Воспитание российского патриотизма на Западе

Наталья Иванова 26
То, что Россия не так агрессивна в информационной войне с Западом, верно. Нет такого бурного натиска,  такого количества СМИ, как на Западе, направленных на убеждение своих граждан, а также россиян в негодности и порочности государства по имени Россия.

Но есть несколько интересных моментов, увидеть и почувствовать которые можно лучше, если живёшь на Западе, наблюдаешь за происходящим с места событий.

На ютьюбе есть блог для немцев, переезжающих на постоянное место жительство в Россию. Там они делятся своим опытом, рассказывают, как они устроились, показывают свои новые дома, своё хозяйство. Проще, конечно, русским немцам, когда-то уехавшим на ПМЖ в Германию, а теперь возвращающимся назад в Россию. Даже если они уехали из Казахстана, у них есть возможность переехать в Россию. Оказывается, существует государственная программа, помогающая людям в переезде, в оформлении документов, в выборе места жительства.

Я смотрю иногда – мне интересно. И ведь не только русские немцы возвращаются, из Германии уезжают и «чистые» немцы. Согласна, их выбор понять трудно: язык сложный, менталитет не западный, климат суровый. И если немцы покидают Германию, то большинство эмигрирует в Испанию, Австралию или  Канаду. Но и в Россию немцы переезжают тоже.

И вот увидела на днях в этом блоге рассказ молодой немки, решившей уехать из Германии на постоянное место жительство в Крым. Она как бы и не совсем «чистая» немка – папа  у неё русский. Но мама у неё немка, родилась и выросла она в Германии, русского языка она не знает.

Её рассказ, почему она захотела уехать из Германии, побудительные мотивы – понятен всем немецким эмигрантам. Ведь люди уезжают не только потому, что у них нет перспективы в плане работы, или из-за разрушающейся немецкой идентичности. Многие говорят: не могу больше терпеть ложь, льющуюся из всех средств массовой информации, без никакой возможности услышать другую точку зрения. У этой девушки всё началось с 2014 года, когда поток лжи включился на полную мощность. Она справедливо отметила: о России и до 2014-го не было позитивных репортажей или статей, но та вакханалия, которая началась в 2014 году, превосходит все нравственные пределы. Я с ней согласна: то, как перекручиваются, умалчиваются и перевираются факты, как воспитывается в читателях и зрителях ненависть не только к России, но и к другому мнению в более широком смысле слова – я на протяжении более чем двадцатилетней жизни в Германии не видела.

То есть ложь, оказывается,  имеет огромную разрушительную силу. И как генералы информационной войны не понимают этого, не учитывают этот факт, мне странно. Может быть, они имеют в виду высказывание своего гуру Геббельса о том, что ложь, повторенная многократно, воспринимается как правда. Но это краткосрочный эффект лжи, потом ложь, как ржа, разъедает окружающее информационное пространство, и начинается её отторжение. То-то я не поняла, зачем Путин признался в наличии зелёных человечков в Крыму – этот факт можно было заорать и замолчать. И тут до меня дошло, что Россия начала играть вдолгую, Россия начала играть с позиции правды. Поначалу эта позиция кажется проигрышной, но прошло шесть лет, и несмотря на то, что у России на Западе есть только RT и Sputnik, она не выглядит проигрывающей стороной: Россию слушают, авторитет России вырос, России верят простые люди на Западе.

Всё время вспоминаю выборы президента России для россиян, проживающих в Германии. У нас в Ганновере были выездные выборы. Консульство сняло под избирательный участок здание клуба и опубликовало эту информацию на своей странице. Я думала: проголосую быстренько и побегу по своим делам. Когда я подъехала к клубу, я увидела, что все парковки в округе забиты, а у клуба стоит длиннющая очередь, как в былые времена в Союзе, когда выбрасывали дефицит. Я встала в эту очередь, понимая, что день пропал. В очереди были и интеллигенты из Москвы и Питера (их легко можно узнать по выражению лиц – они такие...не как все, особенные), и бывшие провинциалы – в меховых шапках, привезённых из России, в «праздничных» драповых пальто. Это не русские немцы. Русские немцы сразу получают немецкое гражданство. Это – ненемецкие члены семей русских немцев – им гражданство не дают. И люди, приехавшие в Германию по еврейской эмиграции. И, конечно, такие, как я – попавшие в Германию вообще ни по какой эмиграции, а занесённые сюда волею судеб. Но что характерно: эти люди, живущие в Германии пару десятков лет, имеющие работу и право на получение немецкого гражданства, по какой-то причине не стали получать это гражданство. Как я их понимаю: я много лет назад тоже отказалась от предложенного мне гражданства, решив остаться гражданкой России. (Вспоминаю тот день в департаменте по делам иностранцев, когда чиновник меня спросил, почему я не подаю на немецкое гражданство, я же могу его получить на раз, у меня же все предпосылки: многолетнее проживание на территории Германии, знание языка,финансовая стабильность. На это я ответила, что у меня уже есть одно гражданство - российское, и оно меня устраивает. И потом долго смеялась над реакцией чиновника. Он с досадой махнул рукой и сказал: «Вот все так говорят». Я поняла, что я не одна такая «упёртая». Это меня удивило, но и обрадовало.)

Очередь жила своей жизнью: люди рассказывали о том, откуда они приехали, как они здесь устроились, шутили, возмущались лживой пропагандой немецких СМИ, удивлялись на немцев, ведущих себя, как теляти: их ведут на забой, а они покорно идут. Нас впустили уже в предбанник. Через стеклянную дверь мы могли уже видеть избирательный участок. И тут через боковую дверь ввели Ходорковского. Два охранника сопровождали его, ему быстро дали бюллетень, он его заполнил, и они так же ушли – быстро и через боковую дверь. Очередь молча наблюдала за происходящим. Я уже хотела возмутиться: а почему этот голосует без очереди, но осеклась. Меня поразила  реакция на происходящее совсем простых людей из российской глубинки: они смотрели на всё молча, с презрением, потом хмыкнули, отвели взгляды от стеклянной двери и продолжили свои разговоры. Они встали ни свет ни заря, приехали сюда со всей Нижней Саксонии, и они знали, за кого они хотят проголосовать. Результат Путина за границей составил 80%.

Так что, лгите дальше, господа хорошие. Вы воспитываете своей ложью любовь к России даже у людей, прежде никогда не задумывавшихся о патриотизме. Они давно уехали на ПМЖ из России в Германию, устроились здесь. Многие нашли работу, обзавелись своим жильём. И вдруг их осенило: кормушка и крыша над головой – не главное. Видимо, по своей сути они так и остались русскими – они не любят врать и не выносят, когда им навязывают ложь.