Рассуждение о добрых делах

Евгений Френкель
Когда я был неверующим, те дела, которые я считал добрыми, я считал своими и  рассказывать о них стеснялся, потому что рассказывать о своих добрых делах – это хвастовство. Наши дела могут казаться нам добрыми, а они не таковы. Такие дела мы делаем сами, а сами мы не можем делать ничего доброго. «Я» - говорит Иисус Христос (Ин.15;5) – «есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Плод дел, которые мы делаем сами, один – гордость. Дан.4;26-28: «Расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!». Верующие и неверущие, наши дела могут быть добрыми. Свидетельство тому наша совесть – голос Бога в наших сердцах. Рим.2;14,15: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их». Каин не был добрым христианином, но Бог говорит Каину (Быт.4;7): «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Совесть обличает нас, но мы можем заглушить её голос. Доброе дело, если нас не обличает совесть. 2Кор.1;12: «Похвала наша... есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире». И ещё одно место Писания. Иак.1;16,17: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Оказывается, мы можем обмануться. Делая добрые дела, мы можем присвоить их себе, не разумея, что они не наши, а Божии. По неразумию мы стесняемся наших добрых дел, потому что считаем их своими. Такое понимание не от Бога, а от духа обольщения, и есть надмение и гордость. «Скромные» герои говорят, что так на их месте поступил бы каждый, отлично зная, что не каждый поступил бы так на их месте. Они кичатся своими делами. Но дело в том, что Бог, Который есть любовь (1Ин.4;8), по Своей великой милости наполняет наши сердца Собою – любовью, в которой «нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4;18). Без Бога мы не можем сделать ничего доброго. Неразумные, мы присваиваем себе то, что ни на мизинец никогда не принадлежало нам. Разумные же, видя наши добрые дела, прославляют не нас, а нашего Небесного Отца светов. Мтф.5;16: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».