24. Пепельная среда

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/06/09/1656

Карнавал  заканчивается  в "пепельную среду" (Aschermittwoch).  В этот же день начинается и предпасхальный  Великий Пост.

Хорошенько повеселившись, народ нехотя прячет костюмы и праздничный реквизит в сундуки, наводит порядок в доме и в голове и предаётся думам о дне насущном. 

Для атеистов - это время для постпраздничной депрессии.  Для верующих - время подумать о грешной  душе. Прощайте, колбасы, сосиски, ветчина и поросята на вертеле. Ведь в этот день  начинается 40-дневный Великий Пост.

Пепельная среда  соответствует православному чистому понедельнику. В этот день предписан строгий пост. "Прах ты и в прах возвратишься", – говорится в Книге Бытия. На католических мессах в этот день священник посыпает головы верующих пеплом или наносит им пеплом знак креста на лоб.

Пепел, по традиции, получается от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья. Этот обычай имеет древнее библейское происхождение - в Ветхом Завете посыпание головы пеплом являлось символом покаяния и смирения. В литургической практике он известен с VIII века.

История и светские традиции внесли в этот праздник свои коррективы.

Теперь карнавальщики с особым нетерпением ждут "политической пепельной среды", когда на орехи достаётся сильным мира сего. По традиции,  в этот день политики посыпают друг друга "словесным пеплом", причём вовсе не стесняясь в выражениях.

Этот обряд появился еще в XVI веке: в 1580 году баварские крестьяне впервые устроили "политическую пепельную среду", собравшись специально, чтобы обсудить все злободневные политические вопросы. Официальным же годом рождения "политической пепельной среды" считается 1919-й, когда "пепельные" дебаты развернули уже не крестьяне, а представляющая их интересы партия - Баварский союз крестьян.

Продолжение  http://proza.ru/2020/06/15/1484