Семь радуг детства. Часть 23

Ирена Панченко
                Школьные годы чудесные
     Я всё-таки стала вожатой октябрят!   Перед первой пионерской линейкой в  начале учебного года я вечером подстерегла Екатерину Михайловну в коридорчике возле библиотеки -  там как раз не горел свет - и, схватив за руку, сказала:
  -  Пожалуйста, поставьте  меня  вожатой октябрят!
    И  тут же  убежала. А вдруг  она знает о случае в летнем лагере? Я даже в библиотеку перестала из-за этого заглядывать.

    Но на линейке и меня объявили вожатой! Только мне достались другие ребята -  не те, что были у Яди.  Скоро я с ними  подружилась, и мы  играли и в прятки, и в игру «Ищи знамя», ходили в лыжные походы, разучивали сценки, чтобы они выступили на новогоднем детском утреннике. Вот только по воскресеньям я теперь не могла встречаться  с ними –   эти дни   были посвящены другому очень увлекательному делу.
    Ядя  всё чаще после школы забегала к Гале Бразевич.  Та жила  вблизи школы.. Оказалось, что её мама, как и наша, и вышивальщица, и книголюбка. Вскоре Ядя привела их к нам в гости, и у нас началась незабываемая пора!
    Каждое воскресенье наши мамы торопились сделать свои домашние дела, а мы – уроки,  и впятером  мы  собирались вместе  или  у Бразевичей, или у нас, и поочерёдно  то тётя Маня, то наша мама рассказывали нам какой-нибудь роман, прочитанный ими ещё в молодости.

    Рассказ часто  длился до самого вечера. Потом  мы все пили чай с напечёнными к этой встрече блинами и ещё часок обсуждали услышанное. Так я узнала таких писателей, как  Александр Дюма, Ги Де  Мопассан,  Теодор Драйзер.   Особенно мне нравились романы Вальтера Скотта, а героини книги «Айвенго» Вальтера Скотта Ровена и Ребекка стали на все последующие годы эталоном женской красоты и  женского достоинства.

    Папа  не  любил наши посиделки, если они были у нас, Ему надо было в выходной посапожничать, так ведь не будешь молотком стучать, если люди разговаривают! Он присоединялся  к нам, когда мы начинали  чаёвничать. И к тёте Мане Бразевич он стал часто заглядывать. Вначале при нас, а потом и один. Мы догадывались: она ему очень понравилась. У неё грудь была большая и даже висела  из-за тяжести. А у мамы  – как у девочки. Я в бане всегда любовалась мамой –  совсем как  Венера Милосская!

    А папа стал  раздражительным  и всегда ворчал на маму. 
Он мог сапожничать, а сам говорил и говорил маме: это не так, это не этак. Однажды вечером, когда он сел на скамеечку  за свой сапожный столик и снова начал что-то занудиво выговаривать маме, она вдруг схватила в руки табуретку, замахнулась ею  и как-то негромко, но стальным голосом произнесла:
   - Замолчи, а то убью!
    Это он так довёл её своей воркотнёй и придирками!
    Я уже легла  спать, но  всё слышала. И была на стороне мамы. Она не только работала, как и он, но  на ней был весь дом – огород, корова, стирка, уборка, варево. Одной воды сколько надо было на семью, а своего колодца не было, носить надо с соседней улицы! И она никогда не роптала. Мы ей помогали, но это – капля в море дел. А ведь она могла остаться в Краславе с нами и не ехать в эту Сибирь! Но поехала! Потому что любила папу!

  Этот вечер определил  моё отношение к родителям. Папу я уважала, слушалась, но моё сердце всегда было с мамой – её я любила больше всех на свете! И мне всегда хотелось обнять её, как-то выразить сочувствие к её не очень интересной жизни.
  Она так любила читать, а времени на это совсем не было, только те воскресенья, когда были наши книжные посиделки, но и они скоро закончились. И случилось это как раз на мой день рождения.

    Правда, он уже прошёл днём раньше, и подарок мама вручила во-время, то есть шестого ноября. Но этот день – рабочий, зато в день Октябрьской революции был праздничным. После демонстрации во всех домах начинались праздничные застолья. У нас тоже. К нам пришли  тётя Маня и Галя Бразевичи. После обеда папа взял мандолину, а мама гитару, все запели свои любимые песни –«Славное море – священный Байкал», «По дирим степям Забайкалья». Их пели всегда, но в этот раз мама не то пошутила, не то всерьёз сказала;
   - Хватит про Забайкалье петь. Ненароком загремим туда вместе с бродягой. И не кричи так.

    Папа  был уже в подпитии, а когда выпивал, начинал очень громко петь, а мама этого  не любила. Хотя в Краславе они до войны  вместе пели в городском хоре и однажды даже ездили  вместе со всеми хором  в Ригу на праздник песни, но у мамы слух на музыку был тоньше, её раздражало, когда он начинал кричать так, что стены дрожали. Но папа взъярился: она сделала ему замечание при тёте Мани! И пошло-поехало!

   Он наговорил ей всяких гадостей: и хозяйка она никудышняя, и холодец плохой – не то, что у Мани, поучилась бы! И ещё многое другое.  Праздник был испорчен, наши гости встали из-за стола и  попрощались, а у нас в доме на весь вечер поселилась  гнетущая тишина. Вот тебе два праздника в одном!

     Продолжение следует