1. 3. Наркотическая духовность

Сергей Михальчук 2
Христианская Философская Антропология

Аскетическая Антропология

Антропологические аспекты наркозависимости

1. Влияние наркомании на человеческую природу.

1.3. «Наркотическая духовность»

По учению апостола Павла (1Фес. 5.23) и последующих ему святых отцов, человеческую природу необходимо рассматривать в трёх взаимосвязанных аспектах:
- плотском, человек как явление мира материального, физического, видимого;
- душевном - явление мира сверхматериального, чувственно - и умопостигаемого; и
- духовном, - мир ангельский, постигаемый только умом, т.е. область нравственного выбора человеческой личности, открытый влиянию, как благодатного мира Духа Святого, так и духов злобы поднебесных.
Человек, таким образом, объединяет в себе всё мироздание, являясь «венцом творения» Премудрости Божественной.
Именно поэтому человек называется «микрокосмосом». Человек   призван освятить мироздание и привести его в гармонию с Богом через самого себя. В себе человек находит источник благодати Духа Святого, и он же является источником её для всего окружающего. Поэтому судьба Вселенной прямо и всецело зависит от каждой конкретной человеческой личности.
Дух Божий в человеке является источником жизни (Быт. 2.7), поэтому человеческая духовная сфера не отделима от ума и чувства человека, ибо ни мысль, ни чувство, не отделимы от нравственного выбора человека.
С грехопадением человеческая природа исказилась. Грех открыл всё: от физического тела человека до его духовной жизни влиянию духов злобы. Человек нарушил в себе связь с Богом - и умер духовно, следствием чего явилась смерть биологическая. «Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает». [14]

[14] Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. Сл.73

Вместо любви духовным идеалом стала гордыня, вместо самоотдачи появился эгоизм. Человек перестал жить для мира, перестал быть владыкой и хранителем его - кем он являлся изначально (Быт. 1.28), а стал в мире потребителем, начав жить для себя самого.
Он перестал видеть в себе образ Божий, образ любви и милосердия. Но стал поклоняться образу, созданному грехом - образу «Себя - владыки мира», воспринятому им от диавола: - «…нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Эгоизм обособил личность, обратив внимание и силы души человеческой только на себя самого. Гордость «замкнула» человека, затворила наедине с его собственными желаниями и эмоциональными ощущениями. И человек оказался в «ловушке», самой для него жестокой и непереносимой - в одиночестве.
Одиночество противоестественно для человека, так как любовь, ради которой он был создан, подразумевает общение и самовыражение в творчестве. Одиночество - это духовный «вакуум», который томит душу, его необходимо чем-то постоянно заполнять.
Сознательно оборвав связь с Творцом, человек потерял возможность полноты общения с другими личностями. Это общение уже строится не по закону любви, а по другим законам, среди которых наиглавнейший - закон собственной выгоды.
В этом-то и состоит сущность эгоизма, когда человек заботится только о себе; «себя ставит целью, а других всех считает средством» - пишет Феофан Затворник. [15]

[15] Цит.: Вадим Коржевский. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. С.260

По природе своей человек не может находиться в «нейтральном» состоянии духа: он пребывает либо под покровом благодати, либо под воздействием злых сил. Причём, чтобы творить добро, ему необходимо прилагать огромные волевые усилия, так как воля падшего человека, через пристрастие к порокам, находится в подчинении у завистника и «отца лжи».
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» (Мф. 6.24) - сказал Господь Иисус Христос.
Алкоголь, похоть и наркотики - «синтетические» заполнители духовного вакуума, они дают человеку на время забыть о реальном положении вещей. Они не избавляют человека от одиночества, а «приукрашают» его новыми ощущениями, заставляя на мгновения поверить в свою самобытность и самодостаточность. Помните: - «…будете как боги…».
Из страха перед действительностью человеку приходится вновь и вновь «самоутверждаться», пока он настолько не замыкается в себе, сталкиваясь с неудачами своего самоутверждения, что начинает стремительно деградировать.
Развитие личности состоит не в накоплении информации или эмоциональных переживаний в замкнутом сознании, а в самовыражении и реализации своих способностей в отношении к другим личностям. Наркомания же сводит все таланты и способности к одному – приобретению средств необходимых для получения удовольствия.
Пока человек находится под покровом благодати, с Богом, он не доступен для воздействия на него тёмных сил. Но падшее состояние его природы ставит свободу его личности перед необходимостью выбора между светом и тьмою. И личность, сознательно избирающая тьму, должна «постоянно вытравливать» из своего сердца все проблески Божественного Света.
Чтобы пребывать в добродетели, необходимо постоянное трезвение и бодрость духа. Стоит только «расслабиться», как на «контакт» с душой приходит искуситель. Чтобы этот контакт был более эффективным, со стороны человека необходима полная покорность воли. А ничто так не притупляет и не покоряет человеческую волю, как наркотическое опьянение.
Многие шаманы и медиумы, для того, чтобы ввести себя в транс и стать «проводником» для мира спиритуального, употребляют наркотические вещества. Недаром ни одно языческое, в том числе и сатанинское, действо не мыслятся без разгула похоти и наркотиков. Этим же отличаются и некоторые сексты.
Человек, охваченный наркотической страстью, прямо или косвенно подпадает под влияние злых сил. Это подчинение приводит к полному порабощению личности, а значит и духовной сферы человека. Причём некоторые осознанно признавали себя «рабами» какой-то неизвестной силы, движущей ими даже вопреки их желанию и здравому смыслу. Тот, кто пытался вырваться из этих сетей, в конце концов, осознавал своё полное бессилие, и чувство безнадежности часто приводило к непредсказуемым последствиям.
«Отец лжи и всякой злобы, сообщив человеку своё зло, неотвратимо смешался с ним, вступил в общение с его естеством, некоторым образом оказался пребывающим внутри, воюя и пленяя его. … Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу. Лукавый князь царства тьмы, в начале пленив человека, так обложил и облёк душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царём и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе всё царское. Так лукавый князь облёк душу грехом, всё естество её, и всю её осквернил, всю пленил в царство своё, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена её, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облёк её в порфиру тьмы. Как в теле (при болезни) страждет ни один его член, но всё оно всецело подвержено страданиям: так и душа вся пострадала от немощей порока и греха. Лукавый всю душу облёк в злобу свою, то есть в грех» - пишет преподобный Макарий Египетский. [16]

[16] Цит.: Вадим Коржевский. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. С.274-275

Первое правило борьбы с грехом - это борьба с греховными помыслами. А в 
состоянии «кайфа» и аффекта человек порой не в состоянии контролировать свои поступки, не то, чтобы помышления. Поэтому наркомания является прямым «каналом», посредством которого падшие ангелы «предлагают» человеку все, что им угодно, пользуясь психоделическим гипнозом сознания человека.
Бог даёт человеку жизнь, дьявол же влечёт его на смерть, которая является для «завистника рода человеческого» главной целью его общения с человеком, ибо суть его восстания против Бога - стремление к не-бытию. Но он знает, что в любой момент человек может обратиться с покаянием к Творцу, и луч веры исцелит его «загнивающее естество». Поэтому, чтобы наверняка лишить человека этой возможности, силы бесовские всеми путями стремятся довести его до состояния депрессии (уныния и следующего за ним отчаяния). В этом состоянии человек наиболее подвержен различным внушениям со стороны «ненавистника рода человеческого», и его легко столкнуть с одного из двух «обрывов», ведущих в безвозвратную бездну мучения - это самоубийство или умопомешательство.
Состояние депрессии возникает у наркомана после окончания наркотического опьянения (так называемой попуски), но чем длительнее время «раскумаривания», тем сильнее «попуски», которые могут перейти в «ломку» не только психологическую, но и физическую.
Осознавая это и оттягивая момент страданий, наркоман «разгоняет дозу», пытаясь погасить последние «искорки» Божественной любви до тех пор, пока само это отречение от Божественной любви не начинает причинять огромные мучения, так что даже в наркотике он перестаёт получать удовольствие. И продолжает употреблять его дальше только из-за страха перед грядущими муками «ломки».
Бедные и несчастные люди, которые уже здесь на земле, обманувшись мнимыми удовольствиями, оказались в «геенне» мучений адских!
Когда проходит опьянение и во время «ломки» человек «прозревает», то его взору открывается реальность его бессмысленного «нечестивого» бытия. И если в своём сердце он не находит ни малейшей надежды на изменение и новое осмысление своей жизни, то давно уже разочаровавшись во всех, кроме себя, он понимает, что и для себя жить так, как он живёт, смысла нет. Выход из этого ему с «радостью» подскажет «отец лжи»: самовольный уход из жизни, последний шаг, чтобы навсегда «порвать» с Жизнью и захлопнуть «двери» своего сердца перед милосердным взглядом Распятого Спасителя.