеничный трактор тащил сани по заснеженной степи семь километров до железнодорожной станции.

            В ожидании этого замечательного дня, когда он сможет попасть к зубному, Саша чего только не перепробовал. Всю субботу он прикладывал к зубу вату, смоченную спиртом, утоляя боль. В воскресенье это средство перестало действовать, и следующее лечение заключалось в полоскании рта разбавленным спиртом. К вечеру уже и это не помогало. Саша выпивал немного анестезирующего средства, боль утихала. Потом, когда она вновь начинала мучить, он снова принимал обезболивающее. Таким образом он продержался до самого визита в городе к врачу, где ему пришлось объяснять причину запаха спиртного.

            В одну из поездок в совхоз Саша пригласил с собой друга, Васю. По случаю их приезда девушки накрыли стол. Было весело, все шутили, рассказывали смешные истории, танцевали.

            Через некоторое время пришли четверо сельских парней. Вскоре все стали изрядно выпившие,  разговор иногда становился напряженным, сельские ребята явно искали повода для ссоры с чужаками. Саша напряженно размышлял, как без потери лица выпутаться из этой ситуации. Было ясно: атмосфера вскоре так накалится, что не ответить каким - либо образом на «наскоки» парней будет нельзя, иначе все расценят это как трусость. Тогда возникнет драка. Четверо крепких парней, в общем-то уже мужиков, против двух юношей, у каждого бараний вес. Их с Васей «помнут» как следует сейчас, а потом невозможно будет спокойно приехать в совхоз к сестре.

          Решение пришло неожиданно. Свой необычный план Саша рассказал другу, когда они вышли покурить в очередной раз. Вернувшись к столу, через некоторое время друзья затеяли перепалку между собой. Вскоре они уже кричали друг на друга, потом, изрыгая ругательства, Вася вскочил с места, схватил со стола тяжёлую бутылку и замахнулся на Сашу. Он пробил бы ему голову, если тот не увернулся. Саша, в свою очередь, схватил тяжёлую табуретку, с намерением сломать её об голову товарища. Девушки громко визжали, сестра кричала:
- Да разнимите же их! Скорей разнимите!

           Парни растащили ребят, кто-то перехватил табуретку. Все стали успокаивать Сашу с Васей. Уселись по местам. Один из сельских парней шепнул другому: «Ну, не нормальные, ну дурни», другой предложил выпить за мир, и вскоре они стали прощаться, наказав девушкам позвать их, если эти два приятеля вновь начнут буянить.

          Чуть позже, когда все уже готовились ко сну, Салима стала ругать Сашу за скандал, что они устроили спьяну с Васей. Он рассмеялся и объяснил сестре, что это они специально разыграли комедию, в результате чего не случилось конфликта с сельчанами.

            Посмотрев, как один из друзей чуть не размозжил бутылкой другому голову, а второй в ответ хотел треснуть его тяжелой табуреткой по башке, парни решили, что это такие идиоты, с которыми вряд ли стоит связываться: если они так поступают с друзьями, неизвестно, чего от них ждать другим. Парни сохранили своё лицо без ссоры с приезжими, и даже выглядели приличными ребятами, по сравнению с этими двумя придурками.

           А Саша с Васей избежали драки с местными. Так что все остались довольны.

           Услышав это, сестра заявила, что он так перепугал её ссорой со своим другом, что она готова была сама разбить ему башку.

           После этого случая Саша всегда спокойно приезжал в совхоз.