Пушкин сам сказал, сколько лет Татьяне Лариной

Михаил Колобов 53
Вот и пиши таким рецензии… «Я не против деликатной критики или умных советов, какие могут дать люди интеллигентные» вещает о себе Зоя Орлова.
Затратил время на аргументацию, а она ни слова не говоря стерла мою рецензию. Понятно, по сути, возразить нечего, однако обидно. Все, кто пишет мне, могут не сомневаться, не удалю ни строчки.
Коль затраченных трудов жалко, потому размещаю в виде миниатюры в разделе «литературоведение» удаленные Зоей Орловой собственные строки.

Рецензия на «Сколько лет было Татьяне Лариной?» (Зоя Орлова)

Пушкин в поэме дважды указал, что Татьяне 13 лет, но автор учит (лучше бы не делала этого), как надо понимать эти строки. «Где сказано, что девочка в тринадцать лет - это Татьяна?», переходит в атаку автор. Ну, да, размышляя над письмом Татьяны, Онегин подразумевает кого-то другого, или, как выразился такой же пушкиновед «цифра лет тут в рамках трёпа».
Совсем не я, Пушкин вложил в уста няни: «И полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь». «В эти лета», - в Танины годы няня пошла под венец, а было ей 13 лет. Зато автор всё на няню списывает. Ай, да, Орлова, ай, да …

Пушкин называет Татьяну «отроковицей». Временной лаг этого термина 12-15 лет. Упоминаются в поэме «детские проказы», которые ее не интересуют, хотя должны бы. Это хорошо вяжется с тринадцатилетним возрастом, но выглядит странно, если предположить, что Татьяне семнадцать или того больше. Становятся понятными действия Онегина, которого юная девочка, почти ребенок, не заинтересовала, но когда она повзрослела (едва узнал, - именно переход отроковицы в замужнюю даму существенно меняет облик), его перемена объяснима.
После письма-шедевра действия Онегина Пушкин своей оценкой одобряет: «Вы согласитесь, мой читатель, что очень мило поступил с печальной Таней наш приятель». В конце романа в своей отповеди Татьяна говорит: «Не правда ль? Вам была не новость смиренной девочки любовь?» и еще – «К моим младенческим мечтам тогда имели вы хоть жалость, хоть уважение к летам…».

Зое Орловой приятно представлять себя пушкинистом: «А ведь роман "Евгений Онегин" назван В.Г.Белинским энциклопедией русской жизни 10-20-х годов XIX века»; но приходится созерцать полное незнание автором деталей этой жизни.
В ту пору заключали браки только через обряд венчания в церкви. Понятно, загсов не было. При венчании по православному обряду невесте задаётся дополнительный и для многих неудобный вопрос: «Не обещалася ли еси иному мужу?»
Татьяна дала обещание Онегину в письменной форме:
"Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Если ответить честно «Да, обещала»? Священник прекращает обряд венчания плюс скандал.
Пушкин выручил любимую героиню всего одной лишь строкой «... Которых не было и нет у девочки в тринадцать лет!» В письме Вяземскому (еще не было готово и половины романа) он сам толкует о 17 годах своей героине. Затем корректировка возраста, при этом все остаётся на своих местах: и чудесное письмо, и замужество, и, главное, безупречная репутация идеальной женщины.

В пушкинскую пору действовал Указ Императрицы Екатерины Второй от 22.12.1785 года «О совершеннолетии мужского и женского полов». В соответствии с ним малолетние в возрасте до 13 лет включительно не обладали абсолютно никакими правами, являлись полностью недееспособными и находились под опекой родителей или назначаемого опекуна. Любые их юридически значимые действия, обещания, клятвы, договоры, априори являлись ничтожными, и всерьез никем не воспринимались, никаких последствий, даже моральных, в будущем не имели. Включая ту самую клятву Татьяны Онегину в письме.
А будь нашей героине 17 в момент встречи с Евгением, как настаивает автор и другие, мыслящие стереотипами, да реалиями сегодняшнего дня, то Татьяна выглядела бы клятвоотступницей. Поскольку была бы совершеннолетней по действующему Указу Екатерины Второй.
И светлый облик идеальной женщины, которую рисовал Пушкин в романе, померк бы. Ведь Александр Сергеевич писал не для глупых потомков, а для современников. Недаром печатал каждую главу отдельно по мере написания. Читатели того времени прекрасно знали вопросы при венчании. «Сегодня клянётся одному, завтра другому и ещё врет нагло под венцом в храме, что никому ничего не обещала! Вертихвостка, а не идеал». Однако современники знали, правда не Зоя Орлова, что клятва 13-ти летней девочки, в силу закона абсолютно недееспособной, на репутацию взрослой женщины никак не влияла.
«Невольник чести» - Пушкин возрастом 13 лет защитил реноме своей героини - рано влюбившейся Татьяны. Ведь незапятнанная честь в то время являлась обязательной для женщин высшего света.

Представим снова ахи автора: «Неужели гениальный Пушкин мог так ошибаться, мог совершенно не знать реалий жизни, вкладывая в уста ребёнка классическое страдание…». Сдается мне, что незнания проявляет кто-то другой, а в страданиях некоторые дети могут фору взрослому дать. Оттого по ним, возраст литературного героя определять, резона нет.

Михаил Колобов 53   11.06.2020 22:42   

Полагаю, по этой теме у многих найдутся свои аргументы.

В споре рождается истина, потому с удовольствием отреагировал на следующую рецензию:
Здравствуйте, Михаил!
Спасибо, повеселили!
Конечно же, Татьяне 17 лет, как и писал Пушкин. Сомнений в этом не было и у его современников - это любимый женский возраст Пушкина, красавицы за 20 его не сильно занимали.
Выдумывать за Пушкина, что он там напутал - Ваше право, сочиняйте!
Тогда и об Ольге можно сказать, что ей никак не больше 12 лет, поскольку Ленскому (юному поэту) аж 18 и жениться на малолетке ему в полный кайф.
Вы, видимо, не поклонник А.С. и Татьяна Вам не нравится - это тоже Ваше литературно-мужское право. А я Пушкину верю.

Сейчас я читаю "Камеру обскура". Юная Магда вызывает во мне почти физическую тошноту, а Горн - ужас... Я это к тому, что одним нравится Сорокин, другим Пушкин. О чем спорить? Тем более, с учительницей. Учителя литературы - святые люди.

С уважением, Галина

Нико Галина   17.06.2020 16:35   

Стереотипы сильны. Не я, а именно Пушкин дважды в поэме написал, что Татьяне 13 лет. В письме Вяземскому он говорит предположительно, что героине 17 лет. Три года (после этого письма) главу не публикует, - вносит правки, и затем в поэме уже фигурируют «тринадцать лет» (заметим, что в размер строки они укладываются точно также, как и «семнадцать лет»; но в поэме фигурируют исключительно 13. О мотивах перемены возраста героини у меня сказано.

«Выдумывать за Пушкина» горазды другие. Я опираюсь исключительно на пушкинские строки.
Всё те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Восклицательный знак, опять же не я, - Пушкин поставил. У Александра Сергеевича нет случайных строк. Теперь вслед за «учительствующими пушкиноведами» Вам следует говорить, что сии строки не про Татьяну Ларину, а цифра годов «на уровне трёпа».

Попробуйте мимоходом объяснить, отчего Пушкин называет Татьяну «отроковицей» и станет действительно весело. Зоя Орлова вступать со мной в полемику не решилась. Когда в ход идут столь серьезные аргументы «не поклонник А.С. и Татьяна Вам не нравится» (вот с каких рыжиков такой вывод?), то можно констатировать их отсутствие. Потому начните с начала, то есть с текста великой поэмы.

Михаил Колобов 53   17.06.2020 17:42   

"Онегин" не поэма. Я не могу с Вами спорить, у меня Интернет на модеме и связь хреновая, счас вырубится.
Нет под рукой романа, напомните место, где Татьяна "отроковица"?
Про девочку "в тринадцать лет" говорится в связи с забытыми дедовскими временами, ловеласами и красными каблуками. Это относится не к Татьяне, а к старым обезьянам, которые не понимают, что юность откровенна, потому что непорочна. Здесь я согласна с Зоей.
К 13 годам цепляются, когда ускользают смыслы романа. (Это не о Вас!) В конце концов неважно, сколько ей лет - для Евгения она взрослая, а в нашей продвинутой сети некоторые сальные дяденьки обвиняют Онегина-Пушкина аж в педофилии!
В заключение сошлюсь на А.С.: "Несоответствий очень много, Но их исправить не хочу..."
В общем, понимайте, как Вам нравится - каждый ищет то, что его адреналинит.
Кстати, роман Толстого "Анна Каренина" вовсе не об адюльтере, Вам не кажется?

С уважением, Галина

Нико Галина   17.06.2020 22:53 

Галина, я вас умоляю, давайте не будем расширять круг спора. Каков тут жанр до сих пор не определено. Мне без разницы, это роман в стихах или поэма. Белинскому можно называть сие творение поэмой. Почему мне нельзя? Тащить сюда произведения Толстого тоже излишне.

Итак, сколько лет Татьяне Лариной?
Утверждаю, Пушкин сам назвал и не раз. Ваш оборонительный приём понятен, - эти строки не о Татьяне. Так же скажете и об отроковице. Сами утверждаете, что Татьяне 17 лет. Отчего же у нас нет зацепок в поэме, поговорить об этих 17-ти годах? – Пусто. О 13-ти сколько угодно, но не о 17-ти? Где поле для подтверждения вашей версии в романе? Покажите.

Рассмотрим строки поэта, которые бесспорно относятся к Татьяне. И тогда и сейчас сетовать, что 17-ти летняя девушка не играет в куклы, странно. Не правда ли? Всё становится на свои места при 13-ти летней героине.

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детские проказы
Ей чужды …
Писать такое о 17-ти летних девушках, что прежде, что сейчас, как-то не комильфо. У Вас есть здравое объяснение этому месту с подтверждением 17-ти летия героини? «Детские проказы» под шепоток с куклой, это, конечно, о семнадцатилетних девицах!?

Говоря об эпохе 19-го века, Вы вспоминаете педофилию иронично добавляя, что «Ленскому (юному поэту) аж 18 и жениться на малолетке ему в полный кайф», то есть тащите в ту эпоху представления эпохи нынешней.
Вот живые примеры из окружения Пушкина: Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12 лет; мать Гоголя обвенчалась в 14 лет; знакомая поэта Хераскова Лабазина была выдана замуж едва ей исполнилось 13 лет.
Пушкин знал, о чём писал: няня Тани вышла замуж в 13 лет (крестьянская судьба); Ольга Ларина выскочила за улана тоже в 13 лет (дворянка) и всё это в порядке вещей.

В своей отповеди Евгению в конце романа Татьяна говорит:
«То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам …»
Если 4 года назад Татьяне было 17 лет, то к какой младости она может взывать? – Семнадцатилетняя девушка в ту пору считалась совершеннолетней, она стояла на одном уровне с другими членами общества, и никакого снисхождения («уважения к летам») ей не требовалось.
С 13-ти летней иное дело. Пушкину важно подчеркнуть, что та младенческая клятва ничтожна и его героиня не запятнана. Всем современникам было то понятно (в отличие от Зои Орловой Указ Екатерины Великой им был известен доподлинно), как в смысле морали, права, ответственности: «которых не было и нет у девочки в тринадцать лет».

Михаил Колобов 53   18.06.2020 20:53