Размышления

Евгений Френкель
Как в звериной стае без вожака, так в первобытной общине не обойтись без вождя – самого сильного, самого надёжного, умелого, искусного в слове, смышлённого, способного находить решения в трудных обстоятельствах. Таких ценят, уважают, их почитают, чтят их память. Община таких обслуживает, кормит. Завтрак вождя – табу. Случайно съешь, и всё – смерть от избытка чувств. Словом, мыслящая голова рано научилась подчинять себе рабочие руки.

А тут ещё потепление: саваны превратились в пустыни, болота в плодородные речные долины. Для нужд ирригационного земледелия потребовались десятки тысяч рабов, потребовались вожди – воины, строители, потребовались города – государства, цари, жрецы, боги. Медный и бронзовый века сменились железным. Не стало острой необходимости в рабах. Наряду с ними появились колоны – свободные арендаторы земель. Забрезжил свет христианской общины – светлого будущего всего человечества. Деян.2;44-47: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».
 
С лёгкой руки императора Константина Великого крестьян прикрепили к земле. Возникло крепостное право, Средневековье, потом капитализм – войны за рынки сбыта и дешёвую рабочую силу, потом империализм – военно-промышленные комплексы, военные заказы, военная истерия – организованная система обмана налогоплательщиков собственных стран, неоколониализм. Поглядите на тонны бесполезного металла на военных парадах, на военных полигонах, на морях, в небе, в космосе. Большевики в России пообещали рай для рабочих на земле и построили империализм. Скажут, а всемерное удовлетворение постоянно растущих потребностей населения, а всеобщее образование, право на труд, отдых, а социальные лифты? Тот же империализм, только ещё более лицемерный. Впрочем, и у мирового империализма и у нашего доморощенного империализма лицемерия не занимать. 1Ин.2;15,16: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».

Я верил в научный коммунизм, потому что жил в нём. Книжки «Политиздата» были до смешного дёшевы и доступны. Я читал Ленина. «Нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его первой главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя» (Ленин В.И. Философские тетради. ПСС, т.29, с.162).

Я стал читать Гегеля. Гегелевское мышление в философских категориях от чистого абстрактного бытия к необходимости и к Абсолютной идее – это человеческое мышление. Гегелевская философия – идеалистически перевёрнутый материализм и поэтому её естественным историческим продолжением стали Фейербах и Маркс. Гегель сводит Бога к Абсолютной идее и разрабатывает философию как диалектику, логику и теорию познания. Поэтому логику Гегель ставит выше поэзии.
 
Потом я стал читать Шеллинга. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) – великий философ. Он обратил внимание на то, что природа едина. Её части состоят во взаимодействии – в действии и противодействии, стремящимися к равновесию, к примирению, к синтезу, что находит своё выражение в полярности. Границы вещей  - границы действия сил притяжения и отталкивания. Двойственность и полярность – универсальные принципы природы. Магнетизм, электричество, противоположность кислот и щелочей в химии – этому подтверждение. Идеи Шеллинга –  идеи единства, внутреннего родства и связи сил природы, её развития оказали влияние на естествоиспытателей в частности на открытие электромагнетизма Эрстедом в 1820 г. Сегодня они подтверждаются разработкой Единой стандартной модели в физике элементарных частиц.

Шеллинг был верующим человеком. Бог проявляется в жизни в виде рока, в виде закономерности и в виде провидения. Поэт созерцает, упорядочивает и творит мир. Он человек, наделённый даром, который позволяет ему изображать и высказывать то, о чём он сам не отдаёт себе полного отчёта. Поэзия есть откровение. Откровение суть связь человека с Богом. Если искусство свободно, оно свято и чисто. Поэтому поэзию Шеллинг ставит выше логики. История понимается как история обнаружения Бога в человеке и в человеческом обществе. Бог – абсолютное начало. Он не имеет иной причины Своего существования и Своего творения. Творение - свободный Божественный акт. Если мы искренни, мы выводим мир из Бога, как первоначала всякого опыта.

Это последнее утверждение великого философа оказалось ошибочным теологически и исторически. Мир происходит из Бога, но выводим мы Бога из мира – из наблюдения и исторического опыта, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим.1;20), и Божие провидение становится явным. Я стал читать Библию.