В память об отце

Полковник Чечель
         Я уже давал информацию об этой книге в одном из своих рассказов, но, думаю, будет полезным её повторить, потому что наша память несовершенный инструмент - всё забывается, и народ неслучайно родил поговорку: «Повторенье – мать ученья». Тем более, смысл даже не в названии книги, а в мыслях, которые она несёт.

     Есть у меня любимая книга, роман Александра Бахвалова «Нежность к ревущему зверю». Чтобы её приобрести, я бы отдал любые деньги, какую бы цену мне за неё не назвали. Когда я прочитал её первый раз «зелёным лейтенантом», только выпорхнувшим из гнезда Оренбургского лётного училища, то в своей записной книжке написал аннотацию: «Хорошая книга, но автор несколько переборщил с трагизмом работы лётчиков-испытателей».  Потом стали падать мои друзья-однокашники. Первым ушёл из жизни Володя Соломин. Дальний бомбардировщик ТУ-16, где Володя был правым лётчиком, столкнулся со стаей гусей на посадочном курсе, стали два двигателя, самолёт упал в сопки, не долетев до полосы 14 км. Это произошло на Северном флоте всего через три месяца, как Володя приступил к полётам после выпуска из училища и всего через месяц после его свадьбы.  Вторым судьба настигла фронтовой бомбардировщик ИЛ-28 на Балтике, пилотировал который лейтенант Валера Гребцов, экипаж, как и в первом случае, погиб в полном составе … Не продолжаю дальше этот печальный список. Самый мой первый рассказ, который я решился опубликовать «Морская авиация как она есть», как раз об этом…
      
     Тогда я второй раз более внимательно прочитал роман Александра Бахвалова и записал уже другую аннотацию: «Отличная  книга! Она учит, как надо летать». Спустя два года у меня появилась потребность перечитать «Нежность к ревущему зверю» в третий раз. Вот только тогда для меня стала открываться подлинная ценность этого произведения. Я записал: «Сильнейшая книга, пожалуй, одна из самых глубоких, что написано о профессии лётчика. Она учит, как надо жить»… С тех пор я стараюсь жить как герои этой книги: Лютров, Санин, Гай-Сомари, Долотов и другие… и перечитываю её в среднем раз в году, особенно когда мне иногда бывает тоскливо, и захлёстывает ностальгия по полётам.

     В предисловии Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Эдуард Елян, написал: «Нежность к ревущему зверю» - одна из немногих книг, со столь завидной глубиной отображающая непростую взаимосвязь человека и его профессии.

      Персонажи книги, описание событий, лётные происшествия – всё это отмечено верностью характеристик, точностью и глубиной обрисовки поведения действующих лиц в изображаемых обстоятельствах».

      А почему я сейчас вспомнил об этой книге? Там есть такие слова: «Душевная избирательность сложна. Подчас довольно очень немногого, чтобы проникнуться расположением к человеку, и ровным счётом ничего не нужно, чтобы он вызвал в тебе неприязнь. Достаточно всего лишь однажды дать человеку понять, что ты на его стороне, а ему оценить это, и вам обоим будет легко друг с другом всю жизнь».

        Среди моих 107634 читателей, что вчера значились в Интернете на этот момент, есть несколько человек, с которыми простое общение сразу переросло в дружбу. Так у меня случилось с Голтисом, Виталием Сундаковым, авиационным инженером Галиной Ацеровой и её мужем Николаем, лётчиком ТУ-160 Александром Быхаловым, КВС лайнеров «Аэрбас» А-320, 321, 350, пилотом-инструктором Сергеем Шевцевым, писателем Степанычем Казахским (в миру вертолётчиком Виктором Феофановым) и ещё рядом лиц. Так вот, новый друг на днях прислал мне  письмо. Прежде чем перейти к его сути, скажу пару слов об этом читателе:

    «Авиационный штурман Морской авиации в запасе Олег Сливко, ему, как и мне, 73 года, живёт в Евпатории. У нас оказались общие друзья, знакомые, общие интересы, в общем, сразу нашлось, что сказать друг другу, тем самым подтверждая, что мы волки одной стаи. И за что я очень благодарен Олегу – он начал рассказывать о своём отце - командире полка пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, прошедшем всю войну и закончившем её в Берлине. Эти воспоминания дорого стоят не только для воспитания молодого поколения в духе патриотизма и любви к своей стране, но они особенно ценны для действующего лётного состава, т.к. показывают, какой ценой была завоёвана победа, и какие качества в морально-психологическом плане потребуются, если придётся снова защищать нашу Родину. Я уже опубликовал рассказ «Помни войну» и сейчас продолжаю эту тему»…

[09.06.2020] Олег Сливко: Ч-321 !  Приветствую  вас  в  районе  работы !!!  Паркет  222 .   Пока  вас  не  наблюдаю  . . . .

                ШТУРМАН ВАСЯ БЕЛКИН               
 
     Посылаю  ещё  одну  маленькую  зарисовку  очередного  вылета  на  боевое  задание  экипажей  моего Бати.  Отец  всегда  гордился  своим  Умницей  Штурманом - Васей  Белкиным.  Им  пришлось  за  войну  выполнить   множество  боевых  заданий,   и  Штурман  ни  разу  не  ошибся !!!  Отец, десятки  лет  спустя, всегда  приводил  мне  Васю  Белкина  в  пример  . . .  Говорил: «Вот  Вася  Белкин  был  настоящий  Штурман,  а  вы, молодёжь,   всю  Жисть  только  учитесь,  чтобы   ИМ  СТАТЬ !!!»   Вася  Белкин  по  сведениям  Отца  позже ,  в  50-х годах  был  переведён  в  Вологду  Штурманом  Полка .  В  70-х  годах  приезжал  в  Евпаторию  в  гости  к  Отцу. Представляю, что  это  была  за  встреча  . . .  !!!!   Я  в  это  время  служил  на  Дальнем  Востоке и  не  имел  возможности  встретиться, чтобы познакомиться  с  ним  -  Легендарным  Штурманом   моих  детских  воспоминаний   . . .
 
               Налёт  на  немецкий  аэродром !

      Получили  задание   разбомбить   немецкий   аэродром,  где  базировались  Истребители  -  Фокеры .  Они  постоянно  перехватывали  наших  бомбёров,  и  не  давали  им   возможности  пройти   к  линии  фронта  и  в  тыл. Батя  поставил  задачу  своему  звену  -  Разбомбить  Взлётную  полосу !!!!   Ознакомились  с  местностью, с  режимом  работы  немцев, с  количеством  самолётов и  с  вариантами   направлений  подхода  к  аэродрому  и  полосе  . . .  По  данным разведки   на  полосе  постоянно  дежурила  пара  Фокеров  . . .  в  минутной  готовности  к  взлёту.   Т.е.  надо  было  успеть  отбомбиться  по  полосе   до  момента  взлёта  пары!    Решили  за  несколько   десятков  километров до   аэродрома   снизиться  до  высоты  3-5м     и  в  составе  звена,   подойдя  как  можно  ближе,   нанести  удар.   Перед   взлётной   полосой   находилась  лесополоса, которая  закрывала  прямую  видимость   в  обе  стороны.  Договорились  за  100 м до  лесополосы   резко   набрать  30м  и  с  этой  высоты   сбросить  бомбы   в  боевом  порядке  друг  за  другом   по   взлётной   полосе   . . .   далее  с   отворотом  и  резким   снижением  уйти   в  лесную просеку  т.к.  самолёты  были  зелёного  цвета  !!! 
 
     Так  и сделали.  Взрыватели  установили  с  небольшим замедлением  . . .  Но  Видимо,   немцы   всё-таки   получили  информацию  о  подлёте   звена  ПЕ-2... Два  дежурных   Фокера   стали  запускать  двигатели  и  один  за  другим    выруливать  на  полосу  . . .  .  Самолёты  Отца   всё-таки   успели,   и  когда   первый   Фокер  (  ведущий) пошёл  на  взлёт  и  оторвался   от  земли,  он  оказался  прямо  под  самолётом   Отца. В  этот  момент  Штурман , Вася  Белкин  ,  сбросил   серию  бомб . . .   После  возвращения  на  базу на  фотосъёмке   было  видно ,  как  первая  бомба   попала  прямо  в  кабину  немецкого  Пилота ,  он  стал  пикировать  и  при  соприкосновении  с   полосой  - взорвался  . . .  Вторая  бомба  угодила  в  полосу  и  разорвалась  прямо  перед   разбегающимся  ведомым   . . . ,  он  угодил   в  яму  и  перевернулся  . . .  Всё  это  было  заснято  Штурманом   Василием  Белкиным   на  фотоплёнку   .
   
     Уничтожено  сразу  два  истребителя  и  полоса   в  районе   исполнительного  старта   повреждена .  Помимо  этого ,  бомбами   двух  ведомых  экипажей   ВПП   полностью   выведена  из строя . Все  были  награждены Орденами Красной Звезды!!!
На фото - Стоят :  слева  - Штурман  второй  АЭ  367  Полка ,  Герой  Советского  Союза  К-н Калиниченко ,  второй - его  Комэска  капитан  Аношкин, третий  - мой  Отец  командир  1-ой АЭ,  четвёртый   -  настоящий  Штурман  - Вася  Белкин  . . .-  мой  недосягаемый   КУМИР   . . .! Про  Комэску  Аношкина  напишу  чуть позже   . . .  Пример , как  надо  уметь  найти  выход  из  совершенно  безвыходной    ситуации. 

                НО ПАСАРАН

      На  этом  снимке  вторым   слева   стоит   Комэска  2-й  АЭ  367  БАП   капитан  Аношкин.  При  выполнении боевого  задания на  самолёте  ПЕ-2 , над  территорией  занятой  фашистами,  был  сбит… Штурман  и  Стрелок- Радист  покинуть  самолёт  не  смогли , видимо  были  убиты.  Самолёт  при  падении   попал  в  болото, туда  же  приземлился  на  парашюте  и  капитан  Аношкин.  Фашисты , видя  куда  приземлился   Лётчик ,  бросились   к   месту   приземления… Но  так  как  болото  было   довольно  большим   и   зыбким ,   пробираться   к  месту    приземления  Пилота   не  рискнули.  Привели  собак  ,  но  и  собаки  стали  тонуть  в  трясине… Тогда   они  приняли  решение   -  стрелять   из  автоматов. Окружили  болото  на  сколько  смогли  и   простреливали  все  камыши  непрерывно  в  течение  часа  !

       Капитан  Аношкин   после  приземления   моментально  принял  решение   - притопиться ,  намочив  комбенизон !   Ему  это  прекрасно  удалось…,  и  чтобы  не   захлебнуться ,  он   оторвал  стебель  камыша   и  ,  лёжа   под  водой  дышал  через  камышинку  . . . !!!!   Собаки  по  воде   добраться  до него  не  смогли  да  и  запах   пропал, когда  он  оказался  под  водой.   Немцы  расстреляли  весь  свой  боезапас ,  решили , что  Лётчик  убит  или утонул  в  трясине .   Но  Аношкин  выжил  , пролежав  несколько  часов  в  ледяной  воде .  А  ночью  выполз  из  болота    и   трое  суток  пробирался   через  лес  к  линии  фронта.  Так  попал  к  своим   . . . ,  потом   успешно   летал  до конца  войны  ,   бомбил  Берлин  и  после  окончания  войны  уволился  и  пошёл  летать  в  ГВФ   . . . , писал  Отцу , что  всё  сложилось  хорошо  и  будет  летать  сколько  сможет  . . .  Так   СОЛОМИНКА  КАМЫША  спасла  ему  ЖИСТЬ.

                У КАЖДОГО СВОЯ СУДЬБА

       На фото - Я с Женой ! Светланой . И мой чудесный самолёт , который мне подарил незабываемо богатую и счастливую Жисть . . . . Облетал два Океана , множество морей по всему Союзу и далеко на Юге . . . Даже пересёк ЭКВАТОР - интересный момент с Экватором , как - нибудь расскажу . . .

     Всё посмотрю с удовольствием . . . ! Для меня АВИАЦИЯ - это Родной Дом. Когда мне было 5 лет , меня катали по аэродрому на списанных ПЕ-2 , их уже готовили к ликвидации ( в Грузии п. Болниси ) высоко в горах был Аэродром - взлёт и посадка только с одним курсом . . . !!! Умудрялись ребята летать там и на ПЕ-2 и на ТУ-2 .

    Правда однажды загорелся на взлёте Пешка , пилотировал Друг моего Отца . Отец руководил полётами . . . . Друг - Герой Советского Союза , более 300 боевых вылетов. 1948год . Друг вывозил реабелитированного после войны Пилота из Штрафбата . . . . , чтобы восстановить его навыки . . . , После взлёта - в конце полосы - ПРОПАСТЬ несколько километров ! Самолёт запылал после отрыва . . . . . .
   
    А дальше случилось наверное самое худшее из всех возможных вариантов . . . . Герой Советского Союза ст. л-т Ружин прошедший всю войну с первого до последнего дня и победивший неоднократно смерть первым покинул самолёт , но неудачно . Хвостовым оперением его разрубило . . . на глазах у всех, кто был на аэродроме... Брошенный один , первый раз вылетевший после длительного перерыва и попавший в такую дикую ситуацию молодой Пилот решил бороться до конца . Включил все пожарные краны и продолжал пилотировать послушный самолёт . Ему удалось сбить пламя и пролететь над пропастью между высоких кавказских гор , самолёт не горел , но за ним тянулся нескончаемый чёрный дым . . . потом он исчез за горами.

    Как рассказывали местные жители, ему удалось продержаться в воздухе ещё около 5 минут , самолёт постоянно снижался и все ждали взрыва. Перед ним распахнулось огромное поле виноградников, и он уже был готов на него садиться. Но поле пересекала высоковольтная линия , которую он не увидел или увидел в последний момент . . . Пытаясь пролететь под проводами , он зацепился хвостом и его перевернуло . . . ударившись о землю самолёт взорвался . . . Как рассказывала мне мама , у Героя Ружина месяц назад родился Сын. Похороны были ужасные . . . .

      Рыдали все. Отец , произнося прощальные слова на краю могилы - потерял сознание . . . . . . .
      Как рассказывал Отец , где-то через месяц из другого гарнизона приехал какой - то капитан . Представился Штурманом ст. л-та Ружина , с которым летал долгое время войны. И попросил разрешения забрать жену Ружина с мальчиком к себе и жениться на ней . . . Отец дал добро !!!

    ВВЧ - Да... Суровая история… Такие вещи надо обязательно давать читать молодым, кто хочет выбрать профессию лётчика, чтобы заранее знали, что она не всегда ведёт к долголетию…

    Рецензия на «В память об отце» (Полковник Чечель)

Ваши рассказы потрясающие, Василий Васильевич. Любовь к небу, как же она удивительна по своей силе у мужчин. Трагические истории нисколько не умаляют достоинств замечательной профессии. Её избирают самые лучшие. И всем им хотелось бы пожелать долго летать, как и долголетия.

Благополучия и удачи Вам.

С теплом,

Натали Фаст   12.06.2020 23:01