Бел Город. Однодворцы села Уды

Виктор Каменев
Яндекс.Дзен

Продолжаем читать сборник «Белгородская черта» за 2017 год. В статье А.А. Рослякова (Москва) и Т.А. Состина (Краматорск) об истории крупного однодворческого села Уды Болховецкого уезда Бел Города XVII-XVIII веков предстаёт удивительное сословие России тех веков – однодворцы, жизненный уклад этих потомков «служилых людей по прибору», то есть людей военных, допетровской России. Которые считали себя дворянами, и, можно сказать, были дворянами «одного двора». Выражая признательность авторам, выскажем и своё мнение.

По царскому указу

Село Уды было основано указом царя Фёдора Алексеевича от 14 ноября 1677 года (4 ноября 7186). По этому указу курчанин Михаил Павлович Истомин вместе с болховчанами пушкарским старостой Телятниковым и стрельцом Ельшиным отправились на пустые земли «на дикое поле» в Удский стан Болховецкого уезда на реку Уды, к Пристененному лесу.

Из «Строельной книги новых усадищ в урочищах по реке Уде» (1677)

Лета 7186 (1677) ноября в день 4… по великого князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу и по отписке ис Курска боярина и воеводы князя Г.Г.Рамодановского с товарыщи, курченин Михайла Павлович Истомин, взяв с собою болховчан старосту пушкарского Евдокима Телятникова, стрельца Емельяна Елшина, ездил в Болховской уезд в Удский стан на реку ж Уды к Пристенну лесу, в котором пасеки болховчан солдат Гапея Черникова с товарыщи, на порозжею землю на дикое поля»….

И владеть им, рейтаром и солдатом, тем поместьем дан указ великого гедря. А на отказе с М.П. Истоминым были сторонние люди болховчане дети боярские Дементий Юрьев, Михайла Колесников, козачьи пятидесятники Григорий Пронин, Аверка Мокаров, Авирий Сатин, приказные избы подъячей Нозарей Литвинов, стрелецкие пятидесятники Кирила Смурыгин, Федор Черной, Яков Гостев, стрельцы Иван Мамин, Епифан Красников. Истомин руку приложил.

Истомин с товарищами провели межевание и наделили поместными землями под усадьбы 67 болховецких казаков, рейтар и солдат с семьями за их службу, основав первоначально село Пристенное, по названию близлежащего леса. В числе первопоселенцев, в частности, были Бобровниковы, Боженовы (Бажиновы), Барановы, Бушевы, Гуньбины, Гурьевы, Ермаковы, Жигаловы, Зверевы, Крохины, Кузнецовы, Ламтины (Лантиновы), Лосеевы, Сухоревы, Черкасовы, Чехичины, Шафоростовы, Юрьевы, Черниковы.

На Муравском шляху

После постройки Белгородской черты служилые люди за свою службу, как правило, получали землю в том же уезде, где служили. Поэтому в 1677 году служилые люди из Болховца, участники Чигиринского похода, получили землю и основали село Пристенное в Болховецком уезде с центром в городе-крепости Болховец (основан в 1646). В этом городе служили «сведенцы», от «сводили», в частности из Белева, Болхова, Ельца, Карачева, Ливен, Мещевска, Серпухова, Шацка.

Пристенный лес был давно известен болховецким служилым, у солдата Гапея Черникова с товарищами там были пасеки. Переселенцев наделили землёй под усадьбы и пашню, а также ещё и «перелогами» - заросшей пахотной землёй (не обрабатываемой до 10 – 20 лет подряд). То есть помимо пасек, болховчане здесь раньше ещё и землю пахали.

Село было основано возле Муравского шляха и находилось за Белгородской чертой, на расстоянии примерно в 40 км от крепости Болховец, поэтому при приближении татарской конницы жителям было трудно успеть укрыться в крепости, неудобно было вести и хозяйственные дела.

В челобитной 1688 года жители Пристенного: «Бьют челом… детишка боярские Артёмка Чехичин, Ивашко Рагозин с товарыщами… от того мы, холопи ваши, перед своею братьею от воинских людей и от дальних болховских волокит и проходов розарены без всякого остатку, потому гедри, что стали те наши поместьи и живем за волом, за чертою и на ханском шляху в степе…»

Говоря современным языком, пристенцы дети боярские Артёмка Чехичин и Ивашко Рагозин с товарищами пишут о том, что они «бедные и до конца розарены», и просят приписать их к Золочеву для ведения дел и укрытия во время крымско-татарских набегов. Золочев был всего в 15 км от Пристенного. В челобитной указывается, почему их сразу не приписали к Золочеву: во время межевания земли они были в Чигиринском походе (в русско-турецкую войну 1672-1681) и не могли об этом сказать.

Видимо, Пристенное пострадало от крупного татарского набега 1680 года в рамках русско-турецкой войны, когда крымский хан Мурад-Гирей собрал 100 тыс. конную орду и пошёл на Бел Город по Муравскому шляху. Пристенное всего в 4-5 км от Муравского шляха. В 1700 году 32 болховецких служилых указали свою землю уже в Золочевском уезде, в селе Пристенном Удского стана.

В Золочевской сотне

В Пристенном поселились семейные служилые солдаты (войска «нового строя» верстанные из стрельцов и казаков - Авт.), казаки, стрельцы, дети боярские городовой службы, рейтары (кавалеристы «нового строя», вёрстанные из детей боярских и казаков – Авт.), копейщики и даже подъячие. В 1700 – 1706 годах село называется всё чаще «Уды» по одноимённой реке, на которой оно стоит. Когда село Пристенное было примежевано к Золочеву и отошло в Золочевский уезд, служилые люди из села продолжали ещё нести службу в Болховце, что приносило большие неудобства.

В 1706 году по указу Петра I село Уды приписывается к Золочеву, и в первый раз село Пристен официально называется «Удами». В 1722 году служилые села Уды уже в составе Золочевской сотни Харьковского полка, в нём числится 213 русских однодворцев, которые несут казачью службу.

В 1730-е годы население села Уды состоит из однодворцев и казаков, основная масса которых была переведена в казачье звание в первой половине 1730-х годов из однодворцев Белгородского, Чугуевского уездов и Харьковского полка. Относились казаки по-прежнему к Золочевской сотне Харьковского полка.

С казачьей службой однодворцев села Уды связано появление Гурьева Казачка из двух хуторов: Гурьевский Казачок и Протопоповский Казачок, основанных отставными казаками Гурьевым и Протопоповым в 1750-1760 годах.

Помимо Харьковского слободского казачьего полка, казаки Уд служили и в Ландмилиции - особом виде поселенных войск, учреждённых Петром I в 1713 году. К 1725 году было сформировано 6 ландмилицких конных полков, в 1731 году, в связи с постройкой Украинской оборонительной линии, их число было увеличено до 20, в том числе 4 – пеших. Согласно Второй ревизии с 1719 по 1748 год из села Уды взято в ландмилицию 47 казаков, они служат в Слободском ландмилицком полку.

Однодворческий уклад

Усадьбы болховецким служилым ещё в Пристенном определяются размером в 30х80 саженей, примерно 1 га, кроме того в общий «надел» входят: пашня, перелоги, овраги с колодцами, примерно 41 га поля на каждого, да ещё сенокосы по реке Уды и Пристенный лес, козиные и лосиные стойла, звериные и рыбные ловли и бобровые гоны.

Жители села Уды петровского времени преимущественно – однодворцы, бывшие «служилые по прибору». Заселяются Уды однодворцами, в основном, из соседних уездов, в конце XVII века – из Болховецкого уезда, в 1730-1740 годах – из Белгородского, Харьковского, Чугуевского, Карповского и Хотмыжского, село практически полностью великорусское.

Одной из особенностей однодворцев были внутрисословные браки, даже если для этого нужно было ехать за невестой в отдалённое село. Согласно Третьей ревизии, 34% браков однодворцы из Уд заключили с невестами из других однодворческих сёл Белгородского, Карповского, Хотмыжского уездов и слободы Мерефа Харьковского полка. Даже через 100 лет после своего основания однодворческие сёла поддерживают между собой родственные связи.
В 1780-х годах в Удах проживает 2715 жителей, из них 2060 – войсковые обыватели, потомки казаков (из однодворцев), и 655 однодворцев. В 1914 году – 5167 жителей, в 1926 – 6088, в 1990 – 1700, в 2017 – примерно 1100.

Преимущественно русским остаётся село Уды и в наше время, согласно переписи 2001 года 81% его жителей называют родным русский язык. Сегодня Уды относятся к Золочевскому району Харьковской области и находятся в 4 км от границы с Белгородской областью. В селе до сих пор есть район «Пристен», видимо, на месте сведённого Пристенного леса.

Наши выводы

Кто же эти «однодворцы», представшие сейчас перед нами в селе Уды? Историки наши и не наши написали по этому поводу много чего, зачастую противореча друг другу. Н.А.Добротворский в 1886 году приводит шутку однодворцев о самих себе: «Были когда-то мы панами, а теперь сума за нами». В этой шутке однодворцев больше исторической правды, чем во многих «исторических» писаниях о них.

Впервые служилые люди низших разрядов допетровской эпохи были названы официально «однодворцами» в петровском указе 1719 года о всеобщей переписи населения России.
"Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" (1890-1907) сообщает об однодворцах следующее: «Разряд однодворцев образовался из служилых людей, детей боярских и, преимущественно, низших разрядов – казаков, стрельцов, рейтаров, драгун и других засечных сторожей, селившихся в XVI – XVII веках на восточной и южной границах Московского государства для защиты его от ногайских и крымских татар. Служилые люди были и воинами и, земледельцами».

Известный русский историк Л.М. Савелов однозначен: «Однодворцы – потомки детей боярских. Нередко в какой-нибудь избе однодворца вы найдёте и древний свиток как доказательство этого». Некоторые современники однодворцев оставили нам более подробные воспоминания.

Состоявший на русской службе Густав фон Штрауман, написал в 1743 году мемуары, которые как бы подтверждают слова Савелова: «Эти однодворцы, наполняющие собой Воронежскую губернию, в прежние времена, почти наполовину, были, собственно говоря, дворяне, пользовавшиеся одинаковыми правами и привилегиями с другими, которые они почему-то утратили…» Подобным образом говорит о тульских однодворцах каширский дворянин П. Сумароков даже в 1838 году: «Сословие странное, неопределительное в наше время, жёны их – полубарыни, одеваются отлично от крестьянок, почитают звание своё «однодворки» высоким титулом, гордятся перед простыми поселенками, требуют уважения к себе».


Город Ефремов, дом на три семьи в однодворческом селе Хмельевое, основанном в 1642 году, в сегодняшнее время, рисунок Б. Евдокимова.
Город Ефремов, дом на три семьи в однодворческом селе Хмельевое, основанном в 1642 году, в сегодняшнее время, рисунок Б. Евдокимова.

С ними согласен тульский краевед В.И. Чернопятов: «В избах однодворцев вы наткнётесь на жалованную грамоту предков, каковую они берегут как святыню, с презрением относясь к петровской бюрократии». В «Воронежской беседе» за 1861 год краеведы Михаил де Пуле и Пётр Глотов пишут об однодворцах: «Это тип русского человека, представляющий нечто среднее между казаком и великороссом».

Сословие однодворцев было упразднено в 1866 году, почти сразу после отмены крепостного права в 1861.

Однако Н.А Благовещенский в 1889 году отмечает, что «благодаря родовой замкнутости общин, однодворческие роды сохранились в известной неприкосновенности до ХХ века, хотя исторической волной их отбрасывало с Тульских краёв в Орловскую, в Курскую губернии и далее. Даже в 1913 году Д.К.Зеленин пишет об однодворцах Тульской и Орловской губерний: «Наследственная дворянская гордость однодворцев – характерная черта, о которой говорят почти все наблюдатели».

Однодворцы в Петровское время

Какова была судьба сословия «однодворцев» в Петровское время, которым они в большинстве своём, видимо, не восхищались, если с «презрением относились к петровской бюрократии»?

В 1874 году некий М.Ф. Владимирский-Буганов комментирует закон 1736 года, в котором детям однодворцев запрещалось посещать школы: «Профессия однодворцев – составлять Ландмилиции,… однодворцы составляли народное поголовное ополчение, если их держать в школах до 15 лет, некогда им будет готовиться к своей профессии, и отцам их не кем будет заменить себя».

В 1735 году состоявший на русской службе Христофор Манштейн сообщает о Ландмилиции: «Это войско набрано из 200 тысяч бедных дворянских семей в областях Курской и Рыльской, так называемых однодворцев, владельцев одного двора, которые сами пашут землю, скажу мимоходом, что это превосходнейшее войско России».
Фельдмаршал граф фон Миних, сподвижник Петра Великого, во многом определявший военную политику России после Петра, принесший много побед русскому оружию в качестве командующего войсками, в 1750-е годы пишет в своих записках: «…кроме того, в России были ещё однодворцы – люди не зависевшие от дворянства и обязанные носить оружие, их насчитывалось 30-40 тысяч человек. Это те самые Однодворцы, из которых впоследствии были составлены Украинский корпус, названный Ландмилицией, лейбгвардии Измайловский и первый Кирасирский полки».

Миних недвусмысленно говорит и о том, почему однодворцев обязали служить в Ландмилиции: «Намерение при сем было такое, чтобы древнюю толпу избалованных и необузданных людей содержать в руках». Что имеет в виду Миних? Однодворцы поддерживали в своё время восстание Болотникова, поддерживали или сочувственно относились и к восстанию донского казака Пугачёва уже при Екатерине II. Они «презирали петровскую бюрократию», то есть были не вполне лояльны, поэтому Миних называет их «необузданной древнею толпой», которую нужно держать в военной узде, на военной службе.

Здесь нужно пояснить, что в 1735 году Курская и Рыльская области входили в обширную «однодворческую» Белгородскую губернию, упразднённую и разделенную между новообразованными соседними губерниями в 1779 году Екатериной II во время административной реформы, и сделавшей губернский Бел Город уездным «Белгородом» новообразованной Курской губернии.

Судя по историческом контексту, «однодворческая» Белгородская губерния была упразднена и разделена Екатерино II и её царедворцами из чувства неприязни к однодворцам, сочувствовавших ещё и Пугачёву, под предлогом административной реформы.

В эти же годы, после подавления Пугачёвского восстания, Екатерина II обрушивает репрессии на всё не вполне лояльное власти казачество: упразднены Запорожское, Поволжское и Яицкое казачьи войска, а река Яик переименована в «Урал», ограничено в правах и в территории Донское казачье войско. В то время как проявившее лояльность правительству Слободское украинское казачество, с центром в Харькове, получает преференции.

Однодворцы в «Казацких полках»

На военной службе однодворцы вполне оправдывают мнение о них Христофора Манштейна как о «превосходнейшем войске России». Это подтверждает сам А.В.Суворов, который в 1778 году докладывает Светлейшему князю Григорию Потёмкину: «Войско казацкое из однодворцев по Вашему указу сформированное, было пехотою при штурме и чудеса делало».

Суворов имеет в виду штурм турецкой крепости Очаков, тогда из однодворцев было сформировано несколько «Казацких полков». Заметим, что Суворов считает однодворцев уже казаками, и этим распространяет звание казаков и казачью службу и на стрельцов и всех прочих служилых людей «старого строя».

Общественный деятель К. Симонов сообщает нам о дальнейшей судьбе однодворцев. «В XVIII веке они переселялись правительством в предгорья Кавказа, оно рассматривало однодворцев как резерв казачьих войск на Кавказе. Этим убивалось сразу два зайца: решалась земельная проблема в России и размещались опытные воины на новых землях. Затем однодворцы переводились в казачье сословие, каковым они, по сути, и являлись с самого начала их появления. Поселившихся на Кавказской линии однодворцев, переведённых в казачество, стали называть «линейными казаками», они жили станицами и несли кордонную службу. В начале XIX века на линии поселили дополнительно ещё несколько станиц, набранных из бывших южных однодворцев, они составили Кавказский казачий полк».

Подводя итоги этим сухим фактам об однодворцах, можно сделать вывод, что они, в качестве служилого сословия из детей боярских, казаков и стрельцов, были военной опорой допетровской России, критически восприняли реформаторство Петра I, и за это пострадали: «Были когда-то мы панами, а теперь сума за нами».

Дети боярские были, фактически, дворянами, стояли выше казаков и стрельцов, были конной гвардией «боярских полков» и командовали «сотнями» казаков и стрельцов, но в петровское время были объявлены «однодворцами», уравнены в правах с казаками и массово переводились в казачье сословие и в казачью службу. Что было просто: они издавна несли казачью службу, были её верхушкой с самого появления их на исторической сцене.

Появляются они на этой сцене в качестве «детей боярских» на рубеже XVI–XVII веков в Береговом разряде на Оке, на Тульско-Рязанской засечной черте, а затем в качестве поселенного войска «историческими волнами» приходят в середине XVII века на Белгородскую черту, затем используются в петровское время в качестве казаков на Украинской линии, в войнах с Турцией, затем на Кавказской линии.

Собственно, однодворцы, происхождением с Тульских и Рязанских земель, стали важной составной частью русского казачества, формировавшегося, в основном, в допетровских Тульском, Рязанском и Белгородском разрядах, а затем в Белгородской и Воронежской губерниях. В Петровское время они стали конным резервом для имперской армии, и рассеялись в качестве казаков от Белгородской до Украинской и Кавказской линий. Последняя служба однодворцев – «линейные казаки» Кавказской линии.

Однако, как видим, на своих исконных землях в Туле, Орле, Воронеже, Белгороде, Курске и других городах до ХХ века оставались однодворческие сёла, сохранявшие старинный уклад жизни допетровских «боярских детей». Всё-таки не все из них «верстались» на службу на новые оборонительные линии, частично они оставались и на своих коренных землях, и до ХХ века были «однодворцами», в то время как их «верстанные» земляки на Белгородской, Украинской и Кавказской линии переводились в казачье сословие.

Виктор Каменев, участник Пушкинского клуба, г. Белгород

08.06.2020 - 11.06.2020

Используемая литература

1 «Краткая история села Уды: XVII – XVIII век», А.А. Росляков (Москва) и Т.А. Состин (Краматорск), сборник «Белгородская черта» №2, 2017, Константа, Белгород, 2017.

2 «Белгородская губерния», И.Г. Пархоменко, Белгород, 2002.

3 «Белгородская черта», В.П. Загоровский, издательство Воронежского университета, Воронеж, 1969.

4 «От Руси к России», Лев Гумилёв, Москва, АСТ, 2015.