Дискуссия о Боге

Аркадий Костерин
Однажды я дал в Фэйсбуке ссылку на мою статью «Бог создал Квантовый Мир» и получил отзывы. Состоялась небольшая дискуссия о Боге, которую я здесь привожу.

ЮБ: явно мы видим не все, но только привлечение понятия бога - это попытка прыгнуть сразу в конец, перескочив момент открытости неизвестному. (Бритва Оккама этого не вынесет.)

АК: Кроме Принципа Оккама есть ведь и Принцип Амакко. Вот одна из возможных его формулировок: "Для полноты описания умножай, насколько это возможно, сущности, логически совместимые с рассматриваемым фактом. (Лебедев, https://yadi.sk/i/qtQZvpla3Si4F5)

ЮБ: Однако слово "бог" сводит на нет любой разговор. Это не умножение эпитетов для более полного и разностороннего описания, а наоборот – печать молчания на рот. Это супер-мега абстракция, включающая всё. Что мне делать с богом? – Да то же, что и без него.

АК. Это дело хозяйское. Бог христиан сказал о Себе всё, что нам нужно знать. Но, о вере не спорят...

ЮБ: Если бы он сказал всё, то все бы услышали, и не было бы уже нехристиан, а был бы рай и благоволение. Однако все не так. Вывод: либо он сказал не все, либо сказать всё мало. Надо еще дать понять.

АК: Понять мы должны сами. Если хотим. Потому что Бог не навязывается. Поверить в Него можно только добровольно, да и потрудиться душой придётся.

ЮБ: Откуда мне знать, что "нам нужно знать"? Я – не мы. Кому это – нам? И кому видней, что этим нам нужно? Тут завуалирована позиция ребенка: есть взрослые и им видней. Т.е. это отказ брать на себя ответственность за свою жизнь.

АК: Наоборот! Нужно проявить самостоятельность, волю и потрудиться, чтобы понять. И взять на себя ответственность перед Богом-Творцом за свою жизнь, за всё скверное, что сотворил в жизни.

ЮБ: Угодно ли такое безвольное поведение родителю? Творцу, творящему новое, причем такое, которое грозит убить его самого? Вера не спорит, а просто сворачивает горы, чтобы из ничтожной части воспринимаемого мира дать ему увидеть весь, всю славу, от которой может быть, вспыхнет ум и развеется пеплом тело.
ashes to ashes dust to dust

АК: Нет, Вы всё смешали. Он сказал всё, что нужно тем, кто в Него верит. Причём, каждому – лично сказал то, что может его спасти. Но, для этого нужно иметь доверие к Богу. А другим воздаётся по их вере. – Вера – это обобщающий вектор выбираемой реальности.

Ю.Б. Вы пытались присмотреться внимательно к моменту выбора? Как он происходит? Кто делает выбор? Кто выбирает?
Похоже на то, что воля выбирает сама. Без участия сознания. Напротив даже, она использует сознание пост фактум для того, чтобы оно рациональными обоснованиями оправдало совершенный выбор.

АК: Совершенно верно! Очень ценное наблюдение. Потому что полная личность – это мультивидуум, она больше дневного сознания. А осознаю я выбор запоздалым дневным сознанием – уже из последующей реальности. Выбор совершает не только наиболее вероятное сознание, но и менее вероятные альтернативные личности, находящиеся в бессознательной сфере. Поэтому у меня всегда есть возможность взглянуть на себя, как бы, со стороны. В этом и состоит рефлексия мышления.

ЮБ: Воля свободна. В том числе и от нас как самосознающих существ. Не мы свободны. Но мы находимся в свободе. Находим себя в свободе.

АК: Ну, конечно, мультивидуум намного шире единичного самосознания. Это деятель более крупного масштаба, чем частные альтернативные индивидуальности.

ЮБ: Тот он, который сказал, кто он? Он лично вам сказал? Тогда я готов признать ваше утверждение. Если он сказал вам опосредованно через буквы, тексты, других людей, будь они даже пророки и поэты, то это не реальное основание, а принятое добровольно прокрустово ложе, принятое для избегания контакта с реальностью. С Его реальностью.

АК: Уважаемый ЮБ! У меня сложилось впечатление, что Вы не представляете, что такое вера, в личном плане и в объективном. – Вера намного достовернее, чем личное свидетельство – моё или любого другого. Потому что вера состоит из личных отношений КАЖДОГО верующего с Богом и, также из объективных событий. Я говорю, конечно, не о начётчиках, а об искренне верующих. Это опыт миллионов людей – что искренне верующий человек начинает понимать язык Бога. Язык Бога – это, во-первых, трактовка событий, происходящих в жизни человека, инспирированная духовной практикой, а во-вторых, голос Бога, который звучит в душе. Он отличается от собственных мыслей, и со временем, верующие научаются его распознавать. При этом необходим критический подход и смирение. А лучше всего – покаяние. Когда ты отчётливо осознаёшь своё ничтожное место в этом мире и свои недостатки, становится слышен голос Бога. Но, он влияет на решения, принимаемые верующими даже и в том случае, когда они это не осознают.
Теперь об объективности. Даже, если Вы скажете, что Бога нет, то не сможете отрицать тот факт, что христиане в своих поступках исходят из того, что Он есть. Для них – это объективная духовная реальность, которая претворяется в реальность жизненную и историческую на протяжении тысячелетий. И Вы не сможете отрицать объективность этой исторической реальности.

АК: Но, познание Бога может и должно продолжаться бесконечно! То есть, Он на каждом этапе познания даёт верующим людям всё необходимое знание о Себе. При этом, подчёркиваю: вера – это доверие к Богу. Никак иначе!

Июнь 2020