Будет ли конец эпохи гуманитариев в России?

Виталий Овчинников
Или же – нет? Я за то, чтобы это было - да!


Все в стране  уже знают об экологической катастрофе в Норильске, произошедшей  в связи с разрушением резервуара для хранения дизельного топлива. Согласно нашим  СМИ    это разрушение произошло в результате проседания грунта под фундаментом резервуара из-за процесса  уменьшения зоны вечной мерзлоты за полярным кругом России.  Которое, в свою очередь,  происходит из-за потепления климата в северном полушарии земли. Так что, виновных в происшествии нет. То есть, человеческого фактора нет. Природа виновата. Вот с нее и спрос.

Я бывал в молодости в Норильске. Красивый был город. Так вот, дома там стоят не на фундаментах, а  на сваях, забитых в вечную мерзлоту. На сваях стоят и многие виды промышленного оборудования на заводах и рудниках Норильска и даже котельные с высоченными трубами. И я не думаю, что при проектировании  фундамента  под резервуар эти   особенности Норильска не были учтены. Если, конечно же,  фундамент под данный резервуар проектировался  еще в  Советское время. Но я не нашел в интернете ничего  про  год монтажа этих резервуаров. Значит, они  все были смонтированы в нынешнее время.  В то самое, когда  власть у нас уже была гуманитарная. И это страшно для России.

Потому что  нынешней Россией правят люди, не отличающие болта от гайки.  В правящей верхушке страны после переворота 1991  года, никогда не было инженеров.  Были лишь одни   гуманитарии, главная задача которых заключалась  в максимальном использовании советских технических достижений  в промышленном производстве для «накачивания» прибыли.  И они «качали» эти достижения по максимальной возможности, не обращая  внимания ни на что и ни кого. Их интересовала только лишь прибыль и только прибыль.  И больше ничего.

И аварии посыпались одна за другой. Они буквально захлестнули Россию после 2000-ных годов, когда бывшая советская техника начала массово выходить из строя из-за неквалифицированной ее эксплуатации.  И эта  новая, нынешняя, в Норильске  из их числа.

Поясню свою мысль.

Мы постоянно слышим в СМИ, об авариях и катастрофах в России :  то там что-то рухнуло, то там что-то упало, то там что-то взорвалось, то там что-то развалилось, то там что-то  сгорело и так без конца! Редкий день не обходится без подобных происшествий,  с восторгом расписываемых журналистами! А после катастрофы не Саяно-Шушенской ГЭС разговоры эти всколыхнулись с громаднейшей   силой! Появилось колоритное слово, обобщающееся в глазах беспринципных журналистов и политиков подобные явления, обрушившиеся в последнее время на нашу страну. Слово это коллапс! Технический коллапс России! Энергетический коллапс России! Экологический коллапс России! Интеллектуальный коллапс России!  И так далее и тому подобное!

Все, мол, верно, говорят наши управляющие гуманитарии! Все – закономерно! Так и должно оно было  быть! Это, мол, естественные в нашей стране процессы, являющиеся следствием неэффективности Советской технической политики и низкого качества выпускаемого в Советской стране техники. Любой техники, предназначенной для гражданского использования! А потому – караул! Караул!     И еще раз караул.
   
И во всю начали уже  раздаваться злорадные шепотки, голоса и крики, и вопли   всевозможных либеральных  недругов России – Ага! Все! Мол, началось! Это бывшая техническая мощь СССР оказалась мифической, дутой, ненастоящей, этаким чудовищным  колосом на глиняных ногах! И он, этот колос начал уже во всю разваливаться! Плохие, мол, были в СССР инженеры и плохие рабочие – ничего не умели делать! Да и сейчас тоже ничего они не могут! Все – Россия кончилась! Все – Россия обречена! Пусть теперь довольствуется лишь ролью второстепенной, сырьевой, технически отсталой и неразвитой страны и пользуется только зарубежной техникой и только зарубежной технологией. На свою технику у России ума уже не хватает! И не будет хватать!

Так ли это на самом деле?! Давайте, все-таки, попытаемся разобраться с происходящими в России в последнее время техническими проблемами. Да, Саяно-Шушенская трагедия  - это конечно же трагедия! Даже больше , чем трагедия– это катастрофа! Это - кошмар! Это – ужас! Да, взрыв газопровода в Москве – это ЧП, чрезвычайное происшествие!  Да, выход из строя системы электроснабжения чуть ли не половины города Москва – это явление из ряда вон выходящее! Да, сход  вагонов метро с подземных рельсов – это трагедия! Да разрушение Московского Аквапарка – это больше, чем страшная  трагедия!  Это в буквальном смысле слова – жуть!  Пожар в торговом центре в Кемерово с несколькими десятками жертв детей, это как охарактеризовать?  Концом света?
 
Но позвольте вас спросить – чья это катастрофа? Чья это трагедия?  Чей это кошмар?  Чей это ужас?  Чья это жуть? Скажете – это все наше, родное, Российское! И будете правы! Да, все это, как и множество других подобных случаев, произошло в России! Но у кого -  в России, позвольте вас спросить? с  Ответ прост! У новых хозяев России! Не у государства, нет,  а у новых хозяев всех этих  опасных технических объектов, чья эксплуатация сопряжена с опасностью для окружающей среды.

В Советское время, в стране, худо-бедно, но все же действовал специальный законодательный регламент, согласно которому все технические объекты на территории страны, чья эксплуатация могла быть сопряжена с опасностью для окружающей среды, находились под строгим контролем специальных  органов страны, так называемого Госгортехнадзора, очень жестко контролирующего все стадии изготовления подобных объектов, начиная от проектирования, изготовления, регистрации и кончая их эксплуатацией. К таким объектам в общем машиностроении относились сосуды, работающие под давлением, грузоподъемные краны, резервуары для хранения жидкого топлива, трубопроводы, строительные металлоконструкции, металлургическое, химическое оборудование, гидротехническое оборудование, транспортное оборудование, горно шахтное оборудование и т. д. и т. п.  Авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, морские и речные суда находились под контролем своих, специальных, ведомственным органов контроля,  и тоже контролировались очень жестко.
 
Проектировать это оборудование, изготавливать и эксплуатировать его могли только специалисты, прошедшие специальное обучение и сдавшие экзамены в региональных отделениях контролирующих органов Госгортехнадзора. Г   Причем, проверка знаний шла постоянно. Рабочие сдавали экзамены ежегодно, а  ИТР-овские работники -  один раз в три года. На всех чертежах  деталей и на всей технологической документации по их изготовлению стоял чернильный штамп «ГОСГОРТЕХНАДЗОР». Его ставила служба «нормоконтроля» при разработке проектной документации.  Это значило, что к таким деталям качественные требования на много увеличивались.
 
А сварщики перед допуском к работе варили специальные контрольные  образцы в виде пластин или труб, которые затем проходили целый цикл испытаний:  и просвечивание рентгеном и «прозвучивание»  ультразвуком, и химический анализ сварного шва и его механические испытания.  Сварщик, чьи образцы не прошли испытания просто не допускался к работе! Поэтому качество изготовления подобных объектов всегда было очень высоким и полностью соответствовало требованиям проектной документации. Отклонений от чертежей не допускалось. А если и допускались, то только лишь в исключительных случаях и только при разрешении головной проектной организации. А в процессе эксплуатации этих объектов инспекция Госгортехнадзора очень жестко контролировала исполнение всех видов планово-предупредительных ремонтов и  их фактическое, как техническое, так и физическое  состояние.

Поэтому в Советское время не было технических аварий, связанных с некачественным изготовлением и низким уровнем эксплуатации объектов Госгортехнадзора. Даже шоферов автомобилей по утрам проверял врач, не говоря уж о машинистах поездов или летчиках! Советская система контроля работала четко и сбоев не допускала. Вы помните об авариях или катастрофах на шоссейных или железных дорогах страны в те времена? Я – нет! Часто ли разбивались в то время наши, как сейчас говорят, некачественные самолеты? Я  таких случаев за всю свою жизнь что-то  не припомню!

После распада Союза новоиспеченные хозяева бывшей «Советской собственности» были озабочены только одним – максимальным получением сверхприбыли! Ничто другое их не интересовало! Поэтому все виды затрат, связанных с вопросами качественного изготовления продукции и технически грамотной его эксплуатации, отвергались заранее. И все виды оборудования, находящиеся в их пользовании, эксплуатировалось варварски, До  выхода его из строя, до аварий, до полного его разрушения. Никакие нормы и правила эксплуатации оборудования не соблюдались. Для новых хозяев они вообще перестали существовать.
 
Даже в атомной промышленности, на атомных электростанциях, сроки ремонтов и замены отдельных видов оборудования не соблюдались. Сроки эти продлялись, продлялись и продлялись! После распада Союза на  атомных станциях страны не было заменено по плану ни одной единицы оборудования! Ни одной!!! Вы – понимаете?! Я – нет!  А ряд специализированных заводов, предназначенных для изготовления отдельных блоков и узлов энергетического оборудования атомных и тепловых электростанций  были просто брошены на произвол судьбы и скоро «позакрывались»! Среди них оказались и  такие шедевры современной технической мысли, как  заводы «Атомспецконструкци» и «Конатэм» в подмосковной Электростали и целый ряд  других!

Да, это действительно коллапс! Только какой? Технический? Да нет, ничего подобного!  Это моральный коллапс нынешних хозяев России! Живущих по принципу – после нас хоть потоп! Вот он и случился этот страшный потоп на Саяно-Шушенской ГЭС. Сколько пустых разговоров было  с самого начала о причинах аварии! И вся верхушка страны с упоением повторяла одно и то же незнакомое для них слово – Гидроудар! Гидроудар! Гидроудар!  И Шойгу,  и Медведев, и  Президент! Кто им подсунул это слово? Зачем? Для чего?

Ведь все гидростанции мира проектируются и строятся с таким расчетом, что явления гидроудара на них в принципе невозможны! Ну, не знаете, что там произошло! Бывает! Это естественно в подобных условиях! Так и скажите! Или хотя бы подождите с умным видом до завершения работы соответствующих  комиссии! Так нет же – гидроудар! 

Господи! Да какой там в болото гидроудар! Причина очень простая и самое страшное, что закономерная! Вполне возможно, что за ней последуют и другие подобные аварии, если не принять в срочнейшем порядке аварийные меры для спасения нашей гидроэнергетики! Причина – преступно варварская эксплуатация энергетического оборудования гидростанции в течение последних двадцати лет!  В 1978 году был пущен в эксплуатацию первый энергоблок Саяно-Шушенской ГЭС. И с тех пор эти блоки не менялись! За рубежом гидротурбины меняются каждые десять лет эксплуатации! Могут еще продлить срок эксплуатации на пять лет, если комиссия признает состояние гидротурбины хорошим! Но не более! А у нас – тридцать с лишним лет!

Металл за это время  начинает не выдерживать подобных нагрузок и начинает разрушается! Вот турбина и разрушилась! А за ней пойдут разрушаться и следующие, ибо срок их эксплуатации вышел еще двадцать лет назад! И не знать об этом невозможно! Я никогда не поверю, что хозяевам гидростанции никто ничего не говорил о грозящей гидростанции катастрофе! Так что же это?! Безалаберность, бесхозяйственность, непрофессионализм, элементарная тупость «идиотов»?  Да нет, ни то, ни другое, ни третье!  Это уже – преступление! Намеренное и целенаправленное! Преступление и техническое, и политическое!
 
Что, нельзя было учесть при проектировании бетонного основания для этого громадного Норильского резервуара, последствий царящего в последние годы  в Арктике потепления и обязательного проседания грунта? Можно! Но это могли сделать лишь инженеры, а не хозяева гуманитарии. А инженеров  теперь нет в руководящих органах страны и ее регионов. Нет! Тем более, что сам  Потанин, нынешний хозяин Норильска, получивший этот уникальный промышленный район бесплатно,  по указу Ельцина уже заявил, что восстановит все за свои деньги.

Да, бог, дай бог! Восстановить-то он восстановит,  куда денется – ведь самому Путину дал слово.  Но восстановит  опять без учета особенностей  эксплуатации подобных  резервуаров  в условиях вечной мерзлоты. Или – как?!
***