Устоят ли памятники Томасу Джефферсону в США

Михаил Абрамов
Томас Джефферсон - один из самых почитаемых отцов-основателей Соединенных Штатов. Его заслуги перед страной трудно переоценить, одно перечисление займет отдельную статью. Конечно, в первую очередь, он автор главного документа в истории Америки - «Декларации Независимости». День, когда она была утверждена Конгрессом, 4 июля, официальный праздник в США – «День независимости». Уже этого было бы достаточно, чтобы попасть в пантеон великих американцев.

Но он еще и выдающийся политический деятель, дипломат и философ, а также агроном, архитектор, изобретатель и писатель.

Будучи третьим президентом США в 1801—1809 годах, он выкупил у Франции территорию Луизианы (1803), которая по размерам превышала территорию самих Штатов на то время. Он поручил Льюису и Кларку (1804—1806) руководить первой официальной экспедицией для поисков речного пути к Тихому океану, что в дальнейшем обеспечило суверенитет США над территориями Дикого Запада.

Как архитектор, Джефферсон спроектировал, среди прочих, здание Вирджинского университета, перестроил Белый Дом.
Как просветитель, он основал Университет Вирджинии, а Библиотека конгресса США была создана на основе его коллекции.
Джефферсон известен тем, что написал за свою жизнь более 18 000 писем политического и философского содержания, которые историк Фрэнсис Д. Коньяно характеризует как «документальное наследие ... беспрецедентное в американской истории по своим размерам».

В США Джефферсону установлено множество памятников, его имя носят бесчисленное количество улиц, площадей, зданий, есть города и поселки, округа в штатах – всех не перечислишь.

К 200-летию со дня рождения Джефферсона в 1943 году ему был посвящен Мемориал в столице США, городе Вашингтоне, округ Колумбия.

Портрет Джефферсона изображен на двухдолларовой банкноте и пятицентовой монете.

*  *  *

Но есть и другая сторона медали.


«Возможно, спросят, почему бы не признать чернокожих в качестве свободных жителей штата (Вирджиния), сэкономив таким образом на ввозе белых поселенцев.
[Ответ таков]: глубоко укоренившиеся предрассудки, свойственные белым; десятки тысяч воспоминаний о несправедливостях, перенесенных черными; новые провокации; реальные различия, созданные природой, и много других обстоятельств будут делить нас на два лагеря и вызовут такие общественные потрясения, которые, возможно, окончатся не иначе как истреблением той или другой расы.»

Это цитата из работы Томаса Джефферсона «Заметки о штате Вирджиния», 1785. Книга первоначально возникла как результат ответа Джефферсона на вопросник французского дипломата Франсуа Барбе-Марбуа (Fran;ois Barb;-Marbois). Вопросник был разослан губернаторам всех тринадцати бывших американских колоний с чисто просветительской целью сбора информации о географии каждого государства, природных ресурсах, истори и правительстве. Джефферсон воспользовался этой возможностью, чтобы не только рассказать о природе и экономике штата, но также изложить свои взгляды на то, каким должно быть хорошо организованное общество, которое, по его мнению , было воплощено в Вирджинии. 

Многие американские историки полагают, что «Заметки о штате Вирджиния»  - это наиболее важная американская книга, изданная до 1800 года. Однако, никакой особой популярностью она не пользуется, и, за исключением биографов Томаса Джефферсона и дотошных историков, о ней очень мало кто знает в Америке.

Сам Джефферсон опубликовал книгу анонимно в Париже для частного пользования, всего 200 экземпляров. В 1786 году появился французский перевод для широкого пользования, а затем в 1787 году первое общедоступное английское издание в Лондоне.

Издавая книгу анонимно в Европе, а не в Америке, Джефферсон полагал, что она не будет известна в Штатах. Проблема была не во взглядах по расовым вопросам, что ему ставят в вину сейчас, а из-за его отношения к религии. Книга содержала еретические высказывания на слух христианских фундаменталистов в Соединенных Штатах. Джефферсон в «Заметках» выражал твердое убеждение, что правительство должно быть светским и не иметь ничего общего с религией. Он писал: «Законные полномочия правительства распространяются только на такие действия, которые могут причинять вред другим. Но если мой сосед говорит, что есть двадцать богов, или что бога нет, это никак не вредит мне. Это не рвет мой карман и не ломает ногу».

Его опасения вполне оправдались впоследствии, когда его политические противники цитировали выдержки из европейскиих изданий книги, как доказательство того, что он безбожник. Весьма грозное обвинение для любого политика в США даже и в наше время.

Ныне, однако, пристальное внимание его биографов привлекают не религиозные воззрения Томаса Джефферсона, а его расовые суждения, которые по меркам нашего времени иначе как расистскими не назовешь.

Как видно из цитаты, приведенной выше, Джефферсон не находил возможным мирное сосуществование чернокожих и белых граждан в Вирджинии. Выход он видел в постепенном освобождении рабов и затем переселении их в Африку. Идея эта впоследствии частично воплотилась в жизнь, когда освобожденные американские рабы основали государство Либерия, сначала как американскую колонию, а с 1847 года – независимое государство. Такой же подход поддерживал Авраам Линкольн уже во время Гражданской войны в середине 19 века, когда он предлагал 50 долларов (значительная сумма по тем временам) каждому, кто вывезет чернокожего за границу и найдет ему там работу. Попытка такого переселения в Гаити в 1862 году кончилась неудачей. Cогласно записок генерала Батлера (General Benjamin F. Butler), Линкольн, как и до него Томас Джефферсон, тоже полагал, что расовая гармония в США невозможна.

Однако, в «Заметках о штате Вирджиния» Томас Джефферсон не ограничивается политическими причинами, по которым чернокожие и белокожие не смогут ужиться, он еще ссылается на различия, «созданные природой» - физиологические и моральные.

Он пишет:

«Первое поражающее нас отличие - это цвет. ...Разве оно не основа неравного распределения красоты между двумя расами? Разве тонкие смеси красного и белого, выражение всякой страсти степенью румянца не предпочтительнее вечной монотонности лиц, неснимаемой черной вуали, за которой прячет свои эмоции другая раса. ...Красоту считают достойной внимания при разведении лошадей, собак и других домашних животных. Почему бы так не считать и в случае человека?»

«Кроме цвета, телосложения и волос, есть и другие физические отличия, подтверждающие различие рас. У них меньше волос на лице и теле. Они выделяют меньше через почки и больше через кожу, что придает им очень сильный и неприятный запах. Из-за этой повышенной потливости они лучше приспособлены к жаре и хуже к холоду, чем белые. ... Им, кажется, нужно меньше сна. Даже после целого дня тяжёлой работы, малейшее развлечение может увлечь чёрного до полуночи, при том, что он знает, что должен будет встать с первой зарёй.»

«Они более горячо преследуют женщин, но любовь для них скорее страстное желание, чем нежная и тонкая смесь настроений и ощущений. Их печали преходящи. Все эти бесчисленные скорби, из-за которых сомневаешься, даровали ли нам небеса жизнь из милости или в наказание, они чувствуют меньше и забывают быстрее. Их жизнь состоит больше из ощущений, чем из размышлений.»

«Они поражают нас всплесками самого высокого красноречия, демонстрирующего силу разума и чувств, сверкающую возвышенность воображения. Но никогда я не слышал, чтобы черный поднялся выше уровня простого повествования; никогда не видел даже элементарного намёка на живопись или скульптуру. Музыкально они более одарены, чем белые, в том смысле, что у них лучше слух на мелодию и ритм. Они уже продемонстрировали свою способность сочинять коротенькие простенькие мотивы. Способны ли они сочинить продолжительную мелодию или сложную гармонию до сих пор не ясно. Часто страдание рождает самые волнующие строки поэзии. Среди чернокожих, Бог ведает, страдания предостаточно, но нет поэзии.»

«Злополучное различие в цвете и, возможно, способностях — значительное препятствие для эмансипации этого народа. Многие их защитники, желая отстоять свободу человеческой натуры, стремятся также защищать ее достоинство и красоту. Некоторые, озадаченные вопросом: «Что же делать с ними дальше?» — объединяются в оппозицию к тем, кто движим лишь низменной жадностью. У римлян эмансипация требовала одного лишь усилия. Освобожденный раб мог смешиваться [со свободными], не оскверняя крови своего владельца. У нас же необходимо нечто иное, еще неизвестное истории. После освобождения рабы должны быть удалены за пределы, позволяющие смешиваться [с белыми]».

*  *  *

Устоят ли памятники Томасу Джефферсону в США? Еше совсем недавно такой вопрос мог задать только сумасшедший. Но мы живем в сумасшедшие времена. Сегодня на наших глазах в американских городах начали осквернять памятники Христофору Колумбу, а в городе Ричмонд, штат Вирджиния, снесли памятник Колумбу и бросили его в озеро. Возможно до поры Джефферсона может спасти общее невежество: как было сказано, мало кто знает его «Заметки о штате Вирджиния». Но придет срок и просветители найдутся.

Томас Джефферсон предлагал удалить чернокожих за пределы Штатов. Глядя на последние события, не исключено, что это они удалят Джефферсона из истории страны.

ДОПОЛНЕНИЕ

Не успел я поставить последнюю точку в этой статье, как в городе Портланд, штат Орегон, сбросили статую Томаса Джефферсона. Не устоял, значит.