Запись сотая. Некому и жалобу подать

Нина Левина
16.09.05 На «Автографе» вечер, посвященный книге Сергея Садовского «Календарь».
 
С. Садовский умер в 2003 году в возрасте 53-х лет – сердечный приступ в жаркий июльский день, в местном пруду, никого не оказалось рядом.
Сын сельских интеллигентов. Отец умер ровно через год после рождения сына.
У Сергея два высших образования – пед. с иностранными языками и филологический Универа. Какое-то время работал в Москве, но большую часть в с. Зырянке, работал в газете.

По-своему - трагическая личность. Меломан, поэзиоман. Любимые поэты: Цветаева, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Заболоцкий, Ахмадулина.
С Цветаевой чувствовал духовное родство, много посвятил ей стихов, был в переписке с Анастасией Цветаевой и Куниной, знавшей Цветаеву и Пастернака.

Писал стихи с 14-ти лет, но не придавал значения своему дару – слишком высокую для себя имел перед глазами планку – любимые поэты. (Очень ценил нашего Олега Афанасьева).
В селе его не понимали и не принимали. При очень внешне выигрышной внешности был зажат и скован. Собственной семьей не обзавелся, жил с матерью...
(Можно только гадать о причинах такой не сложившейся личной жизни).

После его смерти Виктор Данилович Юшковский, (кого мы и принимали в качестве гостя), собрал то, что осталось от архива Садовского, и издал на деньги доброхотов сборник его стихов, куда  вошло и несколько его эссе о посещении могилы Пастернака, о встречах с А.Цветаевой и Куниной, о Бабеле, его жене, уроженице Томской области.

О стихах можно вот что сказать. У человека был несомненный дар, но он остался не развит. Т.е., похоже, ему не с кем было общаться, сверяться, пробовать «на зуб» свою поэзию. Он находил в ней отдушину в своей нескладывающейся жизни (он понимал, что его место не там, в Зырянке, но ничего не был в состоянии изменить – оставить престарелую мать на произвол судьбы - как ему представлялось - не мог).
 
«Календарь» - это как дневник внутренней жизни человека, богатого духовно, но совершенно не имеющего возможности раскрыться: во-первых, некому было слушать, а во-вторых, слишком была высока планка поэтического мастерства, которую он для себя установил. (Об этом говорила Ольга Геннадьевна).

Явлением поэзию С.Садовского не назовешь. Из всего «Календаря» можно было отобрать стихи, действительно останавливающие внимание и вызывающие сочувствие, но их немного: посвящения любимым поэтам, циклы, обращенные к его поэтической любви – Марине Цветаевой, стихи, обращенные к людям, с кем его связывала взаимная приязнь, стихи, обращенные к природе (неизбывном источнике его вдохновения и его преклонения).
Аудиторию поразила судьба очень неординарного человека, умницы, глубоко чувствующего, одаренного, совестливого, светлого, но поставленного в такие рамки собственных и внешних ограничений, что он так и не смог раскрыться и реализоваться.
Поэтому большая благодарность Юшковскому за то, что он, выпустив этот сборник, сохранил для нас личность Садовского такой, какой тот себя ощущал.

***
Где еще, какой еще дорогой
Походить, чтоб встретиться в пути?
Это не судьба. Её не трогай,
Просто так вот выпало идти.
 
Это будто  жребий - не сорваться,
(некому и жалобу подать).
Королям приходится скитаться,
Птицам, выпадает, не летать.
 
И живут, как курицы, ей Богу,
Те, кто для полета был рожден.
И выходят странники в дорогу,
Ничего не ведая про трон.

2010 г.